Контрафактура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Контрафакту́ра (нем. Kontrafaktur, от позднелат. contrafactum; англ. contrafactum) — подтекстовка вокальной мелодии новыми стихами взамен первоначальных.

Термин контрафактура не был распространён в исторические времена (встречается бессистемно начиная со второй половины XV века), впервые разработан К. Хеннигом (1909), в широкое употребление вошёл благодаря научным работам Ф. Геннриха (впервые в 1918). В зависимости от этической оценки обновлённого музыкально-поэтического целого различают три главных направления контрафактуры: обработка оригинала со снижением (как правило, при замене литургического или паралитургического текста светским), с повышением (замена светского текста церковным) и нейтральная (без намеренного изменения этического смысла целого).

Исторический очерк

Песня Г. Л. Хаслера «Mein Gmüth ist mir verwirret, das macht ein Jungfrau zart» («Душа моя в смятеньи, тому причиной – нежная девица»)
Протестантский хорал «O Haupt voll Blut und Wunden» («Окровавленная и израненная глава» [Спасителя]) в обработке И. С. Баха (BWV 244/54)

Генетически контрафактура восходит к глубокой древности; одним из её прообразов можно считать античный ном, то есть (незначительно варьируемая в исполнении) мелодия-модель, на которую распевались различные по содержанию стихи. В западном Средневековье контрафактура затронула, прежде всего, одноголосные богослужебные песнопения католиков латинского обряда (см. Григорианский хорал), причём не только формульные (например, псалмовые тоны разного узуса), но и относительно развитые мелодии (например, мелодия секвенции «Laetabundus»). Распев текста на мелодическую модель как композиционный принцип имеет, по-видимому, общемировое значение. Типологической параллелью на востоке является макам, в православной богослужебной музыке — пение «на подобен» (см. Знаменный распев, Ирмологий). Контрафактура была чрезвычайно типичной для средневековых европейских поэтов-менестрелей: трубадуров, труверов и миннезингеров, подставлявших свои новые тексты к оригинальным мелодиям «старых мастеров» (особенно популярным был «долгий тон» Фрауэнлоба). Из того же ряда мелодий-моделей «тоны» мейстерзингеров, красочно обыгранные Рихардом Вагнером в его операх «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тангейзер».

Переосмысление оригинала со снижением близко пародии в смысле иронической переделки. В «Мессе игроков» (Missa lusorum) из сборника «Бойернские песни» (Carmina Burana, XII в.) под общеизвестные церковные песнопения подложены насмешливые и антиклерикальные тексты. Например, интроит «Gaudeamus omnes in Domino» («Возрадуемся в Господе») превратился в «Gaudeamus omnes in Decio» («Возрадуемся в Деции»)[1], знаменитая секвенция «Victimae paschali laudes immolent Christiani» («Пасхальной жертве возносят хвалы христиане») выглядит как «Victimae novali zynke ses immolent Deciani» («Новой жертве пятёрки и шестёрки[2] возносят хвалы дециане») и т. п.

Наиболее интересны случаи контрафактуры, когда из светской песни изымаются оригинальные стихи и взамен них сочиняются новые, не имеющие общности с первоначальными; новый текст развивает «христианскую» тему («contrafact uff einen geistlichen Sinn», выражение из рукописи XV в.) или приурочен к какому-либо общественно значимому событию. Два ранних примера такого рода (рубежа XII—XIII вв.): анонимная труверская песня «Quant li rossignol» («Подобно соловью…»)[3] перелицована морализующими стихами в кондукте «Nitimur in vetitum» («Стремимся мы к запретному»), которые сочинил богослов и лирический поэт Филипп Канцлер; песня трувера Гаса Брюле на традиционную куртуазную тему «Douce dame» («Милая дама») переделана в кондукт «Pater sancte dictus Lotharius» («Святой отче Лотарий»), написанный по случаю интронизации папы Иннокентия III (1198). Почти все сохранившиеся песни Готье де Куэнси духовной тематики — контрафактуры популярных (светских) труверских мелодий. паралитургические песни в средневековой Европе (кантиги, лауды и проч.) также зачастую представляли собой контрафактуру повышающего типа.

С 20-х годов XVI века, в ходе формирования протестантского хорала (прежде всего, в Германии, позже также в других странах) контрафактура приобрела массовый характер. Сакрализация лирических и даже фривольных песен носила осознанный и намеренный характер. Песня «Venus, du und dein Kind» («Венера, ты и твоё дитя») Якоба Регнарта (ок.1540—1599)[4] стала хоралом «Auf meinen lieben Gott» («На моего любимого Бога [уповаю в нужде]»), «Mein Gmüth ist mir verwirret, das macht ein Jungfrau zart» («Я весь в смятеньи, тому причиной нежная девица») Г. Л. Хаслера — хоралом «O Haupt voll Blut und Wunden» («Окровавленная и израненная глава» [Спасителя]; см. нотный пример), «A lieta vita» («К весёлой жизни» [нас зовёт любовь]) Дж. Гастольди — «In dir ist Freude» («В Тебе моя радость»). Песня Г. Изака «Innsbruck, ich muss dich lassen» («Инсбрук, я должен тебя покинуть»), в основу которой лёг популярный фольклорный прототип, обрела драматическое звучание в хорале «O Welt, ich muss dich lassen» («О мир, я должен тебя покинуть»). Французская народная песня XVI века «Une jeune fillette» («Молодая девушка») легла в основу хоралов на Адвент «Von Gott will ich nicht lassen» («Я не расстанусь с Богом») и «Mit Ernst, o Menschenkinder» (последний используется и по сей день)[5]. Примеров подобной повышающей контрафактуры в XVI—XVII в. обнаруживается большое количество[6]. Обычным делом в протестантском хорале оставалась и контрафактура григорианских распевов[7].

