Домский собор (Таллин)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лютеранский собор
Домский собор Таллина
Координаты: 59°26′13″ с. ш. 24°44′19″ в. д.HGЯO
Страна  Эстония
Город Таллин
Конфессия Лютеранство
Тип здания Собор
Дата постройки ?
Состояние Действующий

Домская церковь (нем. Domkirche , эст. Toomkirik) — лютеранский собор, расположенный в Старом городе Таллина, улица Тоом-Кооли, д. 6. Посвящён Святой Деве Марии (эст. Püha Neitsi Maarja). Основанный датчанами в XVIII веке, Домский собор является старейшим храмом Таллина и континентальной Эстонии[1]. Современный вид собор получил в результате многочисленных перестроек. Первоначально на этом месте находилась деревянная церковь, предположительно построенная в 1219 году[2].

Основной объем собора возведён в стиле готической архитектуры, колокольня собора относится к эпохе барокко, а его часовни-пристройки — к более поздним архитектурным стилям. Внутри храма находятся захоронения XIIIXIX веков, а также 107 дворянских гербов и эпитафии, посвящённые известным людям того времени и относящиеся к XIIIXX векам.

История

Впервые упоминается в 1233 году в связи с событиями, названными в жалобе папе римскому «Кровавой баней», которую устроили братья воинства Христова, перебив всех датчан и сложив их трупы у алтаря церкви. Церковь заложена в начале XIII века и освящена в 1240 году как кафедральный римско-католический собор Северной Эстонии. При церкви, вероятно, уже в XIII веке была открыта школа, также получившая название Домская, первое упоминание в 1319 году.

Во второй половине XIII века была выполнена первая реконструкция. В XIV веке здание было перестроено в базилику. В начале XV века было завершено перекрытие нефов.

В 1561 году вследствие Реформации стала лютеранским собором. В 1684 году во время пожара была утрачена большая часть декора здания, а также башня над средним нефом. В 1778—1779 годах по проекту архитектора К. Л. Гейста была построена западная башня в стиле барокко.

В 1878 году был установлен современный орга́н, созданный в Берлине мастером Ф.Ладегастом.

Архитектура

От первоначального строения сохранились лишь стены квадратных хор; о собственно церкви точных данных нет. Может быть, в последней трети XIII в. была возведена ее новая трехнефная, четырехтравейная продольная часть с контрфорсами. Широкая и короткая церковь, очевидно, планировалась как зальная. В интерьере были установлены консоли для сводов в духе цистерцианских. Одновременно были сделаны порталы. Из скульптурного декора хора сохранился замковый камень, апсиды, натуралистические растительные формы орнамента которого родственны декору церкви св. Екатерины в Карья. В 1-й половине XIV в. продольная часть была дополнена западным эмпором (ложей) в глухой стене и, очевидно, тогда здесь были возведены четырехгранные столбы. Своды в боковых нефах появились во 2-й половине XIV в. Центральный неф в виде базилики был перекрыт сводами только в XV в. Формы его подпружных арок близки формам арок монастырской церкви в Падизе. В XV в. была сооружена колокольня во внешнем углу между хором и южным нефом, а также несколько капелл. Собор сильно пострадал при пожаре 1684 г., уничтожившем большую часть его каменного декора. В 1778—1779 гг. в западной части здания была построена башня с барочным кивером (архитектор К. Л Гейст). [2]

Основная структура современного здания имеет три нефа, из которых центральный имеет продолжение в виде алтарной части. С западной стороны над центральным нефом находится церковная башня, выполняющая функцию колокольни. Посетители имеют возможность подняться на башню, чтобы полюбоваться панорамой простирающегося внизу города[3]. Помимо этого, к основному корпусу имеется несколько разнопериодных пристроек.

Интерьер

У южной стены в алтарной части расположено надгробие полководцу Понтусу де ла Гарди, признанное высшим достижением искусства Ренессанса в Эстонии. Оно создано в 1589—1595 гг. скульптором и архитектором А. Пассером и состоит из саркофага и настенной эпитафии. Резцу этого мастера принадлежат и другие надгробия: К. фон Тизенгаузену (1599), К. Гурну (1601) и др.[2]

Внутри здания имеются:

