Канционал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Валентин из Бржозова «Cantional или Книга Хвалы Божества». 1554
Зет Кальвизий. Канционал (Harmonia cantionum ecclesiasticarum, 1597), обложка

Канционал (лат. cantio) — сборник многоголосных литургических песнопений и церковных песен католической и протестантской церкви для совместного исполнения церковным хором и общиной.

Канционалы содержали тексты и записи мелодии. Особенно широко были распространены в Германии и Чехии с середины XV века, распространялись прежде всего диссидентскими движениями. Исполнялись в костёлах поляков реформаторского вероисповедания. В период Контрреформации на основе средневеково-ренессансного канционала появляется 2 типа сборников: церковный канционал и песенник. Основой церковного канционала стали одноголосные григорианские песнопения, но в него включены и одноголосные песенные сочинения, а в некоторых случаях — многоголосные композиции. К этой разновидности канционала относится, например, «Cantionale Catholicum: Régi, és uj, deák, és Magyar aítatos egyházi énekek» (Католический Канционал: Cтарые и новые венгерские благочестивые церковные песнопения), составленный и подготовленный к печати трансильванским францисканцем Яношем Кайони.

В числе авторов польских и чешских канционалов Мартин Лупач, Ян Секлюциан (1547), Валентин из Бржозова (1554), Пётр Артомиус (1587), Кшиштоф Крайньский (1599), Ю. Трановский (1636) и др.

В Германии 2-й половины XVI и первой половины XVII веков канционал — сборник главным образом четырёхголосных (SATB) обработок церковных песен лютеран, часто именуемых протестантскими хоралами. Мелодия обычно располагалась в верхнем голосе (S). Наряду с нотированными хоралами канционал может содержать тексты без нот[1]. Часть мелодического материала составляют традиционные григорианские распевы (например, гимны), как на оригинальной латыни, так и (чаще) с немецкой подтекстовкой. Хоралы канционалов написаны в моноритмической фактуре (на жаргоне — «столбами», нем. Kantionalsatz), гармонизация выдержана преимущественно в простой диатонике, что соответствует генеральному для протестантизма тренду общедоступности богослужения, облегчает вовлечение в богослужение (поющей) общины. Несмотря на всю простоту хоралов, многие из них имеют художественную ценность, что подтверждается многолетней практикой их использования — как в богослужении, так и в концертном (хоровом) репертуаре светских музыкантов — вплоть до XXI века. Среди авторов канционалов — видные немецкие композиторы Зет Кальвизий (1597), Иоганн Герман Шейн (1627), Мельхиор Вульпиус (1646), Иоганн Крюгер (ок. 1650) — все они наряду с обработками известных (более ранних) церковных песен сочиняли свои и делали их четырёхголосные обработки на манер «обычных хоралов».

Примечания

  1. Поскольку мелодий всегда было меньше текстов, в таких случаях составитель просто давал указание, на какую мелодию данный текст следует распевать.

Литература

  • Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А. Н., 1910.
  • Новый словарь иностранных слов. 2009.

Ссылки