Еда навынос

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пармо; Fish and chips; Пицца; Донер кебаб.

Еда навы́нос (англ. take-out/takeout) — блюда, которые можно заказать в заведениях общественного питания (кафе, рестораны, точки фаст-фуда) для употребления за пределами заведения. Эту концепцию общепита ученые отмечают в древних культурах; сейчас она широко распространена по всему миру и представлена самыми разными национальными кухнями.

История

Сама концепция еды навынос имеет свои истоки в античные времена: к примеру, этот вид общепита был распространён в Древней Греции и Древнем Риме[1]. В Помпеях археологи нашли развалины более двухсот термополиев, которые фактически представляли собой ларьки, торговавшие приготовленной пищей; судя по отсутствию в домах древнего города кухонных помещений, изготовление пищи дома было там не особо распространено[2].

Уличные торговцы едой играли значительную роль в хозяйстве городов средневековой Европы. Такая пища была популярна среди самых широких слоёв населения, но в особенности среди беднейших его представителей, в жилищах которых не было места для кухонных помещений[3]. При этом у торговцев (и производителей) часто возникали проблемы с городскими властями, обвинявшими их в торговле испорченными продуктами. Так, в Норфолке в судах рассматривались дела о «вонючей скумбрии» и даже о «пирогах с оспой»[4]. Распространена торговля едой навынос была в Средние века и в Китае[5], а также на территории современных Египта[6] и Турции[7].

На территории нынешних США торговля едой навынос началась еще в начале 18 века[8][9]. Развитие промышленности на рубеже 19 и 20 веков дало дальнейший толчок к развитию торговли едой навынос. Из наиболее известных сейчас блюд, на сцену вышли гамбургеры в США и фиш-энд-чипс в Великобритании[10]. Примерно в это же время в Бомбее (Индия) местные предприниматели впервые стали снабжать местных рабочих ланч-боксами[11].

Виды еды навынос

Уличная еда

Стойка с едой навынос в Таиланде

В XX веке уличная еда во многом утратила свою популярность, прежде всего в Европе и Северной Америке[3]. Это связано, с одной стороны, с широким развитием специализированных сетей общепита, торгующих едой навынос, а с другой — ужесточением законодательства в сфере безопасности и защиты здоровья[3]. Однако уличные торговцы едой по-прежнему весьма распространены во многих частях Азии, Африки и особенно Ближнего Востока[12]. При этом ежегодный оборот уличной торговли едой, к примеру, в Бангладеш и Таиланде принято рассматривать как весьма важный субъект экономики этих стран[13].

Обслуживание клиентов в автомобилях (Drive-through)

Многие заведения общепита предоставляют покупателям возможность заказывать, оплачивать и получать еду, не выходя из автомобиля[14]. Впервые эта идея была реализована в 1931 году, в заведении фаст-фуд Pig Stand Number 21 в Калифорнии. К 1988 году более половины ежегодного оборота McDonald's приходилось на такие продажи, а к 1990 году их доля в общем обороте торговли едой навынос в США составила составила 31%[15].

Доставка еды

В последние годы всё больше заведений, торгующих едой навынос, предлагают доставку еды, при которой покупатель предварительно связывается с точкой общепита по телефону или через интернет. Во многих странах, включая Австралию, Канаду, Индию, Великобританию, США и большинство стран Евросоюза можно заказать еду онлайн, после чего заказ а) забирает сам покупатель, б) доставляет сам ресторан, в) доставляет специальная служба («третья сторона»)[16]. Толчок к новому этапу развитии этой сферы бизнеса в 80-е годы прошлого века дало широкое распространение домашних персональных компьютеров, а в дальнейшем — мобильных устройств и, далее, специализированных мобильных приложений. Специальное программное обеспечение для доставки еды определяет наиболее эффективные маршруты курьеров, отслеживает заказы и доставки, а также осуществляет другие функции. С 2008 года спутниковая навигация даёт заказчикам возможность в режиме реального времени отслеживать текущее местоположение курьера через интернет[17].

