Карлайл-Цитадель (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Карлайл-Цитадель
Avanti West Coast[en]
Станция Карлайл-ЦитадельСтанция Карлайл-Цитадель
54°53′28″ с. ш. 2°56′02″ з. д.HGЯO
Дата открытия 1847
Количество платформ 8
Архитекторы Уильям Тайт
Код станции CAR

Железнодорожная станция Карлайл-Цитадель (англ. Carlisle Citadel railway station) — железнодорожная станция в городе Карлайл, столице графства Камбрия (Кумберланд, Камберленд). Также называется просто станция Карлайл (англ. Carlisle railway station). Станция включена в Список национального наследия Англии[en] с присвоением ему класса II* — «весьма важное здание, представляющее более чем специальный интерес»[1].

Станция находится на главном ходу Железной дороги Западного побережья, в 102 милях (164 км) к юго-востоку от станции Глазго-сентрал и в 299 милях (481 км) к северо-северо-западу от станции Лондон-Юстон. Станция Карлайл-Цитадель является северным конечным пунктом линии Сеттл — Карлайл — продолжения Мидлендской магистрали от станций Лидс, Шеффилд и Лондон-Сент-Панкрас.

Станция названа так потому, что находится рядом с Карлайлской цитаделью — бывшей средневековой крепостью. Станция принадлежит компании Network Rail.

Первые поезда отправились со станции Карлайл-Цитадель в сентябре 1847 года, хотя строительство вокзала было завершено только в следующем году. Вокзал был построен в стиле неотюдор (разновидность неоготики) по проекту английского архитектора Уильяма Тайта[2].

Станция Карлайл-Цитадель изначально была одной из нескольких станций в городе, кроме нее еще были станции Краун-стрит и Лондон-роуд. Однако к 1851 году Карлайл-Цитадель стала доминирующей станцией в городе, именно на нее были перенаправлены пассажиропотоки с других станций, которые в конечном итоге оказались закрытыми для пассажирских перевозок. Между 1875 и 1876 годами станция Карлайл-Цитадель была расширена для подключения путей Мидлендской железной дороги, которая стала седьмой железнодорожной компанией, использующей Карлайл-Цитадель.

«Топор Бичинга» (программа по резкому сокращению железнодорожной сети и перевозок по ней, осуществляемая в 1960-х годах) негативным образом сказался на станции Карлайл-Цитадель. В частности, это привело к закрытию бывших линий Северобританской железной дорогилинии Карлайл — Силлот-Бэй до Силлота 7 сентября 1964 года и линии Уэверли - Эдинбург через Галашилс 6 января 1969 года. Программа закрытия затронула и соседние линии, включая линию Касл-Дуглас — Дамфрис и соединительную линию Портпатрик — Вигтауншир ("Портовую дорогу") в 1965 году, что привело к значительному увеличению пробега по Юго-Западной линии Глазго через станцию Айр, чтобы доехать до порта Странрар, откуда отправляются паромы в Северную Ирландию.

Станция претерпела ряд модернизаций, в частности, изменение в схеме сигнализации в 1972–73 гг., связанной с электрификацией Железной дороги Западного побережья. В период с 2015 по 2018 гг. производился ремонт платформ и стеклянной крыши в посадочной зоне платформ[3].

