Беллини, Винченцо
Винченцо Беллини | |
---|---|
Vincenzo Bellini | |
Основная информация | |
Полное имя | Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини |
Похоронен(а) | Кафедральный собор Катании |
Профессии | композитор |
Награды | |
Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Белли́ни (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801, Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор, автор 11 опер[1].
Биография
Учился в неаполитанской консерватории у Николо Дзингарелли, писал сначала произведения инструментальной и церковной музыки. Первая опера Беллини, «Адельсон и Сальвини», была исполнена на сцене консерватории в 1825 году. В 1826 театр Сан-Карло поставил его оперу «Бьянка и Фернандо» с таким успехом, что в 1827 он получил уже заказ от театра Ла-Скала в Милане. Беллини написал для последнего оперу «Пират», имевшую блестящий успех; еще больший успех имела в следующем году «Чужестранка». За ними последовали «Заира», провалившаяся в Парме, «Капулетти и Монтекки» (Венеция) и «Сомнамбула» (Милан)[2].
В 1833 Беллини окончательно переселился в Париж, где пользовался хотя кратковременным, но громадным успехом; ему суждено было написать еще лишь одну оперу, «Пуритане», которая была поставлена в 1835 в Théâtre italien[2].
Творчество
За свою недолгую жизнь он написал 11 опер, из которых только одна («Заира») не имела успеха, — остальные обошли большинство европейских сцен. Лучшие из его опер: «Капулетти и Монтекки» (итал. I Capuleti e i Montecchi, 1830), «Сомнамбула» (1831), «Норма» (1831), «Пуритане» (1835)[3].
Сила дарования Беллини — в его мелодиях, близких народным, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Общий характер его музыки — мягкий, с оттенком грусти. В простоте оперного письма Беллини можно видеть реакцию против перегруженного всякими вокальными украшениями стиля его предшественников и современников[3].
Следы беллиниевских влияний можно усмотреть не только в области оперы, но и в фортепианной музыке Шопена[3].
Критика порицала Беллини за чрезмерную простоту инструментовки и отсутствие широко развитых по форме вокальных номеров в его операх; под влиянием этих упреков композитор стал тщательнее работать над своими произведениями и выступил в 1831 с Нормой. Опера эта произвела фурор, в особенности с Малибран в заглавной роли. Меньший успех имела «Беатриче ди Тенда». Написанная в 1832 опера Il fù ed il sara не исполнялась публично[2].
Смерть
23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложнённого абсцессом печени. Скоропостижный характер его смерти даже вызвал толки об отравлении композитора[4].
Всеобщее сожаление и скорбь о преждевременной кончине Винченцо Беллини выразилось в многочисленных посвящённых ему статьях и некрологах[2]. Поклонник его творчества композитор Джоаккино Россини в одном из писем таким образом описывал его похороны:
С печальным удовлетворением сообщаю вам, что похороны нашего покойного друга сопровождались выражением всеобщей любви, проявлением чрезвычайно большой заботы со стороны всех артистов и с пышностью, достойной короля; хор в двести голосов исполнил заупокойную мессу, к хору присоединились ведущие солисты; после мессы они отправились на кладбище (где тело бедного Беллини будет покоиться до тех пор, пока не будут предприняты все необходимые меры); кортеж сопровождал военный оркестр в составе ста двадцати музыкантов; каждые десять минут раздавался удар тамтама, и уверяю вас, такая масса народа, печаль, отражавшаяся на всех лицах, производила неописуемое впечатление; я не в силах выразить, какой огромной любовью пользовался наш бедный друг[4].
Первоначально похоронен на кладбище Пер-Лашез, однако в 1876 году прах композитора был перенесён на Сицилию, в кафедральный собор[англ.] Святой Агаты города Катании[4].
Оперы
- «Адельсон и Сальвини» (1825)
- «Бьянка и Джернандо» (1826; под названием «Бьянка и Фернандо» — 1828)
- «Пират» («Il pirata») (1827)
- «Чужестранка» (1829)
- «Заира (итал. Zaira)» (1829)
- «Эрнани» (не окончена, 1830)
- «Капулетти и Монтекки» (1830)
- «Сомнамбула» («La sonnambula»), 1831
- «Норма» («Norma»), 1831
- «Беатриче ди Тенда» («Beatrice di Tenda»), 1833
- «Пуритане» («I puritani»), 1835
Примечания
- ↑ БСЭ, 3-е изд, т. 3, 1970, с. 115.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля. — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона, 1904.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Беллини, Винченцо // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Вейнсток, 2003, Глава 11. 1829—1837.
Литература
- Беллини, Винченцо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Беллини Винченцо // Бари — Браслет. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — С. 115. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 3).
- Беллини Винченцо // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 220. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
- Вейнсток, Герберт. Джоаккино Россини. Принц музыки. — М.: Центролиграф, 2003. — ISBN 5-9524-0153-8.
- Серов А., Беллини, его деятельность и значение, «Пантеон», 1854, вып. 5;
- Конен В., История зарубежной музыки, 2 изд., в. 3, М., 1965, с. 372-75;
- Pougin A., Bellini, sa vie et sesoeuvres, P., 1868;
- Pizzetti I., Vincenzo Bellini, 2 ed., Mil., 1936.
- Пастура Франческо. Беллини / Перевод: Константинова И. Г.. — Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 401 с. — ISBN 5-235-00791-3.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Похороненные в Кафедральном соборе Катании
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Италии
- Композиторы XIX века
- Кавалеры ордена Почётного легиона
- Оперные композиторы
- Композиторы-романтики
- Академические музыканты Италии
- Оперные композиторы Италии XIX века
- Композиторы Италии XIX века
- Перезахороненные с кладбища Пер-Лашез