Древнерусский фольклор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В. М. Васнецов «Гусляры» (1901)

Древнерусский фольклор[1][2] — устное народное творчество древнерусского народа времён Киевской Руси. О разнообразии фольклора свидетельствуют многочисленные песни, былины и сказки[3].

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приёмов.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся[источник не указан 3461 день] пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своём творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племён и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами.

Былины

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898

Исследователи расходятся во мнениях о времени появления былин. В. Ф. Миллер, Б. и Ю. Соколовы и др. считают, что жанр былин сложился в Древней Руси, одновременно описываемым событиям, а в последующее время развивался. Другие учёные, среди которых М. Е. Халаиский, С. К. Шамбинаго и другие, утверждали, что былины в основном созданы в Московской Руси[4]. Исходя из имеющихся сведений, можно предположить, что былинный эпос зародился в X—XII веках в княжеско-дружинном сословии южной Руси (Киевском, Черниговском, Переяславском княжествах) и Новгородской земли. Позже княжеские и дружинные песни были перенесены дружинными певцами в Галицко-волынскую Русь (XII—XIII века) и Суздальско-ростовскую Русь (XIII—XVI века). Свои виды былин создавались и в среде духовенства, распространялись паломниками-каликами, в купеческой среде, распространяясь скоморохами. Позже значительно изменённый эпос был принесён в Московскую, а затем царскую и боярскую Русь (XV—XVII века)[5].

В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых героев которых стали жившие люди. Прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича — воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

Обрядовый фольклор

Значительное место в древнерусском фольклоре занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах, причитания. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX—XX веков[3], потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

См. также

Примечания

  1. Петрухин В. Я. «Проводы Перуна»: древнерусский «фольклор» и византийская традиция // Язык культуры: семантика и грамматика. — М., 2004. — С. 248—255.
  2. Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. — Л.: Наука 1974. — 171 с.
  3. 3,0 3,1 Вернадский, 2012, с. 273.
  4. Русское народное творчество. Былины. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 3 декабря 2018 года.
  5. Соколов Б. М. Былины // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1929. — Стб. 1—38

Литература

  • Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. — М.: Академический проект, 2016. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1894-5.

Ссылки