Перейти к шаблону «Железная дорога Западного побережья — главный ход» 
Железная дорога Западного побережья (WCML)
Главный ход
Глазго-сентрал (верхний уровень)
открыто в 1879
Глазго-сентрал (нижний уровень)
1896–1966, повторно в 1979
Глазго-Бридж-стрит
1840–1905
Глазго-Эглинтон-стрит
Рутерглен
открыто в 1849
Рутерглен-Товарная
Камбусланг-Товарная
Ньютон
открыто в 1849
Ньютон-Товарная
Уддингстон-Товарная
Уддингстон
открыто в 1849
Фолсайд
Мотеруэлл
Мотеруэлл-Товарная
Флемингтон
Шилдмур
открыто в 1990
Уишоу-Сентрал
открыто в 1880
к станции Ньюмейнс
Уишоу-Южный
Овертаун
к станции Морнигсайд
Ло-Джанкшен
Карлук
открыто в 1842
Брейдвуд
Клегхорн
Карстерс-Джанкшен
открыто в 1848
Танкертон
Саймингтон
1848–1965
к станции Пиблз
Ламингтон
Абингтон
1848–1965
Кроуфорд
1891–1965
Элванфут
1848–1965
Моффат
1883–1954/1964
Битток
1847–1972
Вамфри
1847–1960
Динвуди
1847–1960
Нетерклаф
1847–1960
Локерби
открыто в 1847
Эклфехан
1847–1960
Кёртлбридж
1847–1960
Киркпатрик
1847–1960
Gretna
1847–1951
Лонгтаун-МО
Виадук Эск через реку Эск
Флористон
1847–1950
Рокклифф
1847–1917, 1918–1950/1965
Канал-Товарная
Денхольм-Товарная │ Виадук-Товарная
Карлайл-Цитадель
открыто в 1847
Краун-Стрит-Товарная
Бог-Товарная
Бриско
1846–1852/1952
Риэ
1853–1943
Саутуэйт
1846–1952/1964
Калтуэйт
c.1855–1952/1956
Пламптон
1846–1948
Пенрит
открыто в 1846
Клифтон и Лаутер
1846–1938/1951
Шап
1846–1968
Перевал Шап
Тибей
1852–1968
Тибей-Товарная
Лоу-Гилл
Грейригг
1861–1954
Окскехольм-Озёрный край
открыто в 1847
Milnthorpe
Burton and Holme
Carnforth
открыто в 1846
Bolton-le-Sands
Hest Bank
1846–1969
Lancaster Green Ayre
1848–1966/1976
Lancaster
открыто в 1846
Lancaster-Товарная
Galgate
1840–1939
Bay Horse
1840–1960
Scorton
Garstang and Catterall
1840–1969
Brock
Barton and Broughton
Oxheys-Товарная
Maudland-Товарная
Maxwell House
Preston
открыто в 1838
Christian Road-Товарная │ Butler Street-Товарная
Preston West Lancs
Preston Junction
–1972
Lostock Hall
открыто в 1846
Farington
1838–1960
Farington-Товарная
Leyland
открыто в 1838
Euxton Balshaw Lane
открыто в 1838
Coppull
1838–1969
Coppull-Товарная
Standish
1838–1949
Boar's Head
1838–1949
Wigan North WesternWigan Wallgate
открыто в 1838 │ открыто в 1896
Wigan-Товарная
Wigan-avoiding line
both to Amberwood West Junction
Bamfurlong
1878–1950
Golborne South
Lowton
Warrington Central
открыто в c.1873
Warrington-Товарная
Warrington Bank Quay
открыто в 1868
Arpley Line Jcn │ Chester Line Jcn
New North Walton Jcn │ New South Walton Jcn
Moore
1837–1943/50s
Preston Brook
1837–1948/50s
Acton Bridge
открыто в 1837
Hartford
открыто в 1837
Winsford and Over
1870–1874, 1888–1931/1958
Over and Wharton
1882–1947/1968
Winsford
Minshull Vernon
1837–1942
Crewe
открыто в 1837
Basford
–1875
Betley Road
1875–1945
Madeley
Whitmore
1837–1952
Standon Bridge
1837–1952
Badnall Wharf
Norton Bridge
1837-2017
Great Bridgeford
Stafford
открыто в 1837
Milford and Brocton
Shugborough Tunnel 770 ярдов (700 м)
Colwich
1847–1958
Rugeley Trent Valley
открыто в 1847
Armitage
1847–1960
Lichfield Trent Valley
открыто в 1847
Tamworth
открыто в 1839
Polesworth
открыто в 1847
Atherstone
открыто в 1847
Nuneaton
открыто в 1837
Bulkington
1847–1931
Shilton
1847–1957
Brinklow
1847–1957
Rugby
открыто в 1838
Kilsby Tunnel 1 миля (1,6093440000000 км)
Welton
1838–1958/1964
Weedon
1888–1958
Stowehill Tunnel 492 ярда (450 м)
Blisworth
1838–1960
Roade
1838–1964
Castlethorpe
1882–1964
Wolverton
открыто в 1838
Wolverton railway works
Loughton Sidings
Милтон-Кинс-Сентрал
открыто в 1982
Денби-Холл
Apr–Sep 1838
Блетчли
открыто в 1846
Линслейдский туннель 283 ярда (259 м)
Лейтон-Баззард
открыто в 1838
Чеддингтон
открыто в 1838
Тринг
открыто в 1837
Туннель Нортчерч 347 ярдов (317 м)
Беркхэмстед
открыто в 1838
Хемел-Хемпстед
открыто в 1837
Эпсли
открыто в 1938
Кингс-Лэнгли
открыто в 1839
Уотфордский скоростной туннель 1 миля 55 ярдов (1,66 км)
Уотфордский медленный туннель 1 миля 230 ярдов (1,82 км)
Уотфорд
1837–1858
Уотфорд-Джанкшен
открыто в 1858
Уотфорд-Товарная
Уотфорд-Хай-Стрит
открыто в 1861
Буши
открыто в 1841
Карпендерс-Парк
открыто в 1917
Хетч-Энд
открыто в c. 1844
Хедстоун-Лэйн-Товарная
Хедстоун-Лэйн
открыто в 1917
Харроу и Уилдстоун
открыто в 1837
Кентон
открыто в 1912
Кентон-Южный
открыто в 1933
Уэмбли-Северный
открыто в 1912
Уэмбли-Сентрал
открыто в 1842
Стоунбридж-Парк
открыто в 1912
Большой Соединительный каналРоял-Шоу-Граунд
УилсденХарлсден
1841–1866 │ открыто в 1912
Линия Северного Лондона │ Уилсден-Товарная
Уилсден-Джанкшен (нижний уровень)
открыто в 1866
Уилсден-Джанкшен (верхний уровень)
Вест-Лондон-Джанкшен
Линия Западного Лондона
Туннель Ханипот-Хилл 317 ярдов (290 м)
Кенсал-Грин
Северное депо Куинс-Парк
Куинс-Парк
открыто в 1879
Килберн и Майда-Вейл-Товарная
Килберн и Майда-ВейлКилберн-Хай-Роуд
1852–1912 │ открыто в 1852
Хампстед-Южный
открыто в 1879
Туннели Примроуз-Хилл 1220 ярдов (1,12 км) │ Туннель Хампстед-Южный
Туннели Примроуз-Хилл │ Туннель Хампстед-Южный
слева: WCML │ справа: Уотфордская линия постоянного тока
Чок-фарм
1851–1917, 1922–1992
Туннель Парк-Стрит │ Камден-Товарная
Лондон-Юстон
открыто в 1837
Юстон (станция метро)


