Ледоколы проекта 97

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ледоколы проекта 97
Ледокол «Пурга» проекта 97 (на переднем плане), 1970 год.Ледокол «Пурга» проекта 97 (на переднем плане), 1970 год.
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Подтипы
  • проекты 97, 97А, 97К, 97Е, 97АП, 97Д, 97Б, 97П, 97Н
Годы в эксплуатации 1960 — н. в.
Построено 32
Основные характеристики
Водоизмещение 2935 т (полное),
2055 т (порожнее)
Длина 67,7 м (наибольшая),
62 м (между перпендикулярами)
Ширина 18,06 м (наибольшая)
Осадка 4,58 м (средняя), порожнего судна
Двигатели ДГУ 13Д100 (3 × 1800 л. с.),
2 гребных ДПТ ПГ-147,
1 гребной ДПТ ПГ-146
Мощность 2 × 2400 л. с.,
1 × 1600 л. с.
Движитель ВФШ (2 кормовых + 1 носовой)
Скорость хода 14,5 уз (свободный ход)
Дальность плавания 5700 миль (13 уз)
Автономность плавания 17 суток
Экипаж 42 человека
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС «Дон»;
РП СРП-5;
эхолот НЭЛ-5;
лаг МГЛ-25 (5 шт.);
гирокомпас «Курс-4»;
магнитные компасы:
  • УКП-М1 (главный),
  • КМ-М3 (путевой)
Зенитная артиллерия 1 × 2 — 57-мм,
1 × 2 — 25-мм
(на всех единицах проекта впоследствии демонтированы)

Ледоколы проекта 97 — серия судов специальной постройки для работы в сложных ледовых условиях, ставшая наиболее массовой серией, построенной в СССР. Первоначально они строились для обслуживания портов с тяжёлой ледовой обстановкой. Показали отличные характеристики, в связи с чем на их основе были созданы пограничные сторожевые корабли (проект 97П), вспомогательные (патрульные) ледоколы для ВМФ (проект 97АП), а также гидрографические (проекты 97Д и 97Б) и научно-исследовательские (проект 97Н) суда. Всего в период c 1960-го по 1981 годы было построено 32 ледокола девяти различных модификаций[1].

Назначение

В середине 1950-х годов Советский Союз приступил к разработке новой конструкции дизель-электрического ледокола, способного удовлетворить потребности как гражданских, так и военно-морских операторов. В то время торговый флот в основном полагался на устаревшие паровые ледоколы, многие из которых были построены в эпоху императорской России и должны были завершить свой эксплуатационный срок в ближайшие годы. Кроме того, советские пограничники располагали лишь одним ледовым судном для патрулирования северной границы страны — пограничным сторожевым кораблём «Пурга» проекта 52, который был заложен ещё в 1938 году, но поступил на вооружение только в 1957 году.

Техническая разработка новых ледоколов была поручена ленинградскому Центральному конструкторскому бюро № 15 (ЦКБ-15), ныне известному как Центральное конструкторское бюро «Айсберг» (входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию), которое спроектировало корпуса ледоколов на основе пароход-ледокола «Илья Муромец»[нем.] — бывшего немецкого «Эйсбар» (нем. Eisbär), построенного в Швеции для Германии в 1942 году, и позже переданного Советскому Союзу в качестве военных репараций в 1946 году. Дискуссии во время технических совещаний иногда становились жаркими, особенно когда инженеры-кораблестроители попытались включить в проект как гражданские, так и военные требования. Одним из источников разногласий был носовой винт, который считался необходимым для ледокольных операций в Балтийском море и других неарктических водах, но подверженным повреждениям в более тяжёлых ледовых условиях Арктики.

После того как был разработан окончательный проект, строительство ледоколов проекта 97 и его производных было поручено ленинградскому Адмиралтейскому судостроительному заводу. Строительство первой серии, состоявшей из 3-винтовых ледоколов, шло быстрыми темпами: корпуса собирались бок о бок на стапеле и спускались на воду при технической готовности от 60 до 80 %. В 1960—1971 годах верфь ежегодно поставляла до трёх судов, часто в различных конфигурациях, одновременно внедряя различные технические усовершенствования, разработанные в ходе эксплуатации первых судов серии. Вторая серия уже 2-винтовых ледоколов была построена в 1973—1981 годах: восемь пограничных сторожевых кораблей проекта 97П (два из них строились по заказу ВМФ СССР как суда обеспечения) и одно научно-исследовательское судно проекта 97Н.