В конце 2000-х, когда особенно широкое распространение получили смартфоны и мобильные приложения, рынок доставки еды вышел на новый виток развития — и в значительной части за счет специализированных компаний по доставке еды[18]. При этом на рынке быстро обозначились крупные игроки. Так, по данным исследования New York Times[19][20], в 2019 году 80% всего торгового оборота в этом сегменте рынка принадлежала трём компаниям: GrubHub, Uber Eats и DoorDash. Конкуренция на рынке очень сильная: небольшие игроки, в основной своей массе, или поглощаются более крупными, или вынуждены закрываться[21]. Даже принадлежащая крупнейшему IT-гиганту Amazon Restaurants (ныне Prime Now) в июне 2019 года сочла за лучшее переместиться в сегмент доставки бакалеи, сообщив о прекращении работы с заведениями общественного питания[20]. В России по обороту в этом сегменте по обороту лидировали Delivery Club и Яндекс.Еда[22][23].

Некоторые компании предлагают гарантии доставки в точно обозначенные сроки, возвращая в противном случае оплату заказа[24]. Так, Domino's Pizza вплоть до начала 1990-х несколько лет проводила в США кампанию «30 минут или бесплатно» (кампанию пришлось свернуть в 1993 году из-за большого количества судебных исков, связанных с обилием аварий, в которые попадали торопящиеся курьеры-водители)[25].

Упаковка

Еда навынос может быть упакована в бумагу, картон, гофрокартон, пенопласт и другие материалы. С начала прошлого века особую популярность, во многом благодаря американо-китайскому общепиту, приобрели так называемые oyster pail, (буквально — «ведро устриц»): складные контейнеры из вощёного картона.[26]

В Великобритании популярное блюдо fish and chips («Рыба и картофель фри») традиционно упаковывалось в старые газеты, пока в 80-годы двадцатого века это не запретили из соображений защиты здоровья[27]. Однако многие испытывают ностальгию по старой упаковке; некоторые современные продавцы пакуют еду в безопасную бумагу, которой придаётся вид газеты[28].

Контейнеры из гофрокартона и пенопласта обладают определенной термоизоляцией, а также могут быть использованы потребителем в дальнейшем. Более длительное сохранение температуры блюд (как высокой, так и низкой). Более продолжительное сохранение температуры обеспечивается Сумками-термосами и их аналогами.

Контейнеры из алюминия популярны у продавцов из-за их низкой стоимости. Полистрирол часто используют для ёмкостей с горячей жидкостью и лотков с едой: этот материал лёгок и хорошо сохраняет высокую температуру[29].

В целях брендинга на все виды упаковки еды навынос могут наноситься элементы фирменного дизайна и информации о компании[30].

