Перейти к содержанию

Мадонна (искусство)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Золотая мадонна из Эссена» (ок. 980 г.)

Мадонна (итал. Madonna, сокращение от итал. Mia Donna, Nostra Donna — Мадонна) — традиционное для итальянской католической культуры титулование Девы Марии, Матери Иисуса Христа (лат. Mater Domini)[1].

В истории изобразительного искусства традиционная иконография, представляющая изображение Девы Марии, чаще с Младенцем Иисусом, в отдельных случаях с Иоанном Крестителем, Святой Анной, Святым Иосифом («Святое семейство») либо с «избранными святыми» — так называемое Святое Собеседование.

История формирования католической иконографии Мадонны

В искусстве стран Западной Европы образ Мадонны, или Девы Марии, складывался на основе византийских традиций и значительно позднее образов Иисуса Христа (Св. Мандилиона и Ахиропиита). Наиболее ранние образцы IV—V веков c изображениями сидящей на троне Девы с Младенцем на руках восходят к древнейшим культам египетской богини Исиды, распространённым в императорском Риме. Во время мистерий в храме, расположенном на Эсквилине (лат. Collis Isaeum — Холм Исиды), к статуе сидящей на троне Исиды с младенцем Гором на руках обращались «Моя Госпожа». Наиболее раннее изображение Марии с младенцем Христом найдено в римских катакомбах Присциллы.

Догмат о почитании Девы был принят только в 431 году на III Вселенском соборе в Эфесе. Поскольку в Евангелиях мало сообщается о земной жизни Девы Марии художники обращались главным образом к апокрифам. Значительное влияние на западноевропейскую иконографию Девы Марии имело формирование куртуазной культуры Средневековья. Так, например, во Франции XIII века появилось новое именование Богоматери — «Нотр-Дам» (фр.  Notre-Dame — Наша Дама, Владычица Наша)[2].

В XII—XIII веках в результате борьбы с несторианами (отрицавшими роль Марии как «Богородицы») разнообразные изображения Мадонны стали сопровождать надписями: «Мария, Матерь Божия» (лат. Maria Mater Dei), «Святая родительница Божия» (лат. Sancta Dei Genetrix).

Художники средневековой Италии при создании Мадонн долгое время следовали византийским образцам — иконам с изображением Богородицы. Концом X века датируется первое скульптурное изображение Мадонны, выполненное на севере Европы, — «Золотая мадонна из Эссена». С началом Крестовых походов на юге Европы получили распространение чёрноликие мадонны. В эпоху Возрождения стали появляться станковые картины с изображениями Мадонны с Младенцем в образах типичных молодых итальянок в современных костюмах на фоне природы («Мадонна в зелени», «Мадонна со щеглом», «Прекрасная садовница»). Большие циклы «мадонн» создавали Джованни Беллини, Мантенья, Перуджино и Рафаэль Санти с учениками (см. Мадонны Рафаэля).

Примечания

  1. Зорько Г. Ф. Новый большой итальянско-русский словарь. — М.: Русский язык — Медиа, 2004. — С. 337.
  2. Власов В. Г. Мадонна // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — 2-е изд., доп. и перераб. — Т. V: Л — М.. — СПб.: Азбука-классика. — 2006. — 758 с.: рис., портр., фото, 8 вкл. л. чёрно-б. + цв. ил. — ISBN 5-352-01922-5. — С. 213—255.

Ссылки