Имея в общей сложности 32 судна, построенных в различных конфигурациях за более чем два десятилетия, проект 97 является самым большим и продолжительным классом ледоколов и ледокольных судов, построенных в мире. За исключением атомных ледоколов, они также были единственными отечественными послевоенными ледоколами как в Советском Союзе, так затем и в России вплоть до строительства ледоколов проекта 21900 в конце 2000-х годов.

Проект

После окончания Великой Отечественной войны для проводки судов во льдах и обеспечения портов, в том числе для нужд ВМФ, а также потребности пограничных войск КГБ СССР в обеспечении охраны государственной границы в арктической зоне, требовались новые ледокольные суда. На Техническом совете Министерства морского флота СССР (ММФ СССР) в июле 1955 года началось обсуждение проекта судов которые смогли бы выполнять эти функции[2]. Позже заместитель руководителя Группы наблюдения за проектированием и постройкой судов М. Я. Роговский вспоминал[3]:

… требовалось создать ледокол, удовлетворяющий основным положениям технического задания, и совместить требования с военно-морскими силами, и одновременно некоторые положения технического задания диктовали необходимость в дальнейшем проектировании таких элементов, которые чрезвычайно трудно совместить… Например, необходимость работы в портовых водах с осуществлением буксировки, с морскими переходами. Это наложило отпечаток на весь проект.

Согласно приказу Министерства судостроительной промышленности СССР № 0111 в обеспечение Постановления Совета министров СССР от 18 мая 1957 года № 538-272 по договору с Управлением кораблестроения Военно-морского флота СССР от 19 декабря 1957 года приступили к разработке проекта в Центральном конструкторском бюро № 15 (ныне — ЦКБ «Айсберг»)[4]. Проект получил номер 97. Работы начались под руководством главного конструктора А. Н. Василевского и проектировщиков Н. А. Сенькина и В. А. Пахомова[2]. В основу лёг принцип строения ледокольных судов «американского» типа, при котором добавляется носовой винт. При отработке теоретического чертежа был взят корпус ледокола «Илья Муромец», построенного для Германии в Швеции, и первоначально носившего имя Eisbär. В проекте обводы корпуса этого судна были измены и выполнены без плоских участков[5]. Весомый вклад в проект внёс опыт строительства и эксплуатации пограничного сторожевого корабля «Пурга» проекта 52. Эксплуатационные качества новых ледокольных судов обеспечивались за счёт прочности корпуса, толщины обшивки, особой формы форштевня и наличием носовых, кормовых и бортовых цистерн, с помощью которых можно было бы изменять дифферент и крен судна. Гребные винты со съёмными лопастями изготавливались из стали[2].

Развитие проекта

На основе базового проекта (проект 97 — ледоколы для Военно-морского флота СССР) были созданы модификации[5]:

  • проект 97А — ледоколы по заказу Министерства морского флота СССР;
  • проект 97К — дооборудованные ледоколы проекта 97А по заказу ВМФ СССР;
  • проект 97Е — ледокол по заказу Германской Демократической Республики;
  • проект 97АП — патрульные ледоколы по заказу ВМФ СССР. Проект был создан в ЦКБ «Айсберг» для несения патрульной службы на концевых участках Северного морского пути. У данных ледоколов, в отличие от базовых, было увеличено водоизмещение, автономность и дальность плавания экономическим ходом, а также установлена усовершенствованная аппаратура связи и навигации[1];
  • проект 97Д — суда для Гидрографического предприятия Министерства морского флота СССР;
  • проект 97Б — судно для Гидрографической службы ВМФ СССР;
  • проект 97П — пограничные сторожевые корабли для Главного управления пограничных войск КГБ СССР (по кодификации НАТО — Ivan Susanin-class icebreaker and border patrol ship). Проект был создан в конце 1960-х годов в интересах морских частей пограничных войск КГБ СССР для несения дозорной службы в водах с тяжёлой ледовой обстановкой и вытеснения ледоколов США и Канады из арктической зоны СССР;
  • проект 97Н — научно-исследовательский ледокол по заказу Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР. Главный конструктор — Б. А. Оливер. Наблюдение за проектированием и постройкой осуществлялось группой специалистов Арктического и антарктического НИИ. Данное судно стало первым в СССР ледоколом, специально созданным для проведения комплексных исследований в арктических морях. Судно принадлежало Мурманскому управлению гидрометеослужбы СССР[6].

Конструкция

Нос ледокола Stephan Jantzen проекта 97Е.

