Издебский, Владимир Алексеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Алексеевич Издебский

Владимир Алексеевич Издебский (1882, Киев1965, Нью-Йорк) — скульптор, художник, один из основателей театра-кабаре сатирической миниатюры «Зеленый попугай» (1910), драматического театра в зале «Гармония» (1913) в Одессе, журналист, художественный критик, издатель и предприниматель. Большое значение имели организованные им в 1909—1911 годах международные художественные выставки, известные как «Салоны» Издебского.

Биография

Родился Издебский в Киеве 22 мая 1882 года по старому стилю[1]. По отцу имел польские аристократические корни, поэтому семья, участвовавшая в восстании против царских властей, оказалась в ссылке на Украине[1].

Издебский был прежде всего профессиональным скульптором и художником. Он брал уроки скульптуры сначала у частного преподавателя, посещал художественную школу в Одессе, затем в 1897 году он стал студентом-скульптором в Обществе изящных искусств в Одессе и в 1898 году принимал участие в студенческой выставке с двумя скульптурами, «Солон» и «Купидон»[1][2].

В 1904 году окончил Одесскую художественную школу. Жил с матерью, продолжая заниматься скульптурой. Во время одесских погромов 1905 года участвовал в помощи раненым и был арестован по политической неблагонадёжности. Около года провёл в тюрьме, а затем был отправлен в ссылку, и только благодаря усилиям влиятельного друга семьи, ему удалось уехать на Запад[2][3], где он и получил представление о современном искусстве.

Жил в Швейцарии, Франции, Германии. В Женеве Издебский вступил в партию эсеров[2][4]. В Париже познакомился и подружился с Огюстом Роденом, посетил ряд частных школ. Работая в Мюнхене (19051909), Владимир Издебский сблизился с Василием Кандинским. В этот период у него и появилась мысль представить отечественной публике последние направления в искусстве.

Эмиграция

Несмотря на общественный резонанс обеих выставок, Издебский понёс убытки в размере 5000 рублей[3]. Он пробовал себя также в других видах искусства — в 1910 году основал в Одессе кабаре «Зеленый попугай», в 1913 году — драматический театр совместно с живописцем Михаилом Гершенфельдом, но также не имел успеха[1][1].

После этого уехал в Европу, жил в Париже[1], затем, после захвата Парижа немцами, перебрался в США[1][3].

С 1925 по 1942 год Владимир Издебский не занимался собственным творчеством — сначала он глубоко переживал последствия Первой мировой войны и победу большевизма, затем его преследовали материальные трудности[1][5]. К скульптуре он вернулся только в 1942 году в Нью-Йорке. Он много работал как скульптор, живописец и график, но при жизни признания не добился. Были организованы две персональные выставки, одна из них — за шесть дней до его смерти 20 августа 1965 года.

Скончался 20 августа 1965 года[6] в возрасте 84 лет[1].

Жена — Галина Станиславовна Издебская (Урождённая Гусарская; 1893, Варшава —1955, Нью-Йорк), литератор, переводчик[7], сын — Витольд Издебский (1918, Петроград — 29.11.1949), главный переводчик при Верховном комиссариате США в Германии, погиб в автомобильной катастрофе[8].

Салоны

Первый салон

Первый Салон был открыт в Одессе в период с 4 декабря 1909 по 24 января 1910 года, на выставке было представлено более 700 работ около 150 российских и зарубежных художников разных направлений, с уклоном в сторону новейших течений[9] — реалисты, импрессионисты, фовисты, кубисты[3]. Помимо представления художественных работ, зрителям были предложены лекции по основам современного искусства, а также давались концерты современной музыки[1]. После Одессы выставка переехала в Киев (с 13 февраля по 14 марта), затем в Санкт-Петербург (с 19 апреля по 25 мая) и Ригу (с 12 июня по 7 июля)[10]. Салон вызвал крайне противоречивые отклики; противники, среди которых был, например, Илья Репин, использовали самые нелестные эпитеты и устраивали публичные скандалы[1][4]

Русские художники (были представлены отдельно)
Работы
Зарубежные художники

Второй салон

Второй Салон проходил в 1911 году: сначала в Одессе (с 6 февраля по 3апреля), затем переехал в Николаев (с 11 апреля по 1 мая) и Херсон (с 13 по 31 мая)[12]. На этот раз экспонировалось более 400 работ 57 художников из России и их соотечественников из Германии (Мюнхена)[13].