  • кафедра (1686 г.) К. Аккерман, которую держит деревянная скульптура Моисея с 10 заповедями;
  • аба-вуа (1730 г.);
  • алтарь (1696 год, сделал К. Аккерман по чертежам Никодемуса Тессина — младшего);
  • алтарное полотно «Христос распятый» (1866 год, немецкий живописец Эдуард Гебхардт);
  • группа триумфальной арки с распятием Христа;
  • ложа семьи Паткуль в классическом стиле (начало XVIII века, напротив кафедры);
  • ложа в стиле барокко семьи Мантейффель (XVII век, расположена в южном нефе);
  • орган на 49 регистров; был изготовлен в 1878 году мастером Фридрихом Ладегастом, перестроен и увеличен в размерах в 1913—1914 годах органостроительной фирмой Зауэра (Wilhelm Sauer) (Франкфурт-на-Одере), отреставрирован в 1998 году. Инструмент имеет 73 регистра, разделённых на три мануала, и педаль; является ценным образцом немецкого романтического органостроения.
  • обелиск Ф. фон Тизенхаузена (1806 год, расположен в хоре слева от алтаря, мастер Демут-Малиновский),
  • захоронение И. Ф. Крузенштерна с супругой Юлией фон Таубе (северный неф, автор Экснер), Самуэля Греига (северный неф, каррарский мрамор, автор Джакомо Кваренги), Понтуса де ла Гарди с супругой (в хоре, справа от алтаря, автор А. Пассер) и др.
  • надгробная плита цеха мясников Домской гильдии (под органом, 1708 год);
  • надгробная плита цеха сапожников Домской гильдии (под органом, 1716 год);
  • самая старая надгробная плита Вольдемара Сорсевера в северном нефе (1370 год);
  • 107 гербовых эпитафий, преимущественно в стиле барокко;
  • изображение Христа-дарителя («Иди ко мне»).

Захоронения

В соборе похоронены в том числе:

Погребённый Дата Стиль надгробья Скульптор
У.Рюнинг 1594 ренессанс Г.фон Акен
П.Делагарди 1595 ренессанс Арент Пассер и его мастера
К. фон Тизенхаузен 1599 ренессанс Арент Пассер и его мастера
К.Хорн 1601 ренессанс Арент Пассер и его мастера
О.фон Юкскюлль 1601 ренессанс Арент Пассер и его мастера
Р.Розенкранц 1623 ренессанс Арент Пассер и его мастера
Т.Рамм 1632 ренессанс Арент Пассер и его мастера
И.Хафстер 1676 барокко Н.Милиих
Ф. фон Ферзен конец XVII века барокко И. Г. Штоккенберг
О. В. фон Ферзен конец XVII века барокко И. Г. Штоккенберг
О. Р.фон Таубе конец XVII века барокко И. Г. Штоккенберг
С.Грейг 1788 классицизм Джакомо Кваренги
И.Крузенштерн 1848 псевдоготика И. Г. Экснер

С 1774 года приход совершал захоронения на кладбище Тоомкирик (ныне известно как кладбище Мыйгу).

Примечания

  1. St. Mary’s Cathedral. SpottingHistory. Дата обращения: 18 мая 2022. Архивировано 28 сентября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония: справочник-путеводитель. (Памятники искусства Советского Союза) / Чантурия В.А. и др.. — 2-е, испр., доп.. — Москва-Лейпциг: Искусство-Эдицион, 1986. — С. 474. — 522 с.
  3. Онлайн-путеводитель по Эстонии. Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.

Литература

  • Таллин. Краткий энциклопедический справочник. — Таллин: Валгус, 1980.
  • Собор Девы Марии. Виллем Раам, Каур Алттоа. Брошюра эстонского прихода церкви Девы Марии ЭЕЛЦ.
  • Tallinna toomkiriku vappepitaafid. Jüri Kuuskemaa. Tallinna Kulturiväärtuste Amet, 2002. EELK Tallinna Püha Neitsi Maarja Piiskoplik Toomkogudus Tallinna Kulturiväärtuste Ameti rahalisel toetusel.
  • Мяэвяли С. Историко-архитектурные памятники Таллина / Перевод с эст. Т. Верхнеустинской, Е. Ракеевой. Худ.-оформ. Т. Тали. — Таллин: Периодика, 1981. — 96 с.
  • Лив Л. О чём рассказывают дома и улицы Старого Таллинна. — Таллинн: PtP International, 1996. — 216 с.
  • Лившиц Л. Из истории улиц Таллинна. — Таллинн: КПД, 2014. — 416 с. — ISBN 978-9949-545-02-5.

См. также