Карабахский ковёр
Карабахский ковёр — одна из разновидностей ковров Закавказья, изготовленных в Карабахе.
Карабахские ковры азербайджанского типа более схожи с персидскими коврами по орнаментной и цветовой структуре, чем с коврами других частей Кавказа, и очень трудно различить китины карабахских ковров от аналогичных в коврах Караджа, на юге, в Иране. Некоторые карабахские ковры также имеют сходство с коврами Ширвана на севере Азербайджана[1].
Карабахские ковры армянского типа имеют художественное сходство с средневековыми армянскими миниатюрами из Хачена (совр. Нагорный Карабах). Древнейшие из них, которые дошли до наших дней, датируются XIII—XIV вв. На них чаще всего стилизовано изображались драконы, орлы и змеи[2][цитата не приведена 699 дней]. Древнейший дошедший до наших дней ковёр из Карабаха с армянскими надписями был изготовлен в селе Бананц в 1602 году[3][2][4].
История
Ковроткачество исторически было традиционной профессией женского населения Карабаха, в том числе многих армянских семей, хотя и среди мужчин были выдающиеся карабахские ковроткачи. Первое упоминание армянского слова «ковер» — горг (арм. գորգ) — встречается в эпиграфической надписи на стене церкви Каптаванк и датируется 1242—1243 гг.[2]
Ковроткачество в Карабахе особенно развилось во второй половине девятнадцатого века, когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, в основном, для коммерческих целей. В это время Шуша стала центром карабахского ковроткачества.
Шуша была известна также как старинный центр ковроделия[5]. Прежде когда производство ковров в Шуше было не столь большим, они реализовывались в самом городе и редко вывозились из него. За несколько недель до окончания ковра, хозяин искал покупателя в армянской части города. С увеличением производства изменился и способ продажи. Ковроделы нанимали далалов (маклеров), которые носили ковры по улицам города, а в воскресный день выставляли их на армянской площади[6]. В конце XIX века отмечалось, что из всех видов кустарного производства, существующих в Шуше, ковроткачество по количеству и качеству изделий, занимало первое место, как в городе так и на всем Кавказе. Причем производство ковров осуществлялось из местной овечьей шерсти. По мнению Я. Зедгенидзе, почти все производство в городе было «сосредоточено в татарских[7] семьях», им занималась почти вся татарская часть населения города. В свою очередь среди армян Шуши ковроткачеством занимались немногие. Они объясняли это явление тем что выезжать в татарские кочевья за шерстью во время стрижки овец было не безопасно, а покупать у перекупщиков не выгодно[8]. Выделкой ковров в Шуше главным образом занимались женщины, как армянки, так равно и мусульманки[9]. При этом произведенные армянками паласы, были крепче тех, что ткали татарки. Это объяснялось тем что армянки ткали для себя, а татарки для продажи[10].
В ХІХ веке город Шуша являлся местом довольно большого сбыта ковров. В связи с этим производство ковров носило в городе товарный характер. По данным искусствоведа Адиля Казиева, в городе работали лучшие мастерицы-ковроткачихи. Местные купцы же, торгуя с купцами из России, европейских и азиатских стран, способствовали широкому распространению и славе карабахских ковров[11].
Ковровое производство в Шуше ещё в начале XX века оставалось самым колоритным в Карабахе. Оно являлось примерным не только для всего Карабаха и Зангезура, но также для Гянджи и Казаха. Широко были известны шушинские торговые комплекты даста, которые состояли из четырёх кусков: центрального — хали, двух боковых дорожек — кенаре и головного — кяллеи. Из Шуши техника производства ковров распространялась на соседние сёла и районы, главную очередь на сёла Нагорного Карабаха[12].
Типы
Азербайджанский ковёр
Карабах являлся одним из основных центров азербайджанского ковроделия. Изготовляемые здесь ковры различались как по технике производства, так и по характеру орнамента[13].