На всех модификациях проекта 97 были применены усовершенствования[7]:

  • для осушения колодцев через дополнительные трубы в корме применили водоструйные эжекторы работающие от противопожарной магистрали;
  • внедрена система рециркуляции забортной воды для охлаждения главной энергетической установки (ГЭУ), в случае если ледовые ящики будут заблокированы шугой и мелким льдом;
  • подведена индивидуальная смазка на подушки упорных подшипников балансирного типа по всей поверхности гребня;
  • использованы синтетические волокна и смолы для антикоррозионной защиты;
  • создано специальное устройство, позволяющее менять сальниковую набивку дейдвудов на плаву без помощи водолазов;
  • бакаутовые подшипники были заменены резино-металлическими вкладышами, что позволило снизить цену и увеличить временной ресурс дейдвудных подшипников;
  • была создана оптимальная конструкция типового фундамента под механизмы и агрегаты, работающие с нагрузкой;
  • разработана новая конструкция пламегасительных сеток.

Тактико-технические характеристики

Главные размерения и основные тактико-технические характеристики[8]
Характеристики Проект
97 97А 97К 97Е 97АП 97Д 97Б 97П 97Н
Водоизмещение, т полное 2935 3350 3450 3710 3700
стандартное 2785
Дедвейт, т 880
Длина, м наибольшая 67,7 67,64 70,1 70 73
по КВЛ 62
Ширина, м наибольшая 18,06 18,28 18,1 18,6
по КВЛ 17,5 17,5
Осадка, м 5,35[Примеч. 1] 5,64 6,3 6,4 6,14 6,6
  1. Средняя осадка судна с полным грузом по летнюю грузовую марку в морской воде.
Проекты 97, 97А, 97К и 97Е
  • осадка (проекты 97, 97А и 97К):
    • порожнего судна:
    • в полном грузу по летнюю грузовую марку в морской воде:
      • носом: 5,09 м,
      • кормой: 5,61 м,
      • средняя: 5,35 м;
  • максимальная осадка (проект 97Е): 5,64 м;
  • валовая регистровая вместимость: 2305 рег. т;
  • полный запас дизельного топлива: 512,5 т;
  • суточный расход топлива:
    • на стоянке: 4 т,
    • на ходу: 25 т.
Проект 97АП
  • дальность плавания экономическим ходом: 6700 миль.
Проект 97Д

Суда данного проекта были дооборудованы лабораториями и помещениями для размещения научных сотрудников общей площадью около 50 м2.

Проект 97Б
  • дальность плавания: 13 100 миль;
  • автономность: 60 суток.

Единственное судно данного проекта («Владимир Каврайский») было оборудовано вертолётной посадочной площадкой (ВППл)[Коммент. 1].

Проект 97П
  • высота от основной плоскости до клотика мачты: 33 м;
  • скорость полного хода: 15,4 узлов;
  • дальность плавания:
    • полным ходом: 6000 миль,
    • экономическим ходом: 10 700 миль;
  • автономность: 50 суток.

На кораблях данного проекта отсутствуют носовой гребной винт и соответственно вращающий его электродвигатель с валопроводом. Все корабли проекта 97П были оборудованы ВППл[Коммент. 1].

Проект 97Н
  • высота борта: 8,3 м;
  • дальность плавания экономическим ходом: 11 000 миль;
  • автономность: 55 суток.

На борту было оборудовано 14 лабораторий для различных работ по океанологии, гидрохимии, гидрологии и метеорологии[6]. Как и на ПСКР проекта 97П, на единственном судне проекта 97Н («Отто Шмидт») отсутствуют носовой гребной винт и вращающий его электродвигатель с валопроводом.

Корпус и надстройка

Судовая энергетическая установка

Проекты 97, 97А, 97К, 97Е, 97АП, 97Д и 97Б

Главная энергетическая установка

3-вальная дизель-электрическая на постоянном токе:

Схема электроснабжения позволяет обеспечить следующие режимы:

  • работу 1-го из 2-х дизель-генераторов на носовой гребной электродвигатель;
  • работу 2-х любых дизель-генераторов на 2 кормовых гребных электродвигателя;
  • работу 3-х дизель-генераторов на 2 кормовых гребных электродвигателя;
  • работу любого дизель-генератора на 2 кормовых гребных электродвигателя.
Вспомогательная энергетическая установка

Вспомогательная энергетическая установка (ВЭУ) — вспомогательный источник энергии, не предназначенный для приведения судна в движение, обеспечивающий питанием его системы боевой и повседневной жизнедеятельности. ВЭУ на ледоколах проекта 97 общей мощностью 600 кВт включала в себя[10]:

  • 3 дизель-генератора переменного тока типа ДГТ200/1 мощностью по 200 кВт с дизелями типа 6Ч25/34.
Стояночный дизель-генератор

Предназначен для снабжения электроэнергией повседневных систем жизнедеятельности судна при якорной стоянке на рейде или швартовах у необорудованного пирса. На ледоколах проекта 97[10]:

  • 1 дизель-генератор переменного тока мощностью 100 кВт.

