Детская книжная иллюстрация в СССР
Детская книжная иллюстрация в Советском Союзе стала средством массового просвещения и приобщения подрастающего поколения к знаниям, передачи нравственных ценностей и воспитания человека-творца, героя, первопроходца. С первых лет советской власти государство сделало детскую литературу приоритетной отраслью издательской деятельности, привлекая в неё лучшие силы и обеспечивая выпуск книг многотысячными и даже миллионными тиражами. Советские детские книги получили признание в мире как лучшие.
Предтеча
Значительная роль в создании советской детской книги 1920-х годов принадлежит частному издательству «Радуга», возглавлявшемуся известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он привлёк в издательство поэтов К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством «Радуга» сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства»: С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский.
Именно в издательстве «Радуга» вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.[1] В 1925 г. издательство «Радуга» было награждено серебряной медалью Международной выставки прикладных искусств в Париже за качество оформления детских книг и удостоилось восторженных отзывов западной прессы[2].
История
В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел. Он разместился в доме компании «Зингер» на Невском пр., д. 28 Детский отдел возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга XIX века. В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство ДЕТГИЗ, (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.
Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей[2].
С начала 1920-х годов получила особое развитие получила иллюстрация в детских книгах, над которыми работали Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Андрей Брей, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Леонид Владимирский, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Анатолий Савченко, Олег Васильев, Борис Диодоров, Евгений Рачев, Владимир Конашевич, Георгий Нарбут, Михаил Писаревский, Борис Зворыкин, Осип Авсиян. Эти книги были доступны по цене и издавались огромными тиражами. Так, советская книжка с картинками стоила в межвоенный период 10 центов США, а американская — 2 доллара[2].
В 1920-30-е годы советская детская литература активно выставлялась за рубежом и неизменно получала высокие оценки[2].
Посетивший в 1927 г. выставку в берлинском Центральном институте по воспитанию и обучению репортер газеты "Die rote Fahne" отметил, что «благодаря яркому подбору иллюстративного материала, большинство этих книг вполне доступно и не знающим русского языка»[3].
Одним из ее инициаторов выставки советских детских книг, устроенной с 27 апреля по 22 мая 1929 г. в Париже в книжном магазине «Эдисьон Бонапарт», был бывший атташе французского посольства в России по культуре, а в дальнейшем переводчик и редактор Брис Парэн (фр. Brice Parain, 1897-1971). Автор предисловия к небольшому каталогу выставки, известный писатель Блез Сандрар, написал: «Все знают, что в России дети — единственные, кто «нажился» на Революции, только они. Все принадлежит им — страна с ее городами, поезда, самолёты, будущее. <...> Не пора ли попросить маленьких русских детей показать нам их прекрасные книги с картинками и научить нас читать — нас, неразумных взрослых Запада?»[4]
Книжная иллюстрация и русский авангард
Иллюстраторы ранней советской книги были не меньшими новаторами, чем их коллеги, создававшие «большое» искусство. Продвигая революционные идеи, создатели советской детской книги опирались на многообразный опыт предшествующей эпохи и творчески развивали его[2].
В 1920-е гг. в культурную жизнь Запада ворвался русский авангард, поражавший публику и дерзостью экспериментов, и социальным оптимизмом. Многим это внушало надежду, что большевистская революция может указать выход из послевоенного кризиса всему Западному миру[2].
Советские детские книги, демонстрировавшиеся на выставках наряду с другой художественной продукцией, привлекали большое внимание тем, что предлагали новый подход к содержанию. Если традиционная западная литература пыталась вернуть ребёнка в привычный мир фей и грёз, то есть в прошлое и знакомое, то советская изображала сказку современной жизни, представляя отношение к детям не только как к объектам воспитания, но и активным созидателям нового общества[2].
Советская полиграфия отставала от западной, однако и это было успешно преодолено. Немецкий журнал "Die Literarische Welt" в январе 1928 г. признавал: русские художники сумели найти способы преодолеть технологические трудности и дать детям многообразную по тематике, яркую и увлекательную книгу. «В общем можно сказать: нет ни одного уголка детской жизни, которая не нашла бы отражения в книге. Особенно обогатила её техника. Русские ближе к детскому. У них более молодые глаза. Русские книги забавнее, динамичнее, ярче наших. Может быть, наши печатники взглянут свысока на внешность этих книжек, но наши дети примут их с восторгом»[3].
Влияние на мировую детскую литературу
Новаторские приемы, предложенные в 1920-е годы советскими писателями, художниками и оформителями, изменили лицо детской книги в целом. Книжки-картинки В. Лебедева, Е. Чарушина, Ю. Васнецова и др. стали «агентами художественного влияния» в мире и дали мощный импульс развитию новаторской детской книги в Европе и США[2].
Выставки детской книги за рубежом[2]
- Русское искусство оформления книги. Берлин, 1923;
- The Russian Art Exhibition, N.Y., 1924 — L.A.,1925;
- Выставка советской книги. Прага, 1924;
- Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes. Paris, 1925;
- Выставка искусства новой России. Токио-Осака-Нагоя, 1927;
- Internationale Buchkunst-Ausstellung. Лейпциг, 1927;
- Terza Mostra Internazionale delle Arti Decorative. Монца-Милан, 1927;
- Выставка русской детской книги. Берлин-Лейпциг, 1927;
- XVI-a Esposizione Internazionale d'Arte della cita di Venezia. Венеция, 1928;
- Russische Ausstellung. (Buchgewerbe, Graphik, Theatre, Photographie). Цюрих-Винтертур, 1929;
- Grafiek en Boekkunst uit de Sovjet-Unie. Амстердам-Роттердам, 1929;
- Exposition "Le Livre d'Enfant en U. S. S. R". Париж, 1929;
- Utställning av Sovjetkonst. Стокгольм-Осло, 1930;
- Exhibition of Soviet Art. Лондон-Оксфорд, 1930;
- Выставка советского искусства. Берлин, 1930;
- Передвижная выставка советской детской книги. Ревель-Рига-Берлин-Гамбург-Прага-Вена, 1930-1931;
- Salon International du Livre d'art. Париж, 1931;
- Osteuropäische Kunstaustellung. Кенигсберг, 1932;
- Выставка советской детской книги в Копенгагене, 1932.
- Выставка советской графики, книги, плаката, фото. Мадрид-Марсель, 1933;
- Выставка советской графики. Марсель, 1933;
- International Children's Book Exhibition. Прага, 1934;
- Utstilling av barneboker, tidskrifter og plakater fra Sovietunionen. Осло, 1936;
- Exhibition of books printed in the U. S. S. R in the period 1930-1936. Лондон, 1936;
- Exposition Internationales Arts et des Techniques. Париж, 1937;
- Exhibition of Soviet Graphic Art. Лондон, 1938.
Примечания
- ↑ Пунин Н.. «Слоненок» // «Жизнь искусства». — 1922. № 15.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Мяэотс Ольга Николаевна. Советские детские книги в Европе и в США в 1920-1930-е гг // Детские чтения. — 2017. — № 2 (12). — С. 58-96.
- ↑ 3,0 3,1 Советская детская книга в Германии. // Книга детям. 1928. № 1. С. 41-47.
- ↑ Livres dEnfants Russes et Sovietiques (1917-1945). Dans les Collections de LHeure Joyeuse et dans les Bibliotheques Francaises Catalogue en Forme de Dictionnaire des Illusrateurs. Paris: Agence culturelle de Paris, 1997. - ISBN 978-2843310157. - c. V.