Застава (автозавод)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автомобили Застава
Застава Аутомобили
Тип Публичная
Основание 1953
Расположение  Сербия: Крагуевац
Ключевые фигуры Милько Эрич, Зоран Радоевич
Продукция Автомобили
Дочерние компании Грузовые автомобили
Специальные автомобили

Застава (серб. Завод Црвена Застава) — югославский и сербский промышленный конгломерат, расположенный в городе Крагуевац, в 138 км к юго-востоку от Белграда, который является совместным предприятием компании Fiat (67 %) и сербского правительства[1] Больше всего завод был известен как производитель автомобилей на базе Фиата, производство которых началось в 1955 для рынков Восточной Европы, а полностью завершилось в 2008 году. Сейчас компания занимается производством боевого и спортивного оружия, большая часть которого сделана по лицензии России и Германии; производство ведется под маркой Застава Оружие.

28 июля 2008 года, Фиат подписал соглашение о намерении выкупить автомобильное подразделение компании. В рамках соглашения Фиат планировал инвестировать 700 миллионов евро в обмен на 70 % долю в компании (в настоящее время в собственности государства), дополнительно 100 миллионов евро планировало инвестировать правительство Сербии[2]. Позже сумма возросла до 300 миллионов евро. Фиат обещал не проводить увольнений и выплатить долги по зарплате рабочим предприятия. Также высказывались предположения, что на заводе будет производиться только продукция фирмы Фиат. По экономическим прогнозам, производство автомобилей должно было достигнуть 300 000 шт к 2011 году. Но в 2008 году был выпущен последний автомобиль под маркой «Застава», который сразу отправился в заводской музей. На этом производство автомобилей было полностью прекращено.

Фирма также известна своим подразделением по производству стрелкового оружия «Застава Оружие» (серб. Застава Оружје). В октябре 2005 года «Застава Оружие» заключила соглашение с американским производителем оружия Remington Arms о продаже спортивного оружия в Северной Америке.

История производства автомобилей

Компания больше всего известна производством лицензионной копии Fiat 128.

В 70-х и 80-х годах завод поставлял автомобили в Северную, Южную Америки и Западную Европу под маркой «Yugo».

Последней из выпущенных моделей является Yugo Sana, дизайн которой разработан итальянским дизайнером Джуджаро, Джорджетто. Машина была запущена в производство в 1990 году, но её производство было остановлено из-за Югославской войны, и к 1993 году поставки Yugo практически прекратились. В 1999 году завод пострадал из-за бомбардировок НАТО во время Косовской войны.

В сентябре 2005 года компания подписала соглашение с Фиатом о начале производства Zastava 10 — балканской версии Fiat Punto 2003 модельного года. Планировалось выпускать 16 000 автомобилей в год.

В декабре 2007 года Сербия объявила о продаже Zastava в апреле 2008 года[3]. 20 ноября 2008 года был выпущен последний автомобиль под маркой «Застава», который сразу отправился в заводской музей[4].

Примечания

  1. Fiat to start making 200,000 cars in Serbia in 2010. reuters.com. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 23 апреля 2012 года.
  2. Fiat Investing $1b into Zastava. macedoniaonline.eu. Дата обращения: 29 ноября 2008. Архивировано 23 апреля 2012 года.
  3. Serbia puts carmaker Zastava on sale (недоступная ссылка — история ). autonews.com. Дата обращения: 28 декабря 2007.
  4. В Сербии прекращен выпуск модели Yugo. ЗР (17 ноября 2008). Дата обращения: 2 июня 2015. Архивировано 8 апреля 2017 года.