Айтварас
Айтварас | |
---|---|
лит. Aitvaras | |
летучий дух в виде огненного змея | |
Тип | змей |
Местность | Литва |
Толкование имени | вертлявый сорванец |
Занятие | приносит достаток в дом, указывает место клада |
Связанные персонажи | лат. Пукэ; рус. Огненный змей |
Характерные черты | показывается в воздухе красной кочергой |
Происхождение | из яйца чёрного петуха |
Упоминания | с XVI века |
Айтва́рас (лит. Aitvaras) — в литовской мифологии летучий дух в виде огненного змея, приносящий богатства полюбившемуся семейству либо горе в случае обиды. Привидение, инкуб[1].
В латышской мифологии Айтварас родственен вяльнясу и соответствует Пукэ, а в славянской мифологии он близок к «Огненному Змею»[2]. Наряду с другими литовскими богами Айтвараса упоминает уже в XVI веке Мартинас Мажвидас.
Этимология
По одной из версий слово Айтварас произошло от литовского aiti — бродяга, вертлявый, сорванец и varas — очень быстрое движение. По другой версии, имя связано со словом aitauti — тихий, спокойный, но эта версия менее распространена. Этимология может быть связана и с иранским pativāra, как и польское poczwara — злой дух, кошмар.
Другие названия: Алтвиксас, Дамавикас, Гаусинелис, Писуханд, Тулиханд, Кокликас, Пукис, Пуук, Спирукас[3], Атварас, Жалтвикшас и другие.
Среди литовского населения Островетчины в Белоруссии Айтварас был известен как скальсининкас, кутас, хутас, реже — шкутас, спорижюс, порижюс, домовикас[2].
Облик
Айтварас в литовской мифологии представлялся летучим духом «красным, как рукав»[2] в образе огненного змея, дракона, оставляющего в небе огненный след[4]. С приходом христианства Айтвараса стали причислять к приспешникам дьявола и ведьм, представляя в образах чёрной вороны, цапли, чёрного или огненного петуха, реже кошки, незаметно разгуливающих днём и превращающихся ночью в опасного дракона[5]. Бытовала страшилка, будто бы такой дракон может украсть человеческую душу и с диким криком низвергнуть её прямиком в ад[5].
Описание
До распространения христианства Айтварас, вероятно, был божеством верхнего порядка, руководил достатком и взаимоотношениями людей[3].
Живёт в небе или в лесах[3]. Считается, что Айтварас приносит в дом, где селится, богатство, молоко, мёд и другие дары, воруя их у соседей. Это благо может порою оборачиваться неприятностями для хозяев дома — их могут обвинить в воровстве[6]. Он показывается в воздухе красной кочергой, проносится, как звезда, указывая, где зарыт клад[4]. Литовский языковед из Франции А. Греймас отмечает, что Айтварас питается яичницей, развлекает себя плетением гривы лошадям, насылает людям кошмары. Считается, что хозяйка в доме, где живёт Айтварас, будет постоянно хворать.
Если Айтварас начинает надоедать, его можно прогнать или убить. Последнее, однако, навлечёт страшный пожар на дом убийцы[7]. Согласно церковным поверьям Айтварас даже после изгнания из дома святой водой может вновь вернуться[5]. Айтварас может исцелиться от соприкосновения с землёй[3].
В некоторых литовских представлениях, освещённых в эмигрантской газете «Возрождение», Айтварас — это «лесной дух, бегающий в виде ветра по вершинам деревьев. Если бросить нож в крутящийся вихрь, можно поранить айтвараса». В пересказах легенд говорится, что, если кинуть щепку в сторону Айтвараса, то обратно прилетит монетка. Но злоупотреблять щедротами змея не стоит — он может обидеться и перестать помогать[8].
Заполучение Айтвараса
Заполучить Айтвараса можно двумя способами: либо продать дьяволу душу (не обязательно свою), либо вывести самому. По поверьям, для этого нужно семь лет держать в доме чёрного петуха (либо петуха с разноцветным ярким хвостом)[6], пока он не снесёт перетянутое посередине яйцо. Яйцо петух должен высидеть сам[7].
Упоминания в искусстве
- В оригинальной литовской версии фильма «Никто не хотел умирать» «Айтварас» — псевдоним командира лесных братьев «святого» Юозапаса.
- В серии книг И. Волынской и К. Кащеева об Ирке Хортице фигурирует Айтварас — Дракон вод, Тысячеглавый дракон, царевич Полоз, младший сын Табити Змиеногой, который становится возлюбленным главной героини.
- Макс Фрай упоминает Айтвараса в книге «Сказки старого Вильнюса».
См. также
- Каукас
- Залтис — в латвийско-литовской мифологии божество в образе ужа.
- Аятар (фин. Ajatar) — в финской мифологии злой женский дух в образе дракона или змеи, несущий болезни[9].
- Клобук (мифология)
Примечания
- ↑ Иванов, Топоров, 1987.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Ольга Изотова, Галина Касперович, Александра Гурко, Александр Бондарчик. Кто живет в Беларуси. — Litres, 2017. — С. 570. — 800 с. — ISBN 9785457640061. Архивная копия от 7 декабря 2017 на Wayback Machine
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Theresa Bane. Encyclopedia of Beasts and Monsters in Myth, Legend and Folklore. — McFarland, 2016. — С. 19. — 428 с. Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine
- ↑ 4,0 4,1 Донатас Саука. Литовский фольклор: поэзия народного творчества. — Вага, 1986. — 316 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Shawn MacKenzie. The Dragon Keeper's Handbook: Including the Myth & Mystery, Care & Feeding, Life & Lore of these Fiercely Splendid Creatures. — Llewellyn Worldwide, 2011. — С. 40—41. — 312 с. Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine
- ↑ 6,0 6,1 Evans Lansing Smith, Nathan Robert Brown. The Complete Idiot's Guide to World Mythology. — Penguin, 2008. — С. 255—256. — 368 с.
- ↑ 7,0 7,1 Кирилл Королёв. Энциклопедия сверхъестественных существ. — Мидгард, 2006.
- ↑ Иван Тхоржевский, Сергей Мельгунов. Айтварос (из литовскаго фольклора) (рус.) // Возрождение : Газета. — Париж: La Renaissance, 1950. — № 7—12. Архивировано 18 апреля 2017 года.
- ↑ Ash Dekirk. Dragonlore: From the Archives of the Grey School of Wizardry. — Career Press, 2006. — С. 38. — 223 с. Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine
Литература
- Айтварас / Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
- Айтварасы, Каукасы // Цветок папортоника: Литов. мифолог. сказания = Laumių dovanos: Lietuvių mitologinės sakmės, 1979 / Сост. и авт. предисл. Велюс Н., перевод с литов. Е. А. Соловьёвой; Ил. Р. Велювене. — Вильнюс: Вага, 1989. — С. 40—58. — 374 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-415-00419-X.