Дивали
| Дивали | |
|---|---|
| | |
| Значение | празднование победы добра над злом, подъём из духовной тьмы |
| Отмечается | индуисты, буддисты, джайны, сикхи |
| Дата | определяется индуистским календарем |
| Празднование | пуджа, прасада |
| Традиции | украшение дома огнями, фейерверки, дарение подарков и сладостей |
Дива́ли (известный также под названием Дипавали; санскр. दीपावली IAST: Dīpāvalī, непальск. दीपावली, तिहार IAST: Dīpāvalī, Tihāra, хинди दिवाली IAST: Divālī, бенг. দীপাবলি, синг. දීපාවලි) — один из главных праздников в индуизме, и близких ему по духовному содержанию сикхизме, джайнизме и буддизме.
Празднование дивали длится пять дней с тринадцатого дня темной половины индуистского месяца Ашвина по второй день светлой половины месяца Карттика. В григорианском календаре дни праздника обычно приходятся на конец октября и ноябрь.
Кроме собственно Индии, Дивали широко празднуется везде, где есть крупные индуистские общины: Бангладеш, Шри-Ланка, Кения, Непал, Малайзия, ЮАР, Тринидад и Тобаго, Гайана, Маврикий, Фиджи, в последнее время также в местах концентрации индийских иммигрантов: Калифорния и Сиэтл в США, Лондон в Великобритании и др. западные мегаполисы. Широко отмечается и в Сингапуре (где выходцы из Индии составляют 7 % населения), в том числе и неиндийцами.
Название
Название празднику нала традиция зажигать на него огни[1]. Оно происходит от санскритского слова dīpāvali, означающего «ряд или череда огней»[2][3]. Этот термин происходит от санскритских слов dīpa, означающего «лампа», «свет», «фонарь», «свеча»[4], и āvali, то есть «ряд», «диапазон», «непрерывная линия», «серия»[5].
Во время Дивали зажигают обрядовые светильники, дарят друг другу подарки, произносят мантры Лакшми, являющейся богиней богатства и благоденствия, принято получить благословение от родителей, очень популярны запуск фейерверков и подрыв петард вечером[6].
Светильники размещают на крышах и выступах зданий или пускают их плыть по воде. Сейчас помимо светильников широко употребляется пиротехника: разного рода фейерверки, ракеты, хлопушки, бенгальские огни. Огни и светильники в различных формах прежде всего нужны для отпугивания злых духов[1].
Дивали отмечается как «Фестиваль Огней» и символизирует победу добра над злом, и в знак этой победы повсеместно зажигаются свечи и фонарики. Главная тематика декораций фестиваля — светящиеся фонарики традиционные Дипа (букв. — «светильник», санскр.), огни, фейерверки и зажжённые свечи, украшающие статуи животных и богов.
Празднование
По индийскому календарю праздник длится с 13-го дня тёмной половины месяца ашвина до 2-го дня светлой половины месяца картика. Таким образом, общая длина праздника составляет пять дней[7].
Дни празднования Дивали по григорианскому календарю выпадают на конец октября — начало ноября, что приблизительно соседствует с осенним равноденствием, сбором осеннего урожая и окончанием сезона дождей[1]. Он отчасти напоминает древние языческие праздники осеннего урожая, отмечаемые у индоевропейских народов осенью.
Первый день, называемый Дхантерас или Дхана Трайодаши. В этот день в доме проводят уборку и украшают его. На пол и на площадку перед входом наносятся священные изображения. В этот день поклоняются Лакшми, а также Дханвантари, мифическому хранителю божественной амриты и врачевателю богов. На Дхантерас индийцы покупают мелкие золотые изделия и сладости[7][8].
Второй день праздника называется Нарака Чатурдаши[англ.] или Малый Дивали. Он посвящен уничтожению Кришной и Сатьябхамой сеявшего хаос демона Наракасуры. В этот день возносятся молитвы за души предков[7]. Иногда на вторую ночь Дивали приходится Каларатри, ночь господства тёмных сил: злых духов и ведьм[1].

Третий день Дивали называется Лакшми-пуджа и считается самым важным днём праздника. В этот день индийцы в кругу семьи просят благословения у Лакшми, зажигают дии, свечи и фейерверки; посещают храмы[7]. На стенах домов и на полах подкрашенным рисом, известью и минеральными красками рисуют геометрические и растительные узоры, которые называются ранголи. В дверных проёмах домов вешают венки «бандавар» из листьев манго. В этот день принято навещать старших, а чтобы Лакшми могла попасть в дом, окна оставлять открытыми[8].
Празднование связывают в появление Лакшми согласно «Махабхарате» во время пахтанья Молочного океана. В честь Лакшми и Ганеши зажигаются огни на улицах и в домах.
Четвертый день Дивали связан с культом Кришны и называется Говардхан-пуджа[англ.]. Традиции празднования этого дня восходят к древним пастушеским обрядам[8]. Это день, когда Кришна усмирил гордыню Индры. В этот же день празднуется победа аватары Вишну Ваманы над асурой Бали.
Последний день праздника называется Бхау-бидж[англ.]. В этот день посвящён отношением между между братьями и сёстрами. В Бхау-бидж сёстры молятся за успех и благополучие своих братьев[7]. В этот день Яма встречается со своей сестрой Ями.
Региональные различия
В современной Индии Дивали принято считать праздником нового года[8], хоть он и имеет разные толкования в различных регионах страны. В большинстве регионов страны он ассоциируется с богиней счастья Лакшми[1]. При этом некоторые связывают праздник с днём свадьбы Лакшми и Вишну, а другие считают его днём рождения Лакшми[7].
В Северной Индии во время Дивали празднуют возвращение Рамы вместе с Ситой, Лакшманой и Хануманом в Айодхью после победы над царём демонов Раваной. Это связывает фестиваль с праздником Душера[7]. В честь его возвращения зажигаются дии (лампады с гхи) рядами по 20 светильников.
В Брадже в праздновании Дивали заметны кришнаитские мотивы. В этот день проводится Говардхан-пуджа[англ.]. В Махараштре Дивали празднуют как время возвращения асуры Бали на царство[1]. В Южной Индии этот праздник связывают с победой Кришны над демоном Наракасурой[7].
В других религиях
Джайны отмечают Дева Девали[англ.] — день, когда Махавира, последний из джайнских тиртханкаров, ушёл в нирвану[7].
Неварские буддисты отмечают Ашок Виджаядашами — день, когда индийский император Ашока стал буддистом[9][10][11]. Восточноазиатские буддисты (махаянисты) отмечают День рождения Будды медицины Бхайшаджьягуру.
С XVIII века Дивали отмечают и сикхи. Они считают его днём возвращения Гуру Харгобинда в Амритсар из гвалиорского плена. В этот день в Амритсаре по всему городу зажигают фонари[7].
См. также
Примечание
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Васильков Я. В. Дивали // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 177. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
- ↑ James G. Lochtefeld, 2002, pp. 200–201
- ↑ Jessica Frazier, Gavin Flood, 2011, p. 255.
- ↑ Monier Monier Williams (2008 updated, Harvard University), Sanskrit English dictionary, दीप, p. 481 Архивировано 17 августа 2018 года.
- ↑ Monier Monier Williams (2008 updated, Harvard University), Sanskrit English dictionary, आवलि, p. 155 Архивировано 27 марта 2019 года.
- ↑ празднование Дивали в Индии (недоступная ссылка)
- ↑ 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 Diwali (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Котин Игорь Юрьевич. Дивали. Календарные праздники древнего Востока. Санкт-Петербургский государственный университет.
- ↑ Diwali Festival | Deepavali | Festival of Lights | Hindu Festival Diwali. itslife.in. Дата обращения: 25 октября 2011. Архивировано 20 февраля 2012 года.
- ↑ Nov 5th 2010 - India — Diwali, a significant festival in Hinduism, Sikhism, Buddhism, and Jainism. - Buddhachannel : le portail du bouddhisme dans le monde. Buddhachannel.tv. Дата обращения: 25 октября 2011. Архивировано 20 февраля 2012 года.
- ↑ A website of the Karmapa Documentary Project — Karmapa News — Karmapa News
Литература
- Laura Amazzone. Goddess Durga and Sacred Female Power (неопр.). — University Press of America[англ.], 2012. — ISBN 978-0-7618-5314-5.
- Om Lata Bahadur. The Life of Hinduism (неопр.) / John Stratton Hawley; Vasudha Narayanan. — University of California Press, 2006. — ISBN 978-0520249141.
- Barbato, Melanie (2017), Diplomatic Language in the Deepavali Messages of the Pontifical Council for Interreligious Dialogue, The Review of Faith & International Affairs Т. 15 (4): 93–104, DOI 10.1080/15570274.2017.1392707
- Stephen Blake. Time in Early Modern Islam: Calendar, Ceremony, and Chronology in the Safavid, Mughal and Ottoman Empires (англ.). — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1-139-62032-1.
- Ray Colledge. Mastering World Religions (неопр.). — Macmillan Publishers, 2017. — ISBN 978-1-349-14329-0.
- Michael D. Coogan. The Illustrated Guide to World Religions (англ.). — Oxford University Press, 2003. — ISBN 978-0-19-521997-5.
- William D. Crump. Encyclopedia of New Year's Holidays Worldwide (англ.). — McFarland, 2014. — ISBN 978-0-7864-9545-0.
- Richard M. Eaton. The Rise of Islam and the Bengal Frontier, 1204-1760 (англ.). — University of California Press, 1996. — ISBN 978-0-520-20507-9.
- Abraham Eraly. The Age of Wrath: A History of the Delhi Sultanate (англ.). — Penguin Books, 2015. — ISBN 978-93-5118-658-8.
- Paul Fieldhouse. Food, Feasts, and Faith: An Encyclopedia of Food Culture in World Religions (англ.). — ABC-CLIO, 2017. — ISBN 978-1-61069-412-4.
- Jessica Frazier; Gavin Flood. The Continuum Companion to Hindu Studies (неопр.). — A&C Black[англ.], 2011. — ISBN 978-0-8264-9966-0.
- Darra Goldstein et al. The Oxford Companion to Sugar and Sweets (англ.). — Oxford University Press, 2015. — ISBN 978-0-19-931339-6.
- J. S. Grewal. The Sikhs of the Punjab (неопр.). — Cambridge University Press, 1998. — ISBN 978-0-521-63764-0.
- Stephen Jacobs. Hinduism Today: An Introduction (неопр.). — A&C Black[англ.], 2010. — ISBN 978-0-8264-3065-6.
- Jyotindra Jain; Eberhard Fischer. Jaina Iconography (неопр.). — BRILL Academic, 1978. — ISBN 978-90-04-05259-8.
- Christopher H. Johnson; Simon Teuscher; David Warren Sabean. Transregional and Transnational Families in Europe and Beyond: Experiences Since the Middle Ages (англ.). — Berghahn[англ.], 2011. — ISBN 978-0-85745-183-5.
- Henry Johnson (2007), 'Happy Diwali!' Performance, Multicultural Soundscapes and Intervention in Aotearoa/New Zealand, Ethnomusicology Forum Т. 16 (1): 71–94
- Kelly, John D. (1988), From Holi to Diwali in Fiji: An Essay on Ritual and History, Man Т. 23 (1): 40, DOI 10.2307/2803032
- David Kinsley. Hindu Goddesses: Visions of the Divine Feminine in the Hindu Religious Tradition (англ.). — University of California Press, 1988. — ISBN 978-0-520-90883-3.
- Клостермайер, Клаус. A Concise Encyclopedia of Hinduism (неопр.). — Oneworld Publications, Oxford, 2014. — ISBN 978-1-78074-672-2.
- Lochtefeld J. G. (2002), The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A-M, Volume 1, Rosen Publishing[англ.], ISBN 978-0823931798
- McDermott, Rachel Fell. Revelry, Rivalry, and Longing for the Goddesses of Bengal (англ.). — Columbia University Press, 2011. — ISBN 978-0-231-52787-3.
