Домский собор (Таллин)
Лютеранский собор | |
Домский собор Таллина | |
---|---|
Координаты: 59°26′13″ с. ш. 24°44′19″ в. д.HGЯO | |
Страна | Эстония |
Город | Таллин |
Конфессия | Лютеранство |
Тип здания | Собор |
Дата постройки | ? |
Состояние | Действующий |
Домская церковь (нем. Domkirche , эст. Toomkirik) — лютеранский собор, расположенный в Старом городе Таллина, улица Тоом-Кооли, д. 6. Посвящён Святой Деве Марии (эст. Püha Neitsi Maarja). Основанный датчанами в XVIII веке, Домский собор является старейшим храмом Таллина и континентальной Эстонии[1]. Современный вид собор получил в результате многочисленных перестроек. Первоначально на этом месте находилась деревянная церковь, предположительно построенная в 1219 году[2].
Основной объем собора возведён в стиле готической архитектуры, колокольня собора относится к эпохе барокко, а его часовни-пристройки — к более поздним архитектурным стилям. Внутри храма находятся захоронения XIII—XIX веков, а также 107 дворянских гербов и эпитафии, посвящённые известным людям того времени и относящиеся к XIII—XX векам.
История
Впервые упоминается в 1233 году в связи с событиями, названными в жалобе папе римскому «Кровавой баней», которую устроили братья воинства Христова, перебив всех датчан и сложив их трупы у алтаря церкви. Церковь заложена в начале XIII века и освящена в 1240 году как кафедральный римско-католический собор Северной Эстонии. При церкви, вероятно, уже в XIII веке была открыта школа, также получившая название Домская, первое упоминание в 1319 году.
Во второй половине XIII века была выполнена первая реконструкция. В XIV веке здание было перестроено в базилику. В начале XV века было завершено перекрытие нефов.
В 1561 году вследствие Реформации стала лютеранским собором. В 1684 году во время пожара была утрачена большая часть декора здания, а также башня над средним нефом. В 1778—1779 годах по проекту архитектора К. Л. Гейста была построена западная башня в стиле барокко.
В 1878 году был установлен современный орга́н, созданный в Берлине мастером Ф.Ладегастом.
Архитектура
От первоначального строения сохранились лишь стены квадратных хор; о собственно церкви точных данных нет. Может быть, в последней трети XIII в. была возведена ее новая трехнефная, четырехтравейная продольная часть с контрфорсами. Широкая и короткая церковь, очевидно, планировалась как зальная. В интерьере были установлены консоли для сводов в духе цистерцианских. Одновременно были сделаны порталы. Из скульптурного декора хора сохранился замковый камень, апсиды, натуралистические растительные формы орнамента которого родственны декору церкви св. Екатерины в Карья. В 1-й половине XIV в. продольная часть была дополнена западным эмпором (ложей) в глухой стене и, очевидно, тогда здесь были возведены четырехгранные столбы. Своды в боковых нефах появились во 2-й половине XIV в. Центральный неф в виде базилики был перекрыт сводами только в XV в. Формы его подпружных арок близки формам арок монастырской церкви в Падизе. В XV в. была сооружена колокольня во внешнем углу между хором и южным нефом, а также несколько капелл. Собор сильно пострадал при пожаре 1684 г., уничтожившем большую часть его каменного декора. В 1778—1779 гг. в западной части здания была построена башня с барочным кивером (архитектор К. Л Гейст). [2]
Основная структура современного здания имеет три нефа, из которых центральный имеет продолжение в виде алтарной части. С западной стороны над центральным нефом находится церковная башня, выполняющая функцию колокольни. Посетители имеют возможность подняться на башню, чтобы полюбоваться панорамой простирающегося внизу города[3]. Помимо этого, к основному корпусу имеется несколько разнопериодных пристроек.