Проекты 97П и 97Н

Главная энергетическая установка

2-вальная дизель-электрическая на постоянном токе:

  • 3 дизель-генератора 13Д100 номинальной мощностью по 1250 кВт[9]:
    • 3 дизеля типа Д100 (10Д20,7/2×25,4),
    • 3 генератора постоянного тока типа ПГ-145 (2-якорные: 2 × 625 кВт, 2 × 400 В);
  • мощность ГЭУ[13]:
    • проект 97П: 5400 л. с. (3 × 1800 л. с.),
    • проект 97Н: 5100 л. с. (3 × 1700 л. с.);
  • мощность гребных электродвигателей: 4800 л. с.[13]:
    • 2 электродвигателя постоянного тока типа ПГ-147 по 2400 л. с.[11][12];
  • движитель: 2 винта фиксированного шага.
Вспомогательная энергетическая установка
  • проект 97П: 5 дизель-генераторов переменного тока мощностью по 200 кВт с дизелями типа 6Ч25/34[13];
  • проект 97Н: 5 дизель-генераторов переменного тока мощностью по 200 кВт + 1 дополнительный аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 100 кВт[13].

Вооружение

Проекты 97 и 97АП

Вооружение по проекту[Коммент. 2]:

Проект 97П

Вооружение по проекту[Коммент. 2]:

  • 1 × 2 — 76-мм артустановка АК-726 с радиолокационной системой управления (РЛСУ) МР-105 «Турель»;
  • 2 × 30-мм автомата АК-630 с РЛСУ МР-123 «Вымпел»[15][Коммент. 3];
  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»;
  • 1 ВППл для вертолёта Ка-27ПС (ранее Ка-25ПС)[Коммент. 1];
  • 1 катер проекта 1390 (командирский);
  • 1 катер проекта 338П (рабочий).

Кроме того по некоторым источникам на «Дунае» и «Неве»: 2 × 4 ПУ ЗРК (16 ЗУР)[17][Коммент. 4].

Обитаемость и экипаж

Состав экипажа на ледоколах различных проектов несколько отличался[18]:

  • проекты 97, 97А, 97К, 97АП и 97Д: 42 человека (+ 14 человек научного персонала на проекте 97Д);
  • проект 97Е: 17 человек;
  • проект 97Б: 63 человека + 17 человек научного персонала;
  • проект 97П: 123 человека (включая 10 офицеров);
  • проект 97Н: 54 человека + 30 человек научного персонала.

Оборудование навигации и связи

На ледоколах проекта 97 имелось достаточно совершенное на время проектирования навигационное оборудование и оборудование связи[10]:

Навигационное оборудование
Оборудование связи
  • главная радиостанция:
  • эксплуатационная радиостанция:
    • передатчик «Блесна-КВМ»,
    • приёмник «Волна-К»;
  • аварийная радиостанция:
    • передатчик АСП-3-0,06,
    • приёмник ПАС-3;
  • диспетчерский передатчик: «Акация» Р-609М;
  • шлюпочный передатчик «Шлюп» (2 шт.);
  • автоаларм (устройство для подачи аварийных сигналов) АПМ-54П;
  • автодатчик сигналов АПСТБ-1;
  • радиотрансляция «Берёзка».

Специальное оборудование

Строительство

Суда строились в Ленинграде на Судостроительном заводе (ССЗ) № 194, который с 1962 года был переименован в «Адмиралтейский ССЗ», а с 31 января 1972 года — в «Ленинградское адмиралтейское объединение». Военные представители по приёмке заказов: капитан 3-го ранга А. Е. Яковлев (проект 97), майор В. Н. Нестеров (проект 97АП и 97Б) и капитан 3-го ранга Ю. А. Лихачёв (проект 97П). Основными руководителями работ по строительству серии ледоколов в разное время были инженеры: А. Г. Мадера, Б. И. Артемьев, К. В. Вераксо, С. И. Карпов, Н. С. Красюк, Е. Н. Литонов, В. М. Мокеев, И. В. Пилюков, Д. А. Валявин, Н. Д. Дворников, И. С. Драпкин, А. А. Конторин, И. Е. Литонов, Ю. А. Поляков, В. Н. Романов, М. А. Сибирцев, В. А. Таланов[8].

