Гармонизация (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Григорианский антифон 'Hodie Christus natus est' (транскрипция по версии Liber usualis)
Антифон 'Hodie Christus natus est' в гармонизации Б. Бриттена (Рождественские песни, №1)
Великое славословие знаменного распева (транскрипция по версии синодального издания Обихода, 1909)
Великое славословие знаменного распева в гармонизации П.И.Чайковского (Всенощное бдение, op. 52)

Гармонизация в музыке — многоголосная обработка мелодии главным образом по законам гомофонного склада, мажорно-минорной тональности и акцентной (тактовой) метрики. В российской теории музыки гармонизация трактуется как «выявление ладофункциональной сущности тонов мелодии и её сопровождение соответствующими аккордами»[1].

Краткая характеристика

Гармонизация как техника профессиональной композиции была распространена в Европе и в России в XVIII и особенно в XIX веках. И.С. Бах, Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, М. И. Глинка, Э. Григ, А. Дворжак, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и многие другие композиторы обрабатывали исконные народные мелодии и (одноголосные) церковные распевы (в Западной Европе — григорианский хорал и протестантский хорал, в России — знаменный распев). Гармонизации светской и церковной монодии, приведённой к общепонятной логике мажорно-минорной тональности, с одной стороны, облегчали знакомство широкой публики с национальными особенностями той или иной (немецкой, норвежской, русской, чешской, и др.) музыкальной культуры, с другой стороны, вносили в тональную гармонию некое «пикантное» разнообразие (например, с помощью модализмов, ладово-переменных оборотов и т.п.). Вместе с тем, своеобразие одноголосных источников (прежде всего, специфика монодико-модального лада и ритма) в таких гармонизациях нивелировалось, поскольку многие источники классико-романтических гармонизаций возникли задолго до того как утвердился гомофонный склад, сложились законы тональности и акцентной метрики.

Мажорно-минорная тональность на всём протяжении XX века в курсе гармонии (музыкально-теоретической дисциплины) занимала центральное положение. Соответственно, и практические задачи по гармонизации (мелодии и баса) рассматривались как неотъемлемая часть среднего и высшего музыкального образования.

Перегармонизация

Перегармонизацией (англ. reharmonization) называется видоизменение оригинальной (мажорно-минорной) гармонии пьесы — при том, что логика ладогармонического развёртывания в целом сохраняется. Особенно распространена в джазе, где в качестве стандартов используются эстрадно-танцевальные мелодии с изначально простейшей гармонией. Перегармонизация (как и «переритмизация») может быть задумана как техника композиции и зафиксирована в нотах (в джазовой аранжировке часто — во избежание монотонного повторения одного и того же риффа), но также может функционировать ex tempore, как разновидность импровизации одного из солистов в ходе джем-сессии и т.п.

В академической музыке перегармонизация использовалась (особенно в XIX веке) как разновидность техники варьирования (Глинка. Персидский хор из III действия оперы «Руслан и Людмила»), иногда как мощное средство драматизации (Мусоргский. Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из IV действия «Хованщины»).

В популярной музыке перегармонизация охватывает как правило не мелодию целиком, а небольшую мелодическую фразу, неоднократно повторяющуюся. В таких случаях она сглаживает монотонию незамысловатой мелодии, а иногда даже берёт на себя функцию основного драйвера ладового развёртывания (как в босса-новах А. Жобина «Мартовские воды», «Девушка из Ипанемы», «Самба на одной ноте»).

Примечания

  1. Гармонизация // Большая российская энциклопедия. Том 6. Москва, 2006, стр. 406-407.

Литература

  • Аллеманов Д. Церковные лады и гармонизация их по теории дидаскалов восточного осмогласия. Москва; Лейпциг, 1900.
  • Гармонизация // Большая российская энциклопедия. Том 6. Москва, 2006, стр. 406-407.

Ссылки