Иван Сусанин (патрульный ледокол)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Патрульный ледокол проекта 97П «Иван Сусанин»
Ледокол «Иван Сусанин», май 1985 года.Ледокол «Иван Сусанин», май 1985 года.
Служба
 СССР →
 Россия
Класс и тип судна портовый ледокол
(судно обеспечения пунктов базирования)
Ледовый класс УЛР 4/1 С (ледокол)[1][2]
Оператор  →  ТОФ
Изготовитель Союз Советских Социалистических Республик Ленинградское адмиралтейское объединение
Строительство начато 31.07.1972
Спущен на воду 28.02.1973
Введён в эксплуатацию 31.12.1973
Основные характеристики
Водоизмещение 2785 т (стандартное),
3710 т (полное)
Длина 70,1 м
Ширина 18,1 м (максимальная),
17,5 м (по KBЛ)
Осадка 6,14 м
Двигатели дизеля 10Д20,7/2×25,4,
2 × ЭД ПГ-147
Мощность 3 × 1800 л. с.,
2 × 2400 л. с.
Движитель 2 × ВФШ
Дальность плавания 10 700 миль
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 123 человек
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС «Дон»,
РП СРП-5
Радиолокационное вооружение см. § Вооружение
Артиллерия см. § Вооружение
Зенитная артиллерия см. § Вооружение
Авиационная группа ВППл для вертолёта Ка-27ПС

«Ива́н Суса́нин» — патрульный ледокол проекта 97П — по классификации НАТО: англ. Ivan Susanin-class icebreaker — портовый ледокол Военно-Морского Флота Российской Федерации. Назван в честь легендарного национального героя Смутного времени костромского крестьянина Ивана Сусанина. Головное судно проекта 97П[3].

Относится к кораблям 2-го ранга.

Проект

Корабли проекта 97П были спроектированы для Морских частей погранвойск КГБ СССР в конце 1960-х годов, на основе уже выпускавшихся серийно ледоколов проекта 97, для несения дозорной службы в водах с тяжёлой ледовой обстановкой и для вытеснения ледоколов США и Канады из арктической зоны СССР[3].

Технические характеристики

  • Длина максимальная — 70,1 м;
  • Длина пo KBЛ — 62 м;
  • Ширина максимальная — 18,1 м;
  • Ширина по KBЛ — 17,5 м;
  • Осадка по KBЛ — 6,14 м;
  • Высота от основной плоскости до клотика мачты — 33 м;
  • Водоизмещение стандартное — 2785 т;
  • Водоизмещение полное — 3710 т;
  • Мощность энергетической установки — 3 × 1800 л. с.;
  • Скорость полного хода — 15,4 уз.;
  • Дальность плавания полным ходом — 6000 миль;
  • Дальность плавания экономическим ходом — 10 700 миль;
  • Автономность — 50 суток;
  • Экипаж — 123 человека, в том числе 10 офицеров.

Вооружение

Артиллерийское вооружение вместе с радиолокационным оборудованием управления огнём и общего обнаружения было демонтировано (см. § Служба), с возможностью последующей установки в случае мобилизации.

  • 1 × 2 — 76-мм артустановка АК-726 с РЛС управления огнём МР-105 «Турель»;
  • 2 × 6 — 30-мм автомат АК-630 с РЛС управления огнём МР-123 «Вымпел»;
  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка».
Авиационное и специальное оборудование
  • 1 ВППл для вертолёта Ка-27ПС (ранее Ка-25ПС);
  • 1 командирский катер проекта 1390;
  • 1 рабочий катер проекта 338П.

Строительство

Заложен 31 июля 1972 года (заводской № 02650) на Ленинградском адмиралтейском объединении по заказу ВМФ СССР в качестве патрульного ледокола. Спущен на воду 28 февраля 1973 года. После достройки на плаву сдан флоту 31 декабря 1973 года[4].

Служба

«Иван Сусанин» перешёл к месту несения службы на Камчатке Северным морским путём. В дальнейшем с корабля было снято вооружение и радиолокационное оборудование (кроме навигационного), а сам корабль переведён в разряд судов обеспечения пунктов базирования в составе ВМФ СССР.

В 1979 году участвовал во встрече атомной подводной лодки К-320 проекта 670 «Скат», совершившей переход с Северного флота на Тихоокеанский. Также обеспечивал первый в истории Тихоокеанского флота поход атомной подводной лодки К-212 проекта 670 «Скат» подо льдом в Чукотском море до 76° с. ш.[5]

Современное состояние

Патрульный ледокол «Иван Сусанин» входит в состав группировки Войск и Сил на северо-востоке России (бывшая Камчатская флотилия разнородных сил) Тихоокеанского флота ВМФ России. Обеспечивает проводку подводных лодок, других кораблей Тихоокеанского флота и гражданских судов во льдах.

Примечания

Литература

  • Кузнецов Н. А. От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» : Ледоколы проекта 97 и их модификации // Морская коллекция : прил. к журн. «Моделист-конструктор». — М., 2009. — № 8 (119).
  • Кузнецов Л. А. Адмиралтейские верфи : Люди, корабли, годы (1926—1996) / Л. А. Кузнецов ; А. В. Вебер, В. Н. Киреев [и др.] ; под общ. ред. акад. С.-Петерб. инж. акад. В. Л. Александрова. — СПб. : Гангут, 1996. — 392 с. — 5500 экз. — ISBN 5-85875-110-5.
  • Василевский А. Н. Новый портовый ледокол // Судостроение : журн. — СПб., 1960. — № 1.

Ссылки

  • Ледоколы проекта 97. Вспомогательные суда ВМФ. Russian-Ships.info. Дата обращения: 22 ноября 2017.
  • Иван Сусанин. Проект 97П. Сайт «Водный транспорт». — Fleetphoto.ru. Дата обращения: 22 ноября 2017.