Блез Сандрар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Блез Сандрар
фр. Blaise Cendrars
Блез Сандрар. Фотография Йинджиха Штирски. Ок. 1931Блез Сандрар. Фотография Йинджиха Штирски. Ок. 1931
Имя при рождении Фредерик-Луи Созе
Язык произведений французский

Блез Сандра́р (фр. Blaise Cendrars, настоящее имя — Фредерик-Луи Созе, фр.  Frédéric-Louis Sauser; 1 сентября 1887, Ла-Шо-де-Фон, кантон Невшатель — 21 января 1961, Париж) — швейцарский и французский писатель.

Биография и творчество

Родился в семье коммерсанта, выходца из Берна, в доме говорили по-французски. Сначала много ездил по свету с родителями, потом всю жизнь переезжал с места на место, бывал в Китае, Монголии, Африке, Бразилии, США и других местах, сменил несколько профессий. В 19051907 годах оказался в Санкт-Петербурге, стал свидетелем Первой русской революции[1][2]. В 1912 году опубликовал за свой счёт новаторский сборник стихов «Пасха в Нью-Йорке», близких к кубизму в пластике и глубоко повлиявших на современников. Сблизился в Париже с Аполлинером, Шагалом[3], Леже, Модильяни (художник написал портрет Сандрара), Архипенко, Соней и Робером Делоне. Соня Делоне иллюстрировала авангардистскую поэму-коллаж Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской»[4] (1913); в этом жанре своего рода киномонтажа работали потом Аполлинер (стихотворение «Зона»), Висенте Уидобро (поэма «С экватора»). Участвовал в Первой мировой войне, был ранен, лишился правой руки. В 1916 году стал гражданином Франции[1].

Всегда живо интересуясь всем новым, Сандрар увлёкся кино, снимался у Абеля Ганса, а потом работал у него ассистентом. Сотрудничал с труппой «Шведского балета» в Париже, в частности, с композитором Дариюсом Мийо, на основе африканских мифов написал для него либретто балета «Сотворение мира» (1921, пост. 1923, с декорациями Фернана Леже). Был также первоначальным автором либретто последнего нашумевшего балета Эрика Сати, поставленного «Шведским балетом» (декабрь 1924) в сильно переработанной версии Франсиса Пикабиа под дадаистским названием «Спектакль отменяется». В том же 1924 году выпустил поэтический сборник-мистификацию «Кодак», составленный из фрