Джаянта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джаянта
санскр. जयन्त
Мифология индийская
Тип Дэва
Пол мужской
Отец Индра
Мать Шачи
Братья и сёстры

по одной из версий:

Супруга возможно, Урваши

Джаянта (санскр. जयन्त, «победоносный»[1]) — в индуистской мифологии сын Индры, царя богов-дэвов и его жены Шачи.[2] Он обитает в Сварге, индуистских небесах, управляемых Индрой. У него есть сестра по имени Джаянти. Он появляется в различных индуистских писаниях как сражающийся в войнах от имени богов и своего отца. Джаянта также появляется в эпосе «Рамаяна» и других преданиях, в которых он маскируется под ворону.

В форме вороны

Рама стреляет из Брахмастры в Джаянту, замаскированного под ворону, который летает туда-сюда, спасаясь от оружия.

В Сундара Канде (пятой Книге эпоса Рамаяна), когда Хануман встречает Ситу, она повествует о происшествии, произошедшем в лесу в Читракуте. Принц Айодхьи и аватар бога Вишну, Рама сослан в лес со своей женой Ситой (аватаром жены Вишну Лакшми) и братом Лакшманой. Усталый Рама спал на коленях у Ситы, пока на неё не напала ворона. Ворона клюет ее дважды; один раз - за грудь или между грудями в разных версиях.[2][3] Рамчаритманас заменяет грудь стопами.[4] Торопясь отогнать ворону, она пытается застегнуть одежду, но случайно расстёгивает её. Рама просыпается и узнает ворону, с когтей которой капала кровь. Он понимает, что это - сын Индры. Разъяренный Рама по велению Ситы срывает травинку и превращает в божественное оружие Брахмастру, которое направляет на ворону, которая в страхе улетает. Ворона летает по вселенной, но оружие следует за ней. Её прогоняют её отец Индра, а следом Брахма, Шива и риши (мудрецы), и вороне приходится вернуться к Раме. Сын Индры просит прощения, но Рама говорит, что Брахмастру нельзя отозвать. Сыну Индры приходится подставить свой правый глаз для защиты и в результате становится полуслепым.[2][3] Хотя Джаянта прямо не упоминается в эпизоде, различные комментарии к эпосу, такие как «Тилака» и «Бхушана» Говиндараджи, идентифицируют «сына Индры» как Джаянту; в некоторых других комментариях не упоминается ни один отдельный сын Индры. Говиндараджа говорит, что только Джаянта известен как сын Индры.[5]

Говорят, что помимо «Рамаяны» Джаянта принял форму вороны в некоторых рассказах об эпизоде с мантаном Самудра. Кувшин с амритой (эликсиром жизни) возник из пахтания океана богами и демонами. Демоны схватили сосуд, но Джаянта забрал его у них в образе вороны. Преследуемый демонами, он летал без отдыха двенадцать дней. Он останавливался в четырех местах на земле: Праяге (в современном Аллахабаде), Харидваре, Удджайне и Нашике, где Кумбха Мела празднуется каждые двенадцать лет в память об этом происшествии.[5]

В сражениях

Последняя книга Уттара Канда Рамаяны описывает битву между Индрой и королем ракшасов (демонов) Раваной. Пока Индра сражается с Раваной, Джаянта сражается с сыном Раваны Мегханадой. Между Джаянтой и Мегханадой завязывается ожесточенная битва; в конце концов сын Раваны поражает Джаянту, который теряет сознание. В суматохе призрак Пуломана, деда Джаянты по материнской линии, незаметно для кого-либо восстаёт из моря и уносит Джаянту с поля боя, пряча его в океане. Индра считает Джаянту мертвым и сражается ещё яростнее, но Мегханада побеждает и его.[2][6]

Джаянта также описывается, как сражающийся в битве между богами и асурами (демонами) в «Падма-пуране».[5] Хариванша описывает битву между Индрой и богом Кришной за получение небесного дерева Париджаты с небес Индры. Описывается, как Джаянта сражается с сыном Кришны Прадьюмной и терпит поражение. В «Сканда-пуране» Джаянта терпит поражение от асуры Сурападмана, которого в конце концов убивает главнокомандующий богов Сканда.[2]

Другие легенды

Ваю-пурана рассказывает историю, в которой Джаянта проклят и превращен в бамбук. Эта история также рассказана в контексте знаний о девадаси с некоторыми вариациями. Однажды мудрец Агастья прибыл ко двору Индры и был встречен Индрой, организовав танцевальное представление апсары Урваши. В спектакле Урваши и Джаянта влюбленно смотрели друг другу в глаза. Отвлеченная Урваши пропустила момент, и танец пошел наперекосяк. Возмущённый Агастья проклял Урваши родиться на земле девадаси, а Джаянту - бамбуковым деревом в горах Виндхья. Джаянта и Урваши поклонились ему в почтении и стали молить его о пощаде. Мудрец сказал, что проклятие закончится, когда Урваши будет подарена талайколе (бамбуковый посох, то есть Джаянта) во время танца (Арангетрам). Как и было предопределено, влюблённые были освобождены от проклятия и вернулись на небеса, когда Урваши встретилась с Джаянтой в виде бамбукового посоха.[2][7]

См. также

Примечания

  1. Monier Williams Sanskrit-English Dictionary p. 413. Дата обращения: 24 июня 2022. Архивировано 21 апреля 2018 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Mani, Vettam. Puranic Encyclopaedia: A Comprehensive Dictionary With Special Reference to the Epic and Puranic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — P. 354. — ISBN 0-8426-0822-2.
  3. 3,0 3,1 Goldman pp. 216–218
  4. Ramcharitmanas. — P. http://hindi.webdunia.com/religion/religion/hindu/ramcharitmanas/AranyaKand/2.htm. Архивная копия от 18 марта 2017 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 5,2 Goldman p. 456
  6. Swami Venkatesananda. The Concise Ramayana of Valmiki. — SUNY Press, 1988. — P. 369. — ISBN 978-0-88706-862-1.
  7. Ragini Devi. Dance Dialects of India. — Motilal Banarsidass, 1990. — P. 45. — ISBN 978-81-208-0674-0. Архивная копия от 28 марта 2022 на Wayback Machine

Литература

  • Goldman. The Ramayana Of Valmiki: Sundarakāṇḍa. — Princeton University Press, 1996. — ISBN 0-691-06662-0.