Перейти к шаблону «Железная дорога Западного побережья» 
Железная дорога Западного побережья (WCML)
Все маршруты и ответвления WCML
Эдинбург-Уэверли (Edinburgh Trams пл. Св. Андрея)
Хеймаркет Edinburgh Trams
Глазго-сентрал (Метрополитен Глазго Сент-Енох)
Мотеруэлл
Карстейрс
пост Карстейрс-Южный
Локерби
Карлайл-Цитадель
Пенрит
Оксенхольм-Озёрный край
на Виндермер
Ланкастер
Престон
на Блэкпул-Северный
пост Экстон
Болтон
Уиган-Северо-Западный
Уоррингтон-Банк Куэй
Ливерпуль-Лайм-стрит Merseyrail
Ливерпуль-Южный парквей Merseyrail
Ранкорн
Манчестер-Пикадилли Manchester Metrolink
Стокпорт
Холихед
на Дублинский паромный терминал
:en:Irish Ferries
Честер Merseyrail
пост Чидл-Хьюм
Кру
Макклсфилд
Сток-он-Трент
пост Стоун
пост Нортон Бридж
Стаффорд
пост Стаффорд-Южный
Вулвергемптон
Личфилд-Трент-Вэлли
Линия Кросс-сити
Бирмингем-Нью-стрит Midland Metro
Тамуэрт
Линия Кросс-Кантри
Бирмингем-Интернэшнл Бирмингем (аэропорт)
Нанитон
Ковентри
пост Рагби-Трент-Вэлли
Рагби
пост Хиллмортон
Нортгемптон
пост Ханслоуп
Милтон-Кинс-Сентрал
Уотфорд-Джанкшен London Overground
Лондон-Юстон Лондонский метрополитен London Overground
Показаны все направления WCML.
Детальная диаграмма главного хода
железной дороги представлена в шаблоне
{{Железная дорога Западного побережья — главный ход}}.


Галерея

Примечания

  1. Biddle, Gordon; Nock, O. S. The Railway Heritage of Britain (неопр.). — London: Michael Joseph  (англ.), 1983. — ISBN 978-0-7181-2355-0.
  2. The British Almanac. — 1849. — P. 247. Архивная копия от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  3. Marsh, Stewart. “Lighter and brighter: Carlisle Citadel station is transformed.” Архивная копия от 4 сентября 2018 на Wayback Machine ‘’railengineer.uk’’, 17 November 2017.