Заклинание

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вотан с помощью заклинания исцеляет коня Бальдра

Заклинание (заклятие) — вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме — требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения, угрозы. Может быть самостоятельным вербальным ритуалом (таковы, например, приветствия типа «здравствуй!», пожелания вреда — проклятия или отсылки типа «иди ты к чёрту!»), приговором при обрядовом или практическом действии, а также составной частью более сложных вербальных форм — колдовских заговоров, благопожеланий, обрядовых песен (например, колядок) и др.[1] Они близки психологическим аффирмациям, религиозным молитвам и мантрам.

С помощью заклинаний люди пытаются добиться исполнения желаний, которые они не могут осуществить обычным способом (повлиять на погоду, урожай и т. п.). В отличие от молитв, которые являются лишь просьбами к Богу или к духам, заклинание предназначено для принудительного исполнения желания. В Западной Европе в средние века заклинания, как правило, произносились на латыни. Слово «абракадабра», в современном русском языке обозначающее бессмыслицу, произошло от средневекового заклинания.

Заклинания нередко используют иллюзионисты для достижения театрального эффекта.

В современной психологии существует методы гипноза и аффирмации, имеющий схожие с заклинаниями цели и способы применения.

В китайской культуре

Характеризуя китайское отношение к речевому акту, Марсель Гранэ (1884—1940) отмечает: «В слове в полной мере расцветает магия дуновений и значимость этикета. Подчеркнуть слово — значит присвоить положение, подчёркнуть знак — значит предопределить судьбу. Говоря, называя, обозначая, не ограничиваются отвлечённым описанием или определением. Но оценивают и заражают. Слово бросает вызов судьбе, оно призывает её к жизни. Это своего рода виртуальная действительность, где слово главенствует над явлением» (пер. В. Б. Иорданского)[2].

См. также

Примечания

  1. Толстая, 1995, с. 258.
  2. Гране, Марсель. «Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы». — М.: «Алгоритм», 2008.

Литература