Катастрофа Ми-171 на Алтае 9 января 2009 года

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Катастрофа Ми-171 на Алтае
Общие сведения
Дата 9 января 2009 года
Характер столкновение с горой
Место Флаг России Кош-Агачский район, Республика Алтай
Координаты 49°35′12″ с. ш. 088°32′07″ в. д.HGЯO
Погибшие 7
Воздушное судно
Модель Ми-171
Авиакомпания Флаг России Газпромавиа
Пункт вылета Флаг России Бийск
Пункт назначения Флаг России Кош-Агач
Бортовой номер RA-22463
Дата выпуска 2008
Пассажиры 8
Экипаж 3

В катастрофе Ми-171 на Алтае 9 января 2009 года четверо человек были ранены, погибли семеро, в том числе полномочный представитель Президента РФ в Государственной думе Александр Косопкин. Вертолёт вылетел в 8:45 из Бийска, подобрал пассажиров-охотников в районе села Чемал и в 12:11 в результате человеческого фактора потерпел крушение, столкнувшись со склоном горы Чёрная. В поисковой операции, которая продлилась до 11 января, принимало участие 283 человека и 13 единиц авиатехники[1][2].

Воздушное судно

Разбившийся вертолёт Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа» (регистрационный номер RA-22463) был произведён в конце 2007 года на Улан-Удэнском авиационном заводе. Налёт составил лишь 267 лётных часов при назначенном ресурсе 7500 лётных часов и сроке службы 25 лет[3]. Последнее плановое техническое обслуживание вертолёт прошёл 28 ноября 2008 года[2]. Одной из первоначальных версий был отказ двигателей, в дальнейшем вертолёт был признан полностью исправным[1].

Пассажиры и экипаж

На борту вертолёта было 11 человек, в том числе 3 члена экипажа. Погибли 7 человек, выжили 4[2].

Погибли на месте крушения
  • Алексей Баяндин (род. 1951) — командир воздушного судна, пилот первого класса. Налёт на Ми-8 — 8090 часов[3], в качестве КВС Ми-171 — 62 час 20 мин[2];
  • Александр Вертей (род. 1950) — бортмеханик;
  • Василий Вялков — руководитель ансамбля «Ярманка» села Турочак;
  • Виктор Каймин — председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай;
  • Александр Косопкин — полномочный представитель Президента РФ в Государственной думе;
  • Сергей Ливишин — сотрудник аппарата Госдумы РФ; (погиб через несколько часов)
  • Владимир Пидопригора — командир лётного отряда Горно-Алтайска.
Выжили
  • Максим Колбин (род. 1985) — второй пилот, пилот третьего класса. Налёт на модификациях вертолёта Ми-8 — 1570 часов, в том числе на Ми-171 — 26 час 30 мин[2];
  • Анатолий Банных — вице-премьер Республики Алтай, представитель правительства республики в Москве;
  • Борис Белинский — предприниматель;
  • Николай Капранов — главный эксперт объединённого экспертного совета комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству.

Ход полёта и причины крушения

11 июня 2009 года эксперты из Межгосударственного авиационного комитета по итогам расследования опубликовали финальный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия, восстановив ход полёта и причины катастрофы[2].

9 января в 8:45 по местному времени (UTC+6) вертолёт с четырьмя членами экипажа взлетел с аэродрома города Бийска. В 9:30 совершил посадку на площадке «Турсиб» в районе села Чемал и без документального оформления и выключения двигателей взял на борт восемь пассажиров. В 9:35 вертолёт взлетел и взял курс в район населённого пункта Кош-Агач[2]. В телеграмме Росавиации, опубликованной 19 января, указано со ссылкой на показания выжившего второго пилота Максима Колбина, что в районе Усть-Сема командир воздушного судна потребовал от второго пилота уступить своё рабочее место пассажиру Владимиру Пидопригоре, командиру лётного отряда Горно-Алтайска. В дальнейшем Колбин в управлении вертолётом не участвовал и был в пассажирской кабине[3]. В 10:57 командир воздушного судна сообщил диспетчеру о прибытии в район Кош-Агач: «Будем работать аэровизуально на высоте 300 метров истинной, контрольная связь по нолям»[2].

В условиях гористой местности экипаж снизился на недопустимо малую высоту бреющего полета. Команда приступила к поиску, загону и отстрелу диких животных с высадкой охотников, а также к отстрелу животных с воздуха. При выполнении форсированного правого разворота при попытке захода для выполнения зависания и взятия на борт туши, вертолёт в 12:11 столкнулся с крутым склоном горы Чёрная (3431 м)[2].