- Lodrick, Deryck O. (1987), Gopashtami and Govardhan Puja: Two Krishna Festivals of India, Journal of Cultural Geography Т. 7 (2): 101–116, DOI 10.1080/08873638709478510
- Jeffery D. Long[англ.]. Jainism: An Introduction (неопр.). — I.B. Tauris, 2009. — ISBN 978-1-84511-625-5.
- James G. Lochtefeld (2002), The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M, Volume 1, Rosen Publishing, ISBN 978-0-8239-3179-8, <https://archive.org/details/illustratedencyc0000loch>
- June McDaniel. Offering Flowers, Feeding Skulls: Popular Goddess Worship in West Bengal (англ.). — Oxford University Press, 2004. — ISBN 978-0-19-516790-0.
- Constance Jones. Religious Celebrations: An Encyclopedia of Holidays Festivals Solemn Observances and Spiritual Commemorations (англ.) / J. Gordon Melton. — ABC-CLIO, 2011. — ISBN 978-1598842050.
- J. Gordon Melton. Religious Celebrations: An Encyclopedia of Holidays Festivals Solemn Observances and Spiritual Commemorations (англ.). — ABC-CLIO, 2011. — ISBN 978-1598842050.
- Charles Melville. Persian Historiography: History of Persian Literature A (англ.). — I.B.Tauris, 2012. — ISBN 978-0-85773-657-4.
- Soumen Mukherjee. The Himalayas: An Encyclopedia of Geography, History, and Culture (англ.) / Andrew J. Hund; James A. Wren. — ABC-CLIO, 2018. — ISBN 978-1-4408-3939-9.
- Harjot Oberoi. The Construction of Religious Boundaries: Culture, Identity, and Diversity in the Sikh Tradition (англ.). — University of Chicago Press, 1994. — ISBN 978-0-226-61593-6.
- Kiyokazu Okita. Hindu Theology in Early Modern South Asia: The Rise of Devotionalism and the Politics of Genealogy (англ.). — Oxford University Press, 2014. — ISBN 978-0-19-870926-8.
- Tracy Pintchman. Guests at God's Wedding: Celebrating Kartik among the Women of Benares (англ.). — State University of New York Press, 2005. — ISBN 978-0-7914-8256-8.
- Rao, V. (2001), Celebrations as Social Investments: Festival Expenditures, Unit Price Variation and Social Status in Rural India, Journal of Development Studies Т. 38 (1): 71–97, DOI 10.1080/713601102
- Constantina Rhodes. Invoking Lakshmi: The Goddess of Wealth in Song and Ceremony (англ.). — State University of New York Press, 2010. — ISBN 978-1-4384-3322-6.
- Hillary Rodrigues. Introducing Hinduism (неопр.). — Routledge, 2016. — ISBN 978-0-415-54966-0.
- Frank Salamone. Encyclopedia of Religious Rites, Rituals and Festivals (англ.). — Routledge, 2004. — ISBN 978-0415880916.
- Manju N. Shah (1995), Celebrating Diwali in America, Journal of South Asian Literature Т. 30 (1/2): 41–44
- Cybelle T. Shattuck. Hinduism (неопр.). — Prentice Hall, 1999. — ISBN 978-0-13-266255-0.
- Robert Sewell. A Forgotten Empire: (Vijayanagar) a Contribution to the History of India (англ.). — Echo, 2006.
- Pashaura Singh; Louis E. Fenech. The Oxford Handbook of Sikh Studies (англ.). — Oxford University Press, 2014. — ISBN 978-0-19-969930-8.
- Audrey Truschke. Aurangzeb: The Life and Legacy of India's Most Controversial King (англ.). — Stanford University Press, 2017. — ISBN 978-1-5036-0259-5.
- Lavanya Vemsani. Krishna in History, Thought, and Culture: An Encyclopedia of the Hindu Lord of Many Names: An Encyclopedia of the Hindu Lord of Many Names (англ.). — ABC-CLIO, 2016. — ISBN 978-1-61069-211-3.