Ковроткачество в Карабахе особенно развивалось со второй половины XIX века, когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, в основном для коммерческой продажи. В это время Шуша стала центром этого ремесла. Ковры Карабаха и Шуши оказали большое влияние на школы ковров Нахичевани и Зангезура. Некоторые эксперты фактически считают эти школы подкатегориями карабахской ковровой школы. Ковровщицы Шуши Мешеди Байрам Гурбан-оглу, Джаббар Хаджи Акбер-оглу, Фатима Ага Шериф-гызы, Ахмед Дашдамир-оглу участвовали и были удостоены призов на международной выставке в Париже в 1867 году. Шушинские ковры также получили награды в 1872 году на Московской Политехнической выставке[14][15][16].
По своему художественному убранству Карабахские ковры коренным образом отличаются от ковров Куба-Ширвана и Гянджи-Казаха. Ковры этой группы бывают как маленьких, так и больших размеров. Характеризуются эти ковры растительными формами орнамента. Рисунок украшения карабахских ковров носит криволинейный характер. К такого типа коврам относятся «Нялбякигюль», «Балык», «Дарьянур», «Ачмаюмма», «Ханлыг», «Лампа», «Сахсыда гюллер», «Булут». Отличием же ковров малых размеров является нежность рисунка и плотность узлов[17]. Ковры Карабахской группы иногда близки к Гянджа-Казахским, однако в ряде случаев их композиция весьма сложна и насыщена геометризованным узором среднего поля (в качестве примера можно привести ковёр «Годжа»)[18]. Вытканный в XVII веке в Карабахе ковёр «Годжа» хранится в Метрополитен-музее[19].
Особое место среди больших ковров занимают комплекты «Даст-хели Гебе», отличающиеся оригинальными формами и размерами. Такие комплекты в XIX веке ткались также в Кубе и Баку. Однако по своей композиции карабахские комплекты отличатся от кубинских и бакинских. Их ткали длиной от 450 до 600 см. Ширина же достигала 150 см. в XIX веке по сравнению с Баку и Кубой в Карабахе производилось большое количество комплектов «Даст-хали Гебе». Вытканные на территориях Карабаха эти комплекты больших размеров (до 30 кв. м) украшали дома богачей. Выскоко ценились ковры «Даст-хали Гебе» и за рубежом[17].
Карабахские ковры различной композиции имеют множество отличий. Бордюрный пояс, который опоясывает среднее поле ковра, состоит из 3—4 полос. Рисунок широкой каймы ковра заполнен растительным орнаментом, в то время как рисунок узкой каймы состоит из узоров, применяемых в архитектурных украшениях. Фон таких ковров такили в тёмно-синем и в красном цвете. В орнаментальных украшениях фона и бордюрного пояса ковра использовались красный, золотисто-желтый, коричневый, кремовый, зеленый, белый, а иногда и черный цвета[17].
Азербайджанский ковроткач и искусствовед[20][21][22] Лятиф Керимов выделяет среди карабахских ковров три группы: ковры собственно Карабахской группы, ковры Шушинской группы и ковры Джебраильской группы. К коврам Карабахской группы относятся ковры «Барда», «Аран» и «Лемберан», сотканные в Барде и ряде сёл Бардинского района (наиболее знаменитыми из которых являются сёла Лемберан, Джанаварлы, Кушчулар, Курдлар, Хоруллу и Челебиляр), в селе Хан-Карвенд Геранбойского района (ковры «Ханкарванд»), в селе Ходжаванд Агджабединского района (ковры «Годжа»), городе Горадиз и других сёлах Физулинского района (ковры «Буйнуз»), в селе Хыдырлы Агдамского района, сёлах Папы и Софу Джебраильского района (ковры «Ачма-Юмма»), в Джебраиле, Агдаме и Мугани (ковры «Шабалыт бута»), в Шуше (ковры «Балыг» и «Карабах»), в Барде, Агджебеди, Тертере и ряде мест Нагорного Карабаха (ковры «Хантирма»), ковры «Шедде», ковры, сотканные в Барде, Агджабеди и Джебраиле (ковры «Зили», «Верни» и «Джеджим»). К коврам Шушинской группы относятся ковры «Малыбейли» из одноимённого села в Шушинском районе, ковры «Лямпя», «Багчадагюлляр», «Булут», «Сахсыдагюлляр», «Нальбеки гюль» сотканные в Шуше. К коврам Джебраильской группы относятся ковры «Ханлыг» из одномённого села в Губадлинском районе, ковры «Кара-Коюнлу», ковры «Губадлы» из одноимённого города, ковры «Касымушагы» из сёл Шамкенд, Эрикли, Гуртаджлы, Чорман и Шелва Лачинского района, ковры «Бахманлы» из села Бёюк Бахманлы Физулинского района, ковры «Муган», «Палас», а также «Килим», сотканные главным образом в Джебраиле, Губадлы, Агдаме, Барде, Агджабеди и Лачыне[23].
