Карозио, Маргарита

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Маргарита Карозио
Margherita Carosio
Основная информация
Профессии оперная певица
Годы активности 1924—1959

Маргарита Карозио (также Маргерита, итал. Margherita Carosio, 7 июня 1908, Генуя — 10 января 2005[1][2]) — итальянская оперная певица, лирическое сопрано. Карозио была одной из ведущих певиц своего времени, пела главные партии до первой половины 1960-х годов.

Биография

Карозио родилась Генуе, её отец Натале Карозио был композитором и преподавателем пения. Отец помогал Маргарите в период обучения в университете и в начале её концертной карьеры. Карозио впервые выступила на публике невероятно молодой, в возрасте 14 лет. В 1924 году, шестнадцатилетней, она дебютировала в виртуозной роли Лючии ди Ламмермур в Нови-Лигуре. Вскоре после дебюта ирландская певица Маргарит Шеридан рекомендовала её Королевскому оперному театру Ковент-Гарден на роль Фёдора в опере Мусоргского «Борис Годунов», где заглавную партию пел Фёдор Шаляпин. Почти все артисты пели на итальянском языке, Шаляпин по-русски, а хор — на французском языке. Сохранилась запись сцены смерти, на которой легко различим чистый голос Карозио. Позже Карозио говорила, что работа с великим русским певцом помогла ей понять, что значит не просто изображать персонаж, а быть им.

Артистический дар и способность Карозио к перевоплощению особо отметил Лаури-Вольпи, посвятивший ей целую главу в известной книге «Вокальные параллели». Исполнение партии Эглоги в мировой премьере оперы Масканьи «Нерон» в 1935 году вызвало бурю восторженных рецензий, и по мнению Лаури-Вольпи, дало старт стремительному взлёту карьеры певицы [3].

В 1928 году в Ковент-Гарден 19-летняя Кариозо пела Мюзетту[4] в «Богеме» и снова встретилась на сцене с Шаляпиным в «Борисе Годунове». В следующий раз она появилась в Лондоне только после Второй мировой войны, в 1946 году. На этот раз она прибыла как примадонна неаполитанской оперной труппы театра Сан-Карло и была очень выразительна в роли Виолетты («Травиата» Верди). Виолетту Карозио уже высоко оценили неаполитанские зрители. Элегантная, красивая, миниатюрная, очаровательная и пафосная одновременно, всем обликом напоминающая Мадонну, Карозио казалась специально созданной для этой роли. На следующих гастролях она представила одну из самых характерных своих ролей — взбалмошную Адину («Любовный напиток» Доницетти). Эта партия, исполненная в Ла Скала, сохранилась в записи на лейбле EMI.

Очень скоро Карозио уже пела по всей Италии, в ролях, которые требовали лёгкого колоратурного сопрано, которым обладала певица. Она пела Амину («Сомнамбула» Беллини), Норину («Дон Паскуале» Доницетти), Констанцию («Похищение из сераля» Моцарта). Карозио дебютировала в Ла Скала в 1929 году в роли Оскара («Бал-маскарад» Верди), затем спела прелестную Филину в опере Тома «Миньон». Карозио исполнила в Ла Скала множество партий, все с неизменным успехом, в особенности Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. В этой роли она с большим успехом выступила на Зальцбургском фестивале в 1939 году[5].

На сцене Ла Скала, где она выступала до 1955 года, Карозио пробовала себя и в менее привычном для лёгкого сопрано репертуаре: Церлина («Фра-Дьяволо» Обера), Царица Шемаханская и Волхова («Золотой петушок» и «Садко» Римского-Корсакова), Соловей («Соловей» Стравинского). Карозио исполнила роль Аминты в итальянской премьере оперы Штрауса «Молчаливая женщина».

Известен случай, когда в январе 1949 году из-за недомогания Карозио Марии Каллас пришлось за пять дней выучить партию Эльвиры («Пуритане» Беллини), не прекращая выступлений в роли Брунгильды в вагнеровской «Валькирии» в Ла Фениче. Этот подвиг вошёл в историю оперы и открыл драматические возможности репертуара бельканто, вызвав его ренессанс. Новая манера исполнения этих партий отодвинула на второй план лёгкие и нежные голоса, каким обладала Карозио.

Начиная с 30-х годов, началась также небольшая карьера в кино, в музыкальных фильмах. Среди них Королева лестницы (1936) в Camillo Mastrocinque, Ангелы на земле (1942), где играет роль сопрано Аделины Патти. Исполнила роль музыкантши в драматическом фильме Джорджо Уолтера Чили Разведенный (1954). Получила предложение от MGM в Голливуде, но отвергла его из-за недостатка времени. В кинематографе Карозио успеха на добилась.

В последние годы творческой карьеры Карозио более склонялась к лирическим персонажам вроде Мими («Богема» Пуччини) и Виолетты. В 1954 в Ла Скала Карозио спела в опере Менотти «Амелия едет на бал».

Она ушла со сцены в 1959 году и в последующие сорок лет занималась журналистикой и музыкальной критике. Скончалась в Генуе в возрасте 96 лет. Голос Карозио запечатлен в многочисленных записях.

Примечания

  1. The Guardian, 20 January 2005. Дата обращения: 10 января 2016. Архивировано 27 октября 2009 года.
  2. The Independent, 28 April 2005. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 9 марта 2016 года.
  3. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели / пер. с итал. Ю. Н. Ильина. — Л.: Издательство "Музыка", 1972.
  4. Маргарита Карозио (Margherita Carosio) | Belcanto.ru. www.belcanto.ru. Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
  5. Цодоков Е. Маргарита Карозио. Belcanto.ru (18 июля 2011). Дата обращения: 10 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.

Литература

  • The Last Prima Donnas, by Lanfranco Rasponi, Alfred A Knopf, 1982. ISBN 0-394-52153-6
  • «Margherita Carosio. La diva che amava i gioielli», by Andrea Lanzola, in «Étude» n° 31, July-August-September 2005 (Association internationale de chant Lyrique TITTA RUFFO. Site: titta-ruffo-international.jimdo.com).