Художники левых течений были представлены значительным количеством работ (не менее половины выставки): Давид Бурлюк — 26, Владимир Бурлюк — 12, Наталья Гончарова — 24, Михаил Ларионов — 22, Илья Машков — 17, Пётр Кончаловский — 15, Роберт Фальк — 15, Аристарх Лентулов — 9, Владимир Татлин — 9, Николай Кульбин — 8, Георгий Якулов — 6, Александра Экстер — 6, Алексей Явленский — 6, Александр Куприн — 6[13]. Отдельно необходимо выделить Василия Кандинского, с которым Издебский сблизился в Мюнхене, — на выставке было представлено 54 его работы[13]. На обложке каталога второго Салона была именно его работа, кроме того, в каталоге была напечатана программная статья Кандинского «Содержание и форма»[4][5].

Наследие и память

Работы Издебского в настоящее время хранятся в Русском музее. Дочь, Галина Владимировна Издебская-Причард, в начале 1990-х передала Русскому музею около 200 скульптур, рисунков, живописных рельефов своего отца[1][4][5].

В 2005 году в Русском музее состоялась персональная выставка Владимира Издебского, на которой были представлены скульптурные работы, живопись и графика[14].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Возвращение творчества забытого художника. Владимир Издебский — — Новости и афиша музеев России — — www.Museum.ru
  2. 2,0 2,1 2,2 Министерство Культуры Российской Федерации — Владимир Издебский
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Новости — СЗ — Культура — Русский музей привез в столицу выставку «Владимир Издебский и его салоны» — рассказ об энтузиасте искусства авангарда (недоступная ссылка)
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Ъ-Газета — Куратор авангарда
  5. 5,0 5,1 5,2 Русский музей Архивная копия от 20 декабря 2010 на Wayback Machine
  6. Скончался скульптор В. А. Издебский // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1965.— 21 августа (№ 19157).— С. 1.
  7. Раузен И. Г. С. Издебская // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 2 августа (№ 15802).— С. 2; К-ов Л. [Камышников Л.] Собрание памяти Галины Издебской: В Об-ве приехавших из Европы // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 1 декабря (№ 15496).— С. 3.
  8. Трагическая гибель Витольда Издебского // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 30 ноября (№ 13732).— С. 2 (Русская хроника).
  9. Крусанов, 2010, с. 154.
  10. Крусанов, 2010, с. 154,159,167,178.
  11. Крусанов, 2010, с. 158.
  12. Крусанов, 2010, с. 276,288,93.
  13. 13,0 13,1 13,2 Крусанов, 2010, с. 276.
  14. Владимир Издебский. Из цикла «Возвращение». Русский музей (2005).

Литература

  • Чуковский К. Встречи с И. Репиным: (Из воспоминаний) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1935.— 21 августа (№ 8239).— С. 2.
  • Приезд русских из Лиссабона // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1941.— 15 июня (№ 10354).— С. 5.
  • И. Л. В мастерской В. А. Издебского // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1945.— 27 января (№ 11964).— С. 3.
  • Издебская Г. Вечер у Бальмонта // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 9 марта (№ 14562).— С. 8.
  • Издебская Галина. «Гатарапак» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1953.— 5 января (№ 14863).— С. 3, 4.
  • Камышников Л. По выставкам: …Скульптура // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 17 апреля (№ 15695).— С. 8.
  • Седых А. Слово о Довиде Кнуте // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 22 мая (№ 15730).— С. 8.
  • Камышников Л. Александр Бенуа: Из личных воспоминаний // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1960.— 21 февраля (№ 17139).— С. 3.
  • Выставка работ В. А. Издебского // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1966.— 19 марта (№ 19367).— С. 3 (Хроника).
  • В. З-н [Завалишин Вяч.]. Выставка работ Владимира Издебского [в галерее Херингтон] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1968.— 22 февраля (№ 20072).— С. 3.
  • Лобанов Н. Д. В поисках произведений А. Экстер // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1969.— 21 сентября (№ 21649).— С. 4.
  • Ульянов Н. Памяти М. С. Цетлин // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1976.— 16 декабря (№ 24128).— С. 3.
  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т.. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0.

Ссылки