Интерьер
У южной стены в алтарной части расположено надгробие полководцу Понтусу де ла Гарди, признанное высшим достижением искусства Ренессанса в Эстонии. Оно создано в 1589—1595 гг. скульптором и архитектором А. Пассером и состоит из саркофага и настенной эпитафии. Резцу этого мастера принадлежат и другие надгробия: К. фон Тизенгаузену (1599), К. Гурну (1601) и др.[2]
Внутри здания имеются:
- кафедра (1686 г.) К. Аккерман, которую держит деревянная скульптура Моисея с 10 заповедями;
- аба-вуа (1730 г.);
- алтарь (1696 год, сделал К. Аккерман по чертежам Никодемуса Тессина — младшего);
- алтарное полотно «Христос распятый» (1866 год, немецкий живописец Эдуард Гебхардт);
- группа триумфальной арки с распятием Христа;
- ложа семьи Паткуль в классическом стиле (начало XVIII века, напротив кафедры);
- ложа в стиле барокко семьи Мантейффель (XVII век, расположена в южном нефе);
- орган на 49 регистров; был изготовлен в 1878 году мастером Фридрихом Ладегастом, перестроен и увеличен в размерах в 1913—1914 годах органостроительной фирмой Зауэра (Wilhelm Sauer) (Франкфурт-на-Одере), отреставрирован в 1998 году. Инструмент имеет 73 регистра, разделённых на три мануала, и педаль; является ценным образцом немецкого романтического органостроения.
- обелиск Ф. фон Тизенхаузена (1806 год, расположен в хоре слева от алтаря, мастер Демут-Малиновский),
- захоронение И. Ф. Крузенштерна с супругой Юлией фон Таубе (северный неф, автор Экснер), Самуэля Греига (северный неф, каррарский мрамор, автор Джакомо Кваренги), Понтуса де ла Гарди с супругой (в хоре, справа от алтаря, автор А. Пассер) и др.
- надгробная плита цеха мясников Домской гильдии (под органом, 1708 год);
- надгробная плита цеха сапожников Домской гильдии (под органом, 1716 год);
- самая старая надгробная плита Вольдемара Сорсевера в северном нефе (1370 год);
- 107 гербовых эпитафий, преимущественно в стиле барокко;
- изображение Христа-дарителя («Иди ко мне»).
Захоронения
В соборе похоронены в том числе:
- Самуил Карлович Грейг — российский флотоводец, участник Чесменского сражения.
- Понтус Делагарди — шведский полководец, герой Ливонской войны.
- Иван Фёдорович Крузенштерн — российский мореплаватель, под руководством которого была проведена первая русская кругосветная экспедиция.
Погребённый | Дата | Стиль надгробья | Скульптор |
---|---|---|---|
У.Рюнинг | 1594 | ренессанс | Г.фон Акен |
П.Делагарди | 1595 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
К. фон Тизенхаузен | 1599 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
К.Хорн | 1601 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
О.фон Юкскюлль | 1601 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
Р.Розенкранц | 1623 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
Т.Рамм | 1632 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
И.Хафстер | 1676 | барокко | Н.Милиих |
Ф. фон Ферзен | конец XVII века | барокко | И. Г. Штоккенберг |
О. В. фон Ферзен | конец XVII века | барокко | И. Г. Штоккенберг |
О. Р.фон Таубе | конец XVII века | барокко | И. Г. Штоккенберг |
С.Грейг | 1788 | классицизм | Джакомо Кваренги |
И.Крузенштерн | 1848 | псевдоготика | И. Г. Экснер |
С 1774 года приход совершал захоронения на кладбище Тоомкирик (ныне известно как кладбище Мыйгу).
Примечания
- ↑ St. Mary’s Cathedral . SpottingHistory. Дата обращения: 18 мая 2022. Архивировано 28 сентября 2021 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония: справочник-путеводитель. (Памятники искусства Советского Союза) / Чантурия В.А. и др.. — 2-е, испр., доп.. — Москва-Лейпциг: Искусство-Эдицион, 1986. — С. 474. — 522 с.
- ↑ Онлайн-путеводитель по Эстонии . Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
Литература
- Таллин. Краткий энциклопедический справочник. — Таллин: Валгус, 1980.
- Собор Девы Марии. Виллем Раам, Каур Алттоа. Брошюра эстонского прихода церкви Девы Марии ЭЕЛЦ.
- Tallinna toomkiriku vappepitaafid. Jüri Kuuskemaa. Tallinna Kulturiväärtuste Amet, 2002. EELK Tallinna Püha Neitsi Maarja Piiskoplik Toomkogudus Tallinna Kulturiväärtuste Ameti rahalisel toetusel.
- Мяэвяли С. Историко-архитектурные памятники Таллина / Перевод с эст. Т. Верхнеустинской, Е. Ракеевой. Худ.-оформ. Т. Тали. — Таллин: Периодика, 1981. — 96 с.
- Лив Л. О чём рассказывают дома и улицы Старого Таллинна. — Таллинн: PtP International, 1996. — 216 с.
- Лившиц Л. Из истории улиц Таллинна. — Таллинн: КПД, 2014. — 416 с. — ISBN 978-9949-545-02-5.