Представители проекта

Цвета таблицы:
 Белый  — современный статус неизвестен;
 Зелёный  — действующее в составе ВМФ или других силовых ведомств России;
 Жёлтый  — действующее в составе иностранных ВМС или как гражданское судно;
 Синий  — находится в ремонте или на модернизации;
 Красный  — списано, утилизировано или потеряно;
 Серый  — выведено за штат, находится на консервации, хранении или отстое.
Название Проект Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Списание Состояние Примечание
«Добрыня Никитич» 97 760 20.12.1959 10.05.1960 31.12.1960 1998 Утилизировано  →  Северный флот
«Пурга» 97 761 31.05.1960 10.12.1960 23.10.1961 01.06.2012 2 января 2013 года получило течь и легло на грунт, позже поднято и в 2018 году утилизировано в Санкт-Петербурге[19]  →  Балтийский флот
«Вьюга» 97 763 05.05.1961 20.01.1962 16.07.1962 1991 Утилизировано  Тихоокеанский флот
«Василий Прончищев»,
до 1966 года — «Ледокол-1»
97А 762 13.12.1960 28.04.1961 30.12.1961 1989 Утилизировано Союз Советских Социалистических Республик Северное морское пароходство ММФ СССР
«Афанасий Никитин»,
до 1966 года — «Ледокол-2»,
IMO 6500791
97А 764 01.11.1961 31.05.1962 01.11.1962 28.05.1995 Утилизировано в Аланге (Индия) Черноморское морское пароходство:
Союз Советских Социалистических Республик Черноморско-Азовское управление АСПТР →
Украина Морская аварийно-спасательная служба
«Харитон Лаптев»,
до 1966 года — «Ледокол-3»,
IMO 6500806
97А 765 10.02.1962 11.08.1962 25.12.1962 Современный статус неизвестен Союз Советских Социалистических Республик → Россия Сахалинское морское пароходство
«Василий Поярков»,
до 1966 года — «Ледокол-4»,
после 1988 года — «Пояр» (перегонное название),
IMO 6500777
97А 766 13.08.1962 16.03.1963 26.07.1963 1988 Утилизировано Союз Советских Социалистических Республик Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР
«Ерофей Хабаров»,
до 1966 года — «Ледокол-5»,
IMO 6500789
97А 767 05.04.1963 24.08.1963 07.12.1963 1993 Утилизировано Союз Советских Социалистических Республик → Россия Дальневосточное морское пароходство
«Иван Крузенштерн»,
до 1966 года — «Ледокол-6»,
IMO 6501496
97А 768 20.01.1964 29.04.1964 27.10.1964 Союз Советских Социалистических Республик → Россия Балтийское морское пароходство,
с 2003 года — Санкт-Петербургский филиал Росморпорта,
с 2011 года — Северо-Западный бассейновый филиал Росморпорта[20]
«Владимир Русанов»,
до 1966 года — «Ледокол-7»,
после 1986 года — Vlad,
IMO 6508171
97А 769 30.03.1964 25.07.1964 28.12.1964 1988 Утилизировано Союз Советских Социалистических Республик Одесский экспедиционный отряд АСПТР
«Семён Челюскин»,
до 1966 года — «Ледокол-8»,
после 12.09.1988 г. — Semyon Chelyuskin,
IMO 6514522
97А 770 12.12.1964 28.02.1965 11.08.1965 н/д Утилизировано Союз Советских Социалистических Республик Северо-Восточное управление ММФ СССР;
12.09.1988 г. списано и продано во Вьетнам:
Вьетнам ВМС Вьетнама до списания в 1990-х годах[19]
«Илья Муромец» 97К 771 10.03.1965 30.06.1965 28.12.1965 06.1993 Утилизировано Заложено по проекту 97А, дооборудовано по проекту 97К;
 →  Тихоокеанский флот
«Юрий Лисянский»,
до 1966 года — «Ледокол-9»,
IMO 6521850
97А 772 30.06.1965 31.08.1965 30.12.1965 Союз Советских Социалистических Республик → Россия Балтийское морское пароходство (Экспедиционный отряд АСПТР);
в 2000-х годах принадлежал различным российским частным компаниям[21][22];
в 2010-х — начале 2020-х годов:
Россия Северо-Западный бассейновый филиал Росморпорта[19][23][24]
«Буран» 97К 773 21.01.1966 16.05.1966 24.10.1966 Заложено по проекту 97А, дооборудовано по проекту 97К;
 →  Балтийский флот
«Фёдор Литке»,
IMO 7020085
