Иван Сусанин (патрульный ледокол)
Патрульный ледокол проекта 97П «Иван Сусанин» | |
---|---|
Служба | |
СССР → Россия |
|
Класс и тип судна |
портовый ледокол (судно обеспечения пунктов базирования) |
Ледовый класс | УЛР 4/1 С (ледокол)[1][2] |
Оператор | → ТОФ |
Изготовитель | Ленинградское адмиралтейское объединение |
Строительство начато | 31.07.1972 |
Спущен на воду | 28.02.1973 |
Введён в эксплуатацию | 31.12.1973 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
2785 т (стандартное), 3710 т (полное) |
Длина | 70,1 м |
Ширина |
18,1 м (максимальная), 17,5 м (по KBЛ) |
Осадка | 6,14 м |
Двигатели |
3 дизеля 10Д20,7/2×25,4, 2 × ЭД ПГ-147 |
Мощность |
3 × 1800 л. с., 2 × 2400 л. с. |
Движитель | 2 × ВФШ |
Дальность плавания | 10 700 миль |
Автономность плавания | 50 суток |
Экипаж | 123 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение |
НРЛС «Дон», РП СРП-5 |
Радиолокационное вооружение | см. § Вооружение |
Артиллерия | см. § Вооружение |
Зенитная артиллерия | см. § Вооружение |
Авиационная группа | 1 ВППл для вертолёта Ка-27ПС |
«Ива́н Суса́нин» — патрульный ледокол проекта 97П — по классификации НАТО: англ. Ivan Susanin-class icebreaker — портовый ледокол Военно-Морского Флота Российской Федерации. Назван в честь легендарного национального героя Смутного времени костромского крестьянина Ивана Сусанина. Головное судно проекта 97П[3].
Относится к кораблям 2-го ранга.
Проект
Корабли проекта 97П были спроектированы для Морских частей погранвойск КГБ СССР в конце 1960-х годов, на основе уже выпускавшихся серийно ледоколов проекта 97, для несения дозорной службы в водах с тяжёлой ледовой обстановкой и для вытеснения ледоколов США и Канады из арктической зоны СССР[3].
Технические характеристики
- Длина максимальная — 70,1 м;
- Длина пo KBЛ — 62 м;
- Ширина максимальная — 18,1 м;
- Ширина по KBЛ — 17,5 м;
- Осадка по KBЛ — 6,14 м;
- Высота от основной плоскости до клотика мачты — 33 м;
- Водоизмещение стандартное — 2785 т;
- Водоизмещение полное — 3710 т;
- Мощность энергетической установки — 3 × 1800 л. с.;
- Скорость полного хода — 15,4 уз.;
- Дальность плавания полным ходом — 6000 миль;
- Дальность плавания экономическим ходом — 10 700 миль;
- Автономность — 50 суток;
- Экипаж — 123 человека, в том числе 10 офицеров.
Вооружение
Артиллерийское вооружение вместе с радиолокационным оборудованием управления огнём и общего обнаружения было демонтировано (см. § Служба), с возможностью последующей установки в случае мобилизации.
- 1 × 2 — 76-мм артустановка АК-726 с РЛС управления огнём МР-105 «Турель»;
- 2 × 6 — 30-мм автомат АК-630 с РЛС управления огнём МР-123 «Вымпел»;
- РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка».
- Авиационное и специальное оборудование
- 1 ВППл для вертолёта Ка-27ПС (ранее Ка-25ПС);
- 1 командирский катер проекта 1390;
- 1 рабочий катер проекта 338П.
Строительство
Заложен 31 июля 1972 года (заводской № 02650) на Ленинградском адмиралтейском объединении по заказу ВМФ СССР в качестве патрульного ледокола. Спущен на воду 28 февраля 1973 года. После достройки на плаву сдан флоту 31 декабря 1973 года[4].
Служба
«Иван Сусанин» перешёл к месту несения службы на Камчатке Северным морским путём. В дальнейшем с корабля было снято вооружение и радиолокационное оборудование (кроме навигационного), а сам корабль переведён в разряд судов обеспечения пунктов базирования в составе ВМФ СССР.
В 1979 году участвовал во встрече атомной подводной лодки К-320 проекта 670 «Скат», совершившей переход с Северного флота на Тихоокеанский. Также обеспечивал первый в истории Тихоокеанского флота поход атомной подводной лодки К-212 проекта 670 «Скат» подо льдом в Чукотском море до 76° с. ш.[5]
- Современное состояние
Патрульный ледокол «Иван Сусанин» входит в состав группировки Войск и Сил на северо-востоке России (бывшая Камчатская флотилия разнородных сил) Тихоокеанского флота ВМФ России. Обеспечивает проводку подводных лодок, других кораблей Тихоокеанского флота и гражданских судов во льдах.
Примечания
- ↑ Согласно классификации Регистра СССР.
- ↑ Кузнецов, 2009, ПСНР проекта 52 «Пурга».
- ↑ 3,0 3,1 Кузнецов, 2009.
- ↑ Кузнецов, Вебер, Киреев, 1996.
- ↑ Плавание атомных подводных лодок подо льдами Арктики Архивная копия от 12 июня 2011 на Wayback Machine // А. С. Берзин.
Литература
- Кузнецов Н. А. От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» : Ледоколы проекта 97 и их модификации // Морская коллекция : прил. к журн. «Моделист-конструктор». — М., 2009. — № 8 (119).
- Кузнецов Л. А. Адмиралтейские верфи : Люди, корабли, годы (1926—1996) / Л. А. Кузнецов ; А. В. Вебер, В. Н. Киреев [и др.] ; под общ. ред. акад. С.-Петерб. инж. акад. В. Л. Александрова. — СПб. : Гангут, 1996. — 392 с. — 5500 экз. — ISBN 5-85875-110-5.
- Василевский А. Н. Новый портовый ледокол // Судостроение : журн. — СПб., 1960. — № 1.
Ссылки
- Ледоколы проекта 97 . Вспомогательные суда ВМФ. Russian-Ships.info. Дата обращения: 22 ноября 2017.
- Иван Сусанин . Проект 97П. Сайт «Водный транспорт». — Fleetphoto.ru. Дата обращения: 22 ноября 2017.