Джаянти (дочь Индры)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джаянти
Шукра и его жена ДжаянтиШукра и его жена Джаянти
Пол женский
Отец Индра
Мать Шачи
Братья и сёстры Джаянта, Вали, Индрая, Мидхуша, Девасена, Ниламбара, Рибхус, Ситрагупта, Шаштхи
Супруг Шукра
Дети Деваяни

Джаянти — в индийской мифологии — дочь Индры, царя дэвов и правителя Небес, и его супруги Шачи. Джаянти описывается как жена Шукры, бога планеты Венера, а так же гуру асуров. В их браке родилась дочь, Деваяни[1]. Джаянти описывается как сестра Джаянты.[2] Иногда ее отождествляют с Урджасвати, другой женой Шукры[3][2].

В текстах

Джаянти появляется прежде всего в описании одного события, а именно рассказа о ее браке с Шукрой. Рассказ присутствует во многих индуистских писаниях с некоторыми вариациями в соответствии с толкованиями. Этими текстами являются Вайю-пурана, Матсья-пурана, Брахманда-пурана,[4] Деви Бхагавата-пурана[5] и Падма-пурана[6].

Легенды

Матсья Пурана повествует, что асуры были почти уничтожены в битве с дэвами. Тогда их гуру, Шукра, отправился на гору Кайлас, чтобы добиться содействия бога Шивы и приобрести новые силы, чтобы спасти асуров от гибели. Шукра совершает суровый тапас (аскезы). Дэвы пытаются уничтожить оставшихся асуров и их миры, а так же мать Шукры, Кавьямату. Но после того, как убитая Кавьямата воскресает, Индра, царь дэвов, беспокоится, что Шукра добился успеха и асуры перегруппируются, а за тем снова нападут. Он посылает свою дочь Джаянти служить Шукре и делать все возможное для блага Индры[7].

В Деви Бхагавата Пуране царь богов Индра так же приказывает Джаянти соблазнить мудреца, чтобы прервать и нарушить его аскезы. Джаянти недовольна методами своего отца, но все же идет на Кайлас, чтобы выполнить его приказ. На Кайласе она становится служительницей Шукры и верно работает для него. Джаянти обмахивает его банановыми листами, набирает для него прохладную ароматную воду и собирает свежие цветы, в том числе траву дарбха для его поклонений. Она также стоит на жаре и использует свою верхнюю одежду, чтобы сделать тень мудрецу. Джаянти готовит для него теплую постель и обмахивает его, пока он не заснет. Она также говорит сладкие слова, чтобы доставить удовольствие мудрецу. Джаянти служит ему как послушная последовательница и игнорирует указания отца нарушить аскезу Шукры[5].

В «Матсья-пуране» Джаянти поступает так же. Спустя тысячу лет Шива наконец явился Шукре и, довольный подвижничеством, дарует ему силы, которые он желал. Довольный Шукра разговаривает с Джаянти и обещает наградить её за её услуги. По ее просьбе он женится на ней и проводит с ней десять лет. Шукра создает магическую оболочку, чтобы они становились невидимыми для мира и оставались нетронутыми[7]. В других версиях Джаянти просит Шукра создать вокруг них дымку, чтобы их занятия любовью были скрыты от мира[4]. Падма Пурана продлевает период до ста лет[8].

Спустя десять лет Шукра свободен от своего обещания, и Джаянти позволяет ему навестить своих учеников, демонов[7]. Матсья-пурана и Брахманда-пурана рассказывают, что союз пары рождает дочь по имени Деваяни[7]. В индуистском эпосе «Махабхарата», в котором подробно описывается жизнь Деваяни, упоминается, что она дочь Джаянти[1]. Однако Деви Бхагавата Пурана это отрицает и изображает её дочерью Урджасвати, другой жены Шукры[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 V. R. Ramachandra Dikshitar. The Purana Index. — Motilal Banarsidass, 1995. — Vol. 1. — P. 636. — ISBN 9788120812741.
  2. 2,0 2,1 Mani, 1975.
  3. Dikshitar. The Purana Index : [англ.]. — Motilal Banarsidass Publishe. — ISBN 978-81-208-1273-4.
  4. 4,0 4,1 Wendy Doniger O'Flaherty. The Origins of Evil in Hindu Mythology. — University of California Press, 1980. — P. 125–126. — ISBN 978-0-520-04098-4.
  5. 5,0 5,1 5,2 Mani, 1975, p. 355, 760.
  6. Hazra, 1987.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Baman Das Basu. The Matsya Puranam. — Cosmo Publications for Genesis Pub.. — P. 128–136. — ISBN 978-81-307-0532-3.
  8. Hazra, 1987, p. 34.

Ссылки