97А 780 12.01.1970 29.07.1970 14.12.1970 2013 Утилизировано в июне 2014 года[19] Союз Советских Социалистических Республик → Россия Сахалинское морское пароходство
«Иван Москвитин»,
IMO 7117383
97А 781 02.11.1970 25.03.1971 01.09.1971 1997 Утилизировано Союз Советских Социалистических Республик Черноморское морское пароходство ММФ СССР;
с 1978 года:
Союз Советских Социалистических Республик → Россия Дальневосточное морское пароходство
«Семён Дежнёв»,
IMO 7119446
97А 782 30.03.1971 31.08.1971 28.12.1971 Союз Советских Социалистических Республик → Россия Балтийское морское пароходство,
с 2003 года — Санкт-Петербургский филиал Росморпорта,
с 2011 года — Северо-Западный бассейновый филиал Росморпорта[20]
Stephan Jantzen[нем.],
в 2005—2006 годах — Stephan,
в 2006—2008 годах — Ice King,
IMO 7117486
97Е 775 15.09.1966 30.12.1966 30.11.1967 2008 Германская Демократическая Республика BBB[нем.] (Росток);
с 1990 года:
Германия WSA Stralsund[нем.] (Штральзунд),
с 2009 года — судно-музей (Росток)
«Садко» 97АП 777 22.06.1967 28.06.1968 06.11.1968 Современный статус неизвестен[Коммент. 5]  →  Тихоокеанский флот
«Пересвет» 97АП 778 10.07.1968 29.01.1969 28.07.1970 23.04.2011 Продано на слом[19]  →  Северный флот
«Пётр Пахтусов»,
до 1966 года — «Ледокол-10»,
в 1971—1975 годах — «Менделеев»,
после 1997 года — Prabhavi (название перегонное на разделку),
IMO 6614358
97Д 774 21.05.1966 08.08.1966 30.12.1966 15.01.1998 Утилизировано в Аланге (Индия) Союз Советских Социалистических Республик Гидрографическое предприятие ММФ СССР;
с 1992 года:
Россия Архангельская гидрографическая база
«Георгий Седов»,
IMO 7117137
97Д 776 03.01.1967 15.06.1967 30.12.1967 1992 Утилизировано Союз Советских Социалистических Республик Гидрографическое предприятие ММФ СССР;
с 1992 года:
Россия Провиденская гидрографическая база
«Владимир Каврайский»,
после 03.2012 г. — ПКЗ-86
97Б 779 25.02.1969 31.10.1969 31.12.1969 Современный статус неизвестен
(с 07.2011 г. использовалось в качестве плавучей казармы)[26]
 →  →  Северный флот
«Иван Сусанин» 97П 02650 31.07.1972 28.02.1973 30.12.1973  →  Тихоокеанский флот
«Айсберг» 97П 02651 17.10.1973 27.04.1974 25.12.1974 20.06.2006 Утилизировано  Морские части пограничных войск КГБ СССР →
 Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
«Руслан» 97П 02652 26.12.1973 28.05.1974 26.09.1975  →  Северный флот
«Анадырь»,
до 1976 года — «Днепр»,
до 11.04.1992 г. — «Имени XXV съезда КПСС»
97П 02653 16.07.1975 14.02.1976 30.09.1976 03.11.2015 Утилизировано в июле 2019 года[27]  Морские части пограничных войск КГБ СССР →
Россия Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
«Дунай» 97П 02654 24.12.1976 05.08.1977 31.12.1977 20.09.2017 Утилизировано в июле 2019 года[27]  Морские части пограничных войск КГБ СССР →
Россия Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
«Нева» 97П 02655 23.11.1977 28.07.1978 27.12.1978  Морские части пограничных войск КГБ СССР →
Россия Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
«Волга» 97П 02656 27.12.1979 19.04.1980 26.12.1980  Морские части пограничных войск КГБ СССР →
Россия Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
«Мурманск»,
до 11.04.1992 г. — «Имени XXVI съезда КПСС»,
до 05.1996 г. — «Иртыш»
97П 02657 22.04.1980 03.07.1981 25.12.1981 2013 Списано  Морские части пограничных войск КГБ СССР →
Россия Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
«Отто Шмидт»,
IMO 7828671
97Н 02783 27.12.1977 27.12.1978 30.08.1979 1996 С 11.11.1991 г. по 08.08.1996 г. стояло в Мурманске, далее продано частной компании и утилизировано в Аланге (Индия) Союз Советских Социалистических Республик Мурманское управление гидрометеослужбы СССР;
с 1992 года:
Россия Гидрометфлот