После повреждения рулевого винта у вертолета возник резкий разворачивающий момент, он ударился о склон передней стойкой шасси, левой стороной кабины экипажа и колесом левой основной стойки шасси. Машину развернуло практически на 180 градусов и она сместилась по склону, сминая хвостовую балку. В результате падения была разрушена кабина экипажа, лопасти несущего винта, стойки шасси, хвостовая и концевая балки, разрушен рулевой винт и фюзеляж[2].

По результатам анализа экспертов-метеорологов удалось восстановить фактическую погоду на момент крушения на высоте крушения (2922 метра над уровнем моря): ветер неустойчивого направления 2-3 м/с, видимость 20 км, 1-2 октанта верхней облачности, температура минус 26-28° С[2].

Спасательная операция

Экипаж вертолёта не вышел на запланированный сеанс радиосвязи, и в 13:26 был объявлен сигнал «Тревога». На поиск вертолёта в 14:27 вылетел самолет Ан-2 и осуществлял визуальный поиск по всему предполагаемому маршруту до населённого пункта Иня. Самолёт вернулся в 18:18 в Горно-Алтайск к 18:18 с заходом солнца. Поиск результатов не дал.
В 17:45 с аэродрома Толмачево был поднят самолет Ан-12, принадлежащий ВВС России. Экипаж выполнил визуальный и радиотехнический поиск в районе предполагаемого нахождения вертолета Ми-171. Поиск результатов не дал[2].

10 января поиск пропавшего вертолёта осуществлялся двумя вертолетами Ми-8, самолетами Ан-2, Ан-12 и Ан-74. В Горно-Алтайске был создан оперативный штаб для руководства поисково- спасательными работами. В наземном поиске были задействованы 129 человек, 13 единиц техники и конные дозоры. Поиск результатов не дал[2].

11 января поиск с воздуха осуществляли 5 вертолетов Ми-8, самолеты Ан-2 и Ан-74. В наземном поиске были задействованы 46 человек и 7 единиц техники. Вертолёт был обнаружен в 15:30 поисковым вертолётом Ми-8 АКГУП «Алтайские авиалинии» и спасателями Горно-Алтайской РПСБ Росаэронавигации[2].

Спасатели обнаружили на месте катастрофы 7 погибших, двух тяжелораненых и одного человека с серьезными травмами (у троих выживших диагностировано переохлаждение, множественные переломы, ушибы и ожоги). Пострадавшие доставлены вертолётом Ми-8 МТВ МЧС на лечение в Барнаул. Оставшийся в живых второй пилот, имевший незначительные травмы, ушёл искать людей и был позже подобран поисковой группой погранзаставы[2].

Выводы по результатам поисковой операции и уголовное расследование

12 января были обнаружены параметрический и речевой самописцы, 13 января эксперты МАК приступили к расшифровке записей. К 3 марта был закончен полевой этап расследования катастрофы. Наконец 11 июня Межгосударственный авиационный комитет опубликовал финальный отчёт о крушении вертолёта[2][4].

В своём отчёте эксперты МАК отметили несколько причин, обусловивших длительный поиск места крушения[2]:

  • Радиомаяк АРМ-406П в автоматическом режиме не сработал, а второй пилот Максим Колбин не сумел правильно включить его в ручном режиме и не воспользовался аварийной радиостанцией Р-855.
  • Экипаж вышел на связь с диспетчером аэропорта Горно-Алтайска с докладом о продолжении работы в районе Кош-Агач, фактически дезинформировав о своём истинном местоположении (46 км от названного населённого пункта).
  • В центрах слежения за полётами и на воздушном судне не было установлено оборудование Inmarsat, позволяющее контролировать местоположение в реальном времени.

Также комиссия отметила, что аналогичные происшествия, связанные с изменением характера полётного задания и нарушением безопасных высот при полётах на вертолётах в горной местности, происходили по крайней мере три раза за последние семь лет: в районе Абакана 28 апреля 2002 года разбился Ми-8 (погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь), в катастрофе Ми-8 на Камчатке 20 августа 2003 года погиб губернатор Сахалина Игорь Фархутдинов, в районе Сеймчана в Магаданской области 15 сентября 2007 года погибли иностранные граждане[2].

Уголовное расследование

По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело. Его дважды прекращали (в августе 2009 и в январе 2010 года) с формулировкой «в связи с гибелью лиц, подлежащих к привлечению в качестве обвиняемых». Однако эти постановления дважды отменялись руководством Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а дело отправлялось на дополнительное расследование[5]. Непосредственным виновным в крушении был признан командир воздушного судна[6]:

Как установило следствие, вертолёт разбился из-за нарушений правил безопасности движения и эксплуатации вертолёта, которые допустил командир воздушного судна.

