Перейти к содержанию

Иоффе, Роза Марковна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роза Иоффе
Имя при рождении Роза Марковна Иоффе
Профессия режиссёр

Ро́за Ма́рковна Ио́ффе (1907, Витебск4 апреля 1966, Москва) — радиорежиссёр, редактор и постановщица популярных радиопрограмм и радиоспектаклей, создательница понятия «радиотеатр». Первой[1] применила так называемый «приём Буратино» — ускорение или замедление хода магнитофонной плёнки для создания эффекта детского или, наоборот, «медвежьего» голоса[2].

Биография

Роза Иоффе родилась в Витебске (в то время Витебская губерния) в многодетной семье столяра-краснодеревщика. Около 1919 года семья переехала в Москву. Иоффе окончила Государственные курсы чтения и речи Василия Серёжникова в конце 1927 года. Руководила кружком художественной самодеятельности при школе № 22 Сокольнического района, и после удачного выступления учеников на радио её пригласили вести на детском радиовещании Студию юных чтецов. Так в 1930 год у Роза Иоффе стала одним из первых профессиональных режиссёров радиовещания. Своим учителем Роза Марковна считала Осипа Наумовича Абдулова[источник не указан 2018 дней].

Воспитала множество радиоартистов, научив их работать у микрофона: Марию Бабанову, Николая Литвинова, Юрия Пузырёва, Алексея Консовского, Елену Фадееву, Валентину Сперантову, Зинаиду Бокареву, Вячеслава Дугина, Ростислава Плятта.

С Иоффе на радио работала Ольга Трацевская. Позже она создала радиопередачу о Розе Марковне.

Иоффе работала на Всесоюзном радио почти всю жизнь, однако в 1948 году ей пришлось её покинуть во время гонений на евреев и в связи с арестом брата, а в начале 1960-х её уволили «за профнепригодность».

Умерла 4 апреля 1966 года. Похоронена на Введенском кладбище Москвы.

Семья

Творчество

С 1932 года Роза Иоффе стала работать на радио как режиссёр в художественном радиовещании для детей, возникшем по её инициативе. Первые записи Розы Иоффе на радио в качестве режиссёра или сорежиссёра датированы началом 1930-х годов. Среди наиболее известных работ: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1949 год, по сказке А. Н. Толстого).

В её радиотруппе были такие актёры, как Наталья Львова, Всеволод Якут, Фаина Раневская, Юрий Яковлев, Вера Васильева, Борис Толмазов, Алексей Грибов, Зиновий Гердт.

Роза Иоффе начинала с передач для дошкольников: «Маша-растеряша» и «Горошина», с игры «Петрушкина почта». Затем она стала создавать радиопостановки: «Хозяйка медной горы» по сказам Павла Бажова, «Часы» по повести Ивана Тургенева, «Три мушкетёра» по роману Александра Дюма, «Дашино письмо» по роману Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам»… В «датах и фактах» радиовещания за 27.XI.1949 год есть такая запись:

Новым словом в расширении выразительных средств радио стала передача по сказке Алексея Николаевича Толстого «Буратино». Весь радиоспектакль был сыгран одним актёром — Николаем Владимировичем Литвиновым. Режиссёр передачи Роза Марковна Иоффе, записывая нормальный человеческий голос на медленно движущейся плёнке магнитофона, а затем пуская её с обычной скоростью, добилась «сказочного», своеобразно звучащего голоса деревянного человечка Буратино.

Музей телевидения и радио в Интернете[2]

Николай Литвинов исполнял все роли — и Папы Карло, и Буратино, и всех прочих обитателей сказки. Применённый режиссёром приём «наложения» помог одному артисту не только изобразить шум целой толпы, но и петь разными голосами дуэтом, квартетом.

Всего было поставлено около 200 радиоспектаклей.

Работа на радио

Работа в театре

Примечания

  1. Радиожурналистика. Глава 3. Выразительные средства радиожурналистики — Стилеобразующие средства радиожурналистики.. Дата обращения: 8 января 2014. Архивировано 8 января 2014 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Событие 27.11.1949 (недоступная ссылка). Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 11 февраля 2020. Архивировано 4 июля 2018 года.

Литература

Ссылки