-
Карабахский ковер Малибейлинской подгруппы, село Малибейли, к северу от города Шуша (1813 год)
-
Ковёр «Шабалыт бута». XVIII век. Азербайджанский национальный музей ковра
-
Ковёр «Нялбякигюль». XIX век
-
Ковёр «Балык». XVIII век
-
Ковёр «Дарьянур». XIX век
-
Ковёр «Ханлыг». Шуша. XIX век
-
Ковёр «Лямпя». XIX век
-
Ковёр «Сахсыдагюлляр». XIX век
-
Ковёр «Булут». XIX век
Армянский ковёр
Историк искусства Гравард Акопян отмечает, что «арцахские ковры занимают особое место в истории армянского ковроделия»[2]. Большая часть ковров с армянскими надписями происходят из Карабаха[4].
Древнейший дошедший до наших дней арцахский ковер c армянскими надписями был изготовлен в селе Бананц в 1602 г.[3] Его композиция состоит из трех арок, «покрытых растительными орнаментами», и имеет художественное сходство с иллюминированными рукописями, произведёнными в Хачене. На другом древнем армянском ковре из Казаха, который датируется XIII веком, сохранилось изображение борьбы дракона с орлом[2].
Общие темы и узоры, встречающиеся на армянских коврах, включают драконов и орлов. Они разнообразны по стилю, богаты по цвету и орнаментальным мотивам, и даже были разделены на категории в зависимости от того, какие животные были на них изображены, например, «арцвагорги» (ковры-орлы), «вишапагорги» (ковры-драконы) и «оцагорги» (змеиные ковры)[2].
На то, что искусство ткачества ковров было тесно связано с изготовлением занавесок, указано в отрывке Киракоса Гандзакеци, армянского историка XIII века из Гянджи, который восхваляет Арзу-Хатун, жену регионального князя Вахтанга Хаченаци, и её дочерей за их опыт и навыки в ткачестве[4][24].
-
Карпет «Звезды» из села Дашбулаг, 1-я пол. XIX века (коллекция Шушинского музея ковров)
-
Армянский вишапагорг («драконий ковёр») из села Шахмасурлу, середина XIX века (коллекция Шушинского музея ковров)
-
Ковер «Астхатап» («Звездопад») из села Мюшкапат, середина XIX века (коллекция Шушинского музея ковров)
-
Ковер «Мегу» («Пчела») из Шуши, 2-я пол. XIX века (коллекция Шушинского музея ковров)
-
Ковер «Арарум» («Сотворение мира») из села Карашен, 2-я пол. XIX века (коллекция Шушинского музея ковров)
-
Армянский паткерагорг («ковёр-картина») из села Норшен, 1903 г. (коллекция Шушинского музея ковров)
-
Ковер «Шогшогун Хач» («Сияющий крест») из села Кендхурд, 1905 г. (коллекция Шушинского музея ковров)
Примечания
- ↑ Editors, The Karabagh rug . Britannica.com. Дата обращения: 4 января 2018. Архивировано 8 января 2009 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Акопян Г. Искусство средневекового Арцаха // «Парберакан», Ереван, 1991. - С. 52-54, 84.