Кроме того, в причинно-следственной связи с крушением вертолёта и наступлением общественно-опасных последствий находятся также действия пассажира вертолёта Пидопригоры В. П., который с согласия командира воздушного судна Баяндина А. Д. был допущен на рабочее место второго пилота, совершал активные действия по управлению вертолётом и допустил ошибку при пилотировании.

Браконьерская охота

13 января на сайте ИА «Алтапресс» были опубликованы снимки с места катастрофы с застреленными архарами — алтайскими горными баранами, занесёнными в Красную книгу России[7][8].

По словам выжившего в катастрофе Анатолия Банных лицензиями на отстрел животных занимался погибший председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин[9]. У охотников были лицензии на двух сибирских горных козлов и одного марала[10]. Представители Всемирного фонда дикой природы совместно с российским отделением Greenpeace направили обращение в прокуратуру с требованием расследовать охоту на архаров и убийство трёх особей[11][8][12].

21 апреля 2009 года Главным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по факту незаконной охоты в Республике Алтай (ст. 258 УК РФ). В своём интервью газете «Московский комсомолец» Анатолий Банных рассказывал, что с вертолёта велась охота в том числе и на архаров, но в этом принимали участие только погибшие Ливишин и Косопкин[9]. По итогам расследования в качестве обвиняемых по делу о незаконной охоте были привлечены трое выживших пассажиров вертолёта, 14 декабря 2010 года дело поступило в Кош-Агачский районный суд[13][14]. 23 мая 2011 года суд решил, что обвинительная сторона не предоставила достаточных доказательств вины подсудимых и признал их невиновными в незаконной охоте[15], 27 мая приговор был обжалован прокуратурой[16]. 11 августа Верховный суд республики Алтай отменил оправдательный приговор и направил дело вновь в Кош-Агачский суд для рассмотрения новым составом судей[17]. 16 декабря 2011 года суд закрыл уголовное дело о незаконной охоте на архаров на основании ходатайства обвиняемых о прекращении уголовного преследования в связи с истечением срока давности[18].

Примечания

  1. 1,0 1,1 В операции по поиску вертолета Ми-171 было задействовано 283 человека и 13 единиц авиатехники. Regnum (13 января 2009). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 «Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия» (недоступная ссылка). Межгосударственный авиационный комитет (11 июня 2009). Дата обращения: 1 сентября 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Телеграмма Росавиации № 190954 (недоступная ссылка). Межгосударственный авиационный комитет (19 января 2009). Дата обращения: 1 сентября 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  4. Расследование катастрофы Ми-171 RA-22463 (недоступная ссылка). Межгосударственный авиационный комитет (11 июня 2009). Дата обращения: 1 сентября 2016. Архивировано 16 февраля 2017 года.
  5. Дело о крушении Ми-171 в горах Алтая продлено до 5 июня. РИА Новости (5 мая 2010). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
  6. Дело об аварии Ми-171 с чиновниками, охотившимися на архаров, закрыто. РИА Новости (6 ноября 2009). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
  7. Константин Воронов. Погибшие охотники попали в Красную книгу. Коммерсантъ (14 января 2009). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  8. 8,0 8,1 WWF и Greenpeace обратятся в генеральную прокуратуру РФ по факту незаконной охоты на аргали с вертолета. ИА «Алтапресс» (14 января 2009). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
  9. 9,0 9,1 Юлия Калинина, Анатолий Банных. Три дня в аду. Московский комсомолец (24 июня 2010). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 8 ноября 2016 года.
  10. У высокопоставленных охотников, погибших в горах Алтая, были лицензии на охоту. Regnum (15 января 2009). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  11. Олег Рубникович, Константин Воронов. VIP-охотников заподозрили в браконьерстве. Коммерсантъ (15 января 2009). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  12. Константин Воронов. VIP-охотники разбились при зависании. Коммерсантъ (5 февраля 2009). Дата обращения: 1 сентября 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  13. Татьяна Кузнецова. Архары дошли до суда. Российская газета (15 декабря 2010). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  14. Дело о незаконной охоте чиновников с Ми-171 на Алтае поступило в суд. РИА Новости (14 декабря 2010). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
  15. Оправданы участники VIP-охоты на архаров в Горном Алтае (недоступная ссылка). РБК (23 мая 2011). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 20 июня 2013 года.
  16. Прокуратура обжаловала оправдательный приговор по делу о незаконной охоте на Алтае. Ведомости (27 мая 2011). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 28 сентября 2016 года.
  17. Оправдательный приговор по делу об охоте на архаров отменён. Лента.ру (11 августа 2011). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  18. Уголовное дело об охоте на архаров с вертолёта прекращено. Лента.ру (16 декабря 2011). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.

Ссылки