Оценка проекта

Ледоколы проекта 97 стали самыми массовыми кораблями класса ледоколов, построенными для отечественного флота. Первоначально они предназначались для работы в арктических широтах, но затем их обязанности расширили, на их базе стали создавать научно-исследовательские и пограничные корабли для работы в условиях Арктики.

В 1990-е годы часть кораблей продали на слом, но некоторые продолжают служить и трудиться для России в Арктических водах[28].

Одной из главных проблем всех ледоколов проекта 97 и его производных была сильная подверженность бортовой качке на открытой воде, характеризующейся довольно существенной амплитудой и периодом около 7 с, которую так и не удалось решить до конца. На научно-исследовательском ледоколе «Отто Шмидт» проекта 97Н путём несколько более рационального распределения масс с одновременным подбором более оптимальной формы надводных обводов корпуса удалось увеличить период качки до 9—10 с, а установка пассивного успокоителя качки (цистерны Фрама 1-го рода) — немного уменьшить её амплитуду. Пограничные сторожевые корабли проекта 97П, несмотря на установленные на них 2 успокоительные цистерны, из-за бортовой качки получили у моряков прозвище «бабуины»[8].

Галерея

Комментарии

  1. 1,0 1,1 1,2 Авиационное вооружение (ВППл для вертолёта Ка-25ПС) закладывалось только на ледоколах проекта 97П, а также на гидрографическом судне проекта 97Б «Владимир Каврайский» (на последнем, после переклассификации его в плавучую казарму, ВППл по прямому назначению не использовалась).
  2. 2,0 2,1 После прохождения приёмо-сдаточных испытаний на ледоколах проектов 97 и 97АП артиллерийское вооружение было демонтировано (с возможностью последующей установки в случае мобилизации), в том числе и на ледоколах «Иван Сусанин» и «Руслан» проекта 97П (вместе с радиолокационными системами управления огнём), которые были построены по заказу ВМФ СССР в качестве судов обеспечения.
  3. В ходе строительства и модернизационных работ на многих ПСКР проекта 97П отказались от установки РЛСУ «Вымпел»[15]. На фотоснимках различных временных периодов антенный пост РЛСУ «Вымпел» отсутствует практически на всех единицах проекта. Вероятно при отсутствии РЛСУ наведение АК-630 осуществлялось с резервных постов управления — с помощью визирных колонок, как например на ПСКР «Нева»[16].
  4. В указанном источнике (RussianShips.info) информация о типе ЗРК и вариантах его размещения на упомянутых кораблях не приводится. В то же время на имеющихся фотоснимках данных ПСКР какие-либо пусковые установки корабельных ЗРК отсутствуют. Вероятно имеется в виду ПЗРК: 2 стрелка-зенитчика, боекомплект каждого — 4 ПЗРК (состав одного ПЗРК: 1 пусковой механизм + 2 ЗУР в пусковых трубах).
  5. В сентябре 2022 года предположительно использовалось в качестве судна-мишени во время военных учений в ходе комплексной арктической экспедиции «Умка-2022»[25].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ледоколы проекта 97 (недоступная ссылка). ЦКБ «Айсберг». Дата обращения: 17 октября 2017. Архивировано 22 августа 2017 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Василевский, 1960.
  3. Кузнецов, 2009, с. 3.
  4. Васильев и др., 1996.
  5. 5,0 5,1 Кузнецов, 2009, с. 2—11.
  6. 6,0 6,1 Музалевские, 2010, с. 28—29.
  7. Макеев, Старшинов, 1993.
  8. 8,0 8,1 8,2 Кузнецов, 2009, с. 2—32.
  9. 9,0 9,1 Двигатели 10Д20,7/2×25,4 : [арх. 23 октября 2017] // Дизели и газовые двигатели : отраслевой каталог / В. Т. Бордуков ; В. И. Федышин, А. С. Вершинин [и др.] ; ЦНИИТЭИтяжмаш. — М. : [б. и.], 1991. — 191 с. : ил.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Кузнецов, 2009, с. 7—11.
  11. 11,0 11,1 Режимы работы и электрооборудование парома «Ейск» : Отчёт по плавательной практике на пароме «Ейск» / В. Н. Лубянко (рук. практики) // Электронная библиотека «Библиофонд». — Керченский морской технологический институт. — Дата обращения: 24.10.2017. (На пароме «Ейск» были установлены аналогичные гребные электродвигатели ПГ-147, что и на ледоколах проекта 97.)
  12. 12,0 12,1 12,2 Проектирование и расчёт элементов пропульсивных комплексов с гребными электрическими установками : курсовой проект по гребным электрическим установкам для студентов направления подготовки 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» : практикум : [арх. 15 января 2023] / сост. А. Ф. Бурков, В. Ф. Верёвкин ; Инженерная школа ДВФУ. — Владивосток : Дальневосточный федеральный ун-т, 2018. — С. 17—18. — 33 с. — ISBN 978-5-7444-4232-3.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Кузнецов, 2009, с. 22—32.
  14. 14,0 14,1 Кузнецов, 2009, с. 11, 20.
  15. 15,0 15,1 Кузнецов, 2009, с. 23.
  16. «ПСКР "Нева". Артиллерия к бою» на YouTube.
  17. RussianShips.info.
  18. Кузнецов, 2009, с. 11, 21, 22, 23, 29.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Fleetphoto.ru, пр. 97.
  20. 20,0 20,1 Историческая справка предприятия. ФГУП «Росморпорт». Дата обращения: 15 января 2023. Архивировано 14 января 2023 года.
  21. Кузнецов, 2009, с. 18—19.
  22. Музалевские, 2010.
  23. Завершена подготовка всех 12 портовых ледоколов ФГУП «Росморпорт» к зимнему сезону. ФГУП «Росморпорт» (2 ноября 2020). Дата обращения: 15 января 2023. Архивировано 14 января 2023 года.
  24. Ледоколы ФГУП «Росморпорт» с начала сезона успешно выполнили свыше 2400 проводок судов в замерзающих морских портах России. ФГУП «Росморпорт» (18 января 2021). Дата обращения: 15 января 2023. Архивировано 14 января 2023 года.
  25. Тимур Шерзад, Николай Баранов. АПЛ и БРК «Бастион» поразили морскую мишень в ходе комплексной арктической экспедиции «Умка-2022». ТРК ВС РФ «Звезда» (16 сентября 2022). — См. поражённое судно-мишень на фото и видео Минобороны России (начиная с 1:23). Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 8 декабря 2022 года.
  26. Fleetphoto.ru, пр. 97Б.
  27. 27,0 27,1 Fleetphoto.ru, пр. 97П.
  28. Пограничные корабли проекта 97П. Дата обращения: 1 августа 2018. Архивировано 1 августа 2018 года.