В то же время примеры «понижающей» контрафактуры можно найти в творчестве одного из самых «серьёзных» ренессансных композиторов Орландо Лассо. Например, «Verbum bonum et suave» («Слово [Христово] благое и приятное») в его застольной песне звучит как «Vinum bonum et suave» («Доброе и приятное вино»), а вместо (известного католического) гимна «Jam lucis orto sidere / Deum precemur supplices» («С первым лучом утренней зари помолимся, коленопреклоненные, Богу») — «Jam lucis orto sidere / Statim oportet bibere» («С первым лучом утренней зари надлежит немедленно выпить»).

В том же смысле, что и контрафактура, но по отношению к западноевропейской (немецкой, французской) музыке XVII—XVIII веков (например, у И. С. Баха) употребляется слово пародия.

Судьба контрафактуры

Секуляризация и консьюмеризм цивилизованного общества и связанная с этими процессами защита прав индивида (в том числе его интеллектуальной собственности), непрерывно набирающие силу с момента первого бурного развития книгопечатания в XVI веке (особенно в Италии) вплоть до наших дней, превратили контрафактуру в предосудительное (а с точки зрения уголовного права и противозаконное) деяние.

Примечания

  1. Деций здесь — языческий бог игроков в кости.
  2. То есть игральной кости.
  3. Упоминается Иоанном де Грокейо (учёный музыкант XIII века) как пример так называемой «коронованной» шансон (cantus coronatus).
  4. Фламандский композитор, работавший, главным образом, в Австрии и Чехии. Его немецкие песни на 3 голоса пользовались большой популярностью: их обрабатывали Лассо, Шейн и другие известные композиторы, дань почтения Регнарту отдали Иоахим Бурмейстер и Михаэль Преториус. Регнарт также — автор месс, многих мотетов («духовных песен»), другой церковной и паралитургической музыки.
  5. Прекрасную обработку французской мелодии на новый текст с инципитом «Das ist des Vaters Wille» («Такова воля Отца, сотворившего нас») Бах написал, в частности, в заключительном хорале своей Кантаты № 73. Подробно об источнике и её контрафактурах у Баха см. на веб-сайте Bach Cantatas Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine.
  6. Характерно название песенного сборника, опубликованного в 1571 году во Франкфурте: «Уличные песни, песни кавалеров и горцев, превращённые в христианские и допропорядочные, дабы искоренить со временем дурную и соблазнительную привычку петь на улицах, в полях и домах негодные безнравственные песенки, заменив их тексты душеспасительными и хорошими словами».
  7. Например, хорал «Verleih uns Frieden gnädiglich» представляет собой контрафактуру григорианского антифона «Da pacem, Domine, in diebus nostris».

Литература

  • Hennig K. Die geistliche Kontrafaktur im Jahrhundert der Reformation. Halle, 1909;
  • Gennrich F. Die Musik als Hilfswissenschaft der romanischen Philologie // Zeitschrift für Romanische Philologie XXIX (1918);
  • Fischer K. von. Kontrafakturen und Parodien italienischer Werke des Trecento und frühen Quattrocento // Annales musicologiques V (1957);
  • Gennrich F. Die Kontrafaktur im Liedschaffen des Mittelalters // Summa musicae medii aevi, vol. XII. Langen, 1965;
  • Lipphardt W. Über die Begriffe: Kontrafakt, Parodie, Travestie // Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie XII (1967);
  • Falck R. Parody and Contrafactum: a terminological clarification // Musical Quarterly LXV (1979);
  • Pelnar-Zaiko, Ivana. Deutsche Liedkontrafaktur im 15. Jahrhundert // Lyrik des ausgehenden 14. und des 15. Jahrhunderts, hrsg. v. V.Spechtler. Amsterdam: Rodopi, 1984, S.161-172.
  • Falck R. Contrafactum // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Wiesbaden, [s.a.]
  • Schmid B. Kontrafaktur und musikalische Gattung bei Orlando di Lasso // Orlando di Lasso in der Musikgeschichte. Bericht über das Symposium der Bayerischen Akademie der Wissenschaften 4.-6.Juli 1994, hrsg. v. Bernhold Schmid. München, 1996.
  • Tanay D. Musik und das Kontrafaktische: Eine neue Sichtweise von Stil und Gattung im Frühbarock // Barock. Neue Sichtweisen einer Epoche, hrsg. v. Peter J. Burgard. Wien u.a.O., 2001, S.271-287.
  • Kontrafaktur // Krämer T., Dings M. Lexikon Musiktheorie. 2te Aufl. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 2010, S. 147.
  • Лебедев С. Н. Контрафактура // БРЭ, т. 15. М., 2010, с.147-148.
  • Bradley Catherine A. Contrafacta and transcribed motets: Vernacular influences on Latin motets and clausulae in the Florence manuscript // Early Music History 32 (2013), p.1–70.