- ↑ 3,0 3,1 Ghazarian, M. Armenian Carpets. Los Angeles, 1988. — xiii.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Chorbajian L., Donabédian P., Mutafian C. The Caucasian Knot: The History & Geopolitics of Nagorno-Karabagh. — Zed Books, 1994. - P. 86, 103.
- ↑ Шуша — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Я. Зедгенидзе. Отдел I. Промысловые занятия в некоторых населённых пунктах Закавказья // Город Шуша. — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис: Управление Кавказского учебного округа, 1891. — Т. XI. — С. 35-36.
- ↑ Под словами «татарская», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанская», «азербайджанец»
- ↑ Я. Зедгенидзе. Отдел I. Промысловые занятия в некоторых населённых пунктах Закавказья // Город Шуша. — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис: Управление Кавказского учебного округа, 1891. — Т. XI. — С. 1-3.
- ↑ Бабенко А.П. Шуша // Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год. — Тифлис: Типография канцелярии наместника Е.И.В на Кавказе, 1914.
- ↑ Я. Зедгенидзе. Отдел I. Промысловые занятия в некоторых населённых пунктах Закавказья // Город Шуша. — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис: Управление Кавказского учебного округа, 1891. — Т. XI. — С. 30-31.
- ↑ Казиев А. Ю. О видах народного бытового искусства // Искусство Азербайджана. — 1954. — № IV. — С. 22.
- ↑ Исаев М. Д. Ковровое производство Закавказья. — Тифлис, 1932. — С. 180-181.
- ↑ З. А. Кильчевская, А. Ю. Казиев, Н. А. Верещагин. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Ремёсла и промыслы. Ковроделие / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 94.
- ↑ Archived copy . Дата обращения: 29 апреля 2015. Архивировано 8 апреля 2015 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 21 апреля 2022 года.
- ↑ Karabagh Rug Guide: Learn About Karabagh Rugs & Carpets . Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 3 января 2017 года.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 Алиева А. Ворсовые ковры Азербайджана ХIХ - начала XX века. — Б.: Элм, 1987. — С. 80. — 142 с.
- ↑ Азербайджанская ССР // Искусство стран и народов мира / Гл. редактор Б. В. Иогансон. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. I. — С. 43.
- ↑ Гейдаров М. Х. Города и городское ремесло Азербайджана XIII-XVII веков: Ремесло и ремесленные центры. — Б.: Элм, 1982. — С. 181. — 281 с.
- ↑ Керимов Лятиф Гусейн оглы // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
Керимов Лятиф Гусейн оглы (р. 1906) - азербайджанский художник-орнаменталист, искусствовед, народный художник Азербайджана (1960). Работает в области ковроделия, архитектурной орнаментики и др. видов декоративного искусства. Государственная премия СССР (1950).
- ↑ Керимов Лятиф Гусейн оглы // Популярная художественная энциклопедия / Под ред. Полевого В. М.. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
Керимов Лятиф Гусейн оглы (р. 1906), советский художник-орнаменталист, искусствовед. Народный художник Азербайджанской ССР (1960). Работает в области ковроделия, архитектурной орнаментики и других видов декоративного искусства. Государственная премия СССР (1950).
- ↑ Керимов, Лятиф Гусейн-оглы // Малая советская энциклопедия. — 1959. — Т. IV. — С. 701.
Керимов, Лятиф Гусейн-оглы [р. 4 (17).XI.1906 ] сов. художник и искусствовед, засл. Деят. иск. Аз. ССР (с 1955)
- ↑ Керимов Л. Азербайджанский ковёр / Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Мурсал Наджафов. — Б.: Гянджлик, 1983. — Т. III. — С. 156-236.
- ↑ Киракос Гандзакеци. Պատմություն Հայոց [History of Armenia]. Yerevan: Armenian Academy of Sciences, 1961, p. 216, as cited in Hakobyan. Medieval Art of Artsakh, p. 84, note 18. (арм.)