Литература

  • Кузнецов Н. А. От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» : Ледоколы проекта 97 и их модификации : [арх. 11 декабря 2022] // Морская коллекция : прил. к журн. «Моделист-конструктор». — М. : ЗАО «Редакция журнала "Моделист-конструктор"», 2009. — № 8 (119).
  • Адмиралтейские верфи : Люди, корабли, годы : 1926—1996 / [Л. А. Кузнецов ; А. В. Вебер, В. Н. Киреев и др. ; под общ. ред. акад. С.-Петерб. инж. акад. В. Л. Александрова]. — СПб. : Гангут, 1996. — 391, [1] с. : ил. — 5500 экз. — ISBN 5-85875-110-5.
  • Энциклопедия XXI век : Оружие и технологии России : в 20 т. / под общ. ред. С. Иванова. — М. : Оружие и технологии, 2003. — Т. 6 : Корабли Военно-Морского Флота. — 600 с. — ISBN 5-93799-006-4.
  • Василевский А. Н. Новый портовый ледокол // Судостроение : журн. — СПб., 1960. — № 1.
  • История отечественного судостроения : в 5 т. / под ред. И. Д. Спасского. — СПб. : Судостроение, 1996. — Т. 5 : Судостроение в послевоенный период 1946—1991 гг. / [А. М. Васильев, С. И. Логачев, В. Ю. Маринин, А. А. Нарусбаев]. — 542, [1] с. : ил. — ISBN 5-7355-0540-8.
  • Макеев А. Н. ЦКБ «Айсберг» и развитие арктического флота / А. Н. Макеев ; В. А. Старшинов // Судостроение : журн. — СПб., 1993. — № 11—12.
  • Покорители льдов : Корабли, капитаны, судьбы : в 2 т. / авт.-сост. М. В. и П. М. Музалевские ; под ред. доц. А. Л. Дёмина. — М. : РИЦ «Кавалеръ», 2010. — Т. 2. — 104 с. — (Историческая библиотека «Кавалеръ» ; вып. 24). — 500 экз.
  • Norman Polmar. The Naval Institute Guide to the Soviet Navy. — Annapolis (MD): Naval Institute Press, 1991. — 492 p. — ISBN 0870212419.

Ссылки

Фотогалереи и базы данных по приписке

  • Тип «Добрыня Никитич». Проекты судов. Сайт «Водный транспорт». — Fleetphoto.ru. Дата обращения: 17 октября 2017.
  • Проект 97Б. Проекты судов. Сайт «Водный транспорт». — Fleetphoto.ru. Дата обращения: 17 октября 2017.
  • Проект 97П. Проекты судов. Сайт «Водный транспорт». — Fleetphoto.ru. Дата обращения: 17 октября 2017.
  • Отто Шмидт. Ледоколы. Сайт «Водный транспорт». — Fleetphoto.ru. Дата обращения: 25 октября 2017.