Примечания

  1. The Oxford Companion to American Food and Drink. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2007. — P. 580. — ISBN 9780195307962.
  2. Entertaining from Ancient Rome to the Super Bowl: An Encyclopedia. — CT, USA : Greenwood Press, October 30, 2008. — P. 252–253. — ISBN 9780313086892.
  3. 3,0 3,1 3,2 Misconceptions about the Middle Ages. — London, UK : Routledge, 2007. — P. 166. — ISBN 9781135986674.
  4. Medieval East Anglia. — Sussex, UK : The Boydell Press, 2005. — P. 134. — ISBN 9781843831518.
  5. The Great Latke-Hamantash Debate. — London, UK : University of Chicago Press, 2005. — P. 181. — ISBN 9780226100234.
  6. Mary Snodgrass -. Encyclopedia of Kitchen History. — September 27, 2004. — ISBN 9780203319178. Архивная копия от 28 июля 2021 на Wayback Machine
  7. Mary Snodgrass. Encyclopedia of Kitchen History. — September 27, 2004. — ISBN 9780203319178. Архивная копия от 28 июля 2021 на Wayback Machine
  8. Katherine Leonard Turner. Good Food for Little Money: Food and Cooking Among Urban Working-class .... — 2008. — ISBN 9780549754237.
  9. Artemis P. Simopoulos. Street Foods. — 2000. — ISBN 9783805569279. Архивная копия от 28 июля 2021 на Wayback Machine
  10. Harbottle, Lynn. Food for Health, Food for Wealth: Ethnic and Gender Identities in British Iranian Community. — New York, USA : Berghahn Books, 2004. — P. 72. — ISBN 9781571816344.
  11. Roncaglia, Sara. Feeding the City: Work and Food Culture of the Mumbai Dabbawalas. — London, UK : Open Book Publishers, 2013. — P. xvi. — ISBN 9781909254008.
  12. Heine, Peter. Food Culture in the Near East, Middle East, and North Africa. — CT, USA : Greenwood Press, 2004. — P. 119. — ISBN 9780313329562.
  13. The Urban Informal Sector in Asia: An Annotated Bibliography. — Geneva, Switzerland : International Labour Organization, 1992. — P. 192. — ISBN 9789221082590.
  14. Drive-through or drive-thru. Collins Dictionary (n.d.). Дата обращения: 30 сентября 2014. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  15. Sculle, Keith. Fast Food: Roadside Restaurants in the Automobile Age / Keith Sculle, John Jakle. — Maryland, USA : Johns Hopkins University Press, 2002. — P. 61. — ISBN 9780801869204.
  16. Kretzmann, David Why Domino's Digital Component Is Important. DailyFinance. Дата обращения: 28 декабря 2013. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  17. Marianne Kolbasuk McGee. "GPS Comes To High-Tech Pizza-Delivery Tracking" Архивная копия от 18 июля 2012 на Wayback Machine, InformationWeek, February 1, 2008.
  18. The Delivery Wars: Your Food Is Almost Here --- Grocery stores and restaurants are racing into the delivery business. The problem: figuring out how to make any money., Dow Jones Company (March 9, 2019), С. B1. Архивировано 30 июля 2021 года. Дата обращения 30 июля 2021.
  19. DoorDash Surpasses GrubHub in National Market Share of Total Consumer Spend with 28% to 27%, with Uber Eats taking 25%. trends.edison.tech. Дата обращения: 21 мая 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
  20. 20,0 20,1 Amazon to End Its Restaurant Delivery Service, The New York Times Company (June 11, 2019). Архивировано 30 июля 2021 года. Дата обращения 30 июля 2021.
  21. Deliveroo: not so dishy -- Competition is going to force standards up and prices down in hotly contested sector, Financial Times Company (September 25, 2017). Архивировано 30 июля 2021 года. Дата обращения 30 июля 2021.
  22. Лиана Липанова. Исследование: крупнейшие игроки на рынке доставки еды и общепита в России — Еда на vc.ru. vc.ru (3 ноября 2020). Дата обращения: 30 июля 2021. Архивировано 30 июля 2021 года.
  23. Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии. Forbes.ru. Дата обращения: 30 июля 2021. Архивировано 30 июля 2021 года.
  24. Pizza Pizza: Privacy Policy. web.archive.org (24 декабря 2007). Дата обращения: 30 июля 2021.
  25. Jury Award Spurs Domino's to Drop Deadly Policy. web.archive.org (13 января 2003). Дата обращения: 30 июля 2021.
  26. Harvard Advocate poster with Chinese Take-out Carton. The Fortune Cookie Chronicles (March 17, 2008). Дата обращения: 12 декабря 2012. Архивировано 28 января 2020 года.
  27. James Alexander. The unlikely origin of fish and chips. BBC News Magazine (18 December 2009). Дата обращения: 26 августа 2021. Архивировано 26 августа 2017 года.
  28. Review of a fish and chip restaurant. Time Out (24 September 2013). Дата обращения: 26 августа 2017. Архивировано 26 августа 2021 года.
  29. Hill, J. Excel HSC & Preliminary Senior Science. — NSW, Australia : Pascal Press, 2003. — P. 132. — ISBN 9781741251166.
  30. Paine, Frank. The Packaging User's Handbook. — Glasgow, UK : Blackie Academic & Professional, 1995. — P. 287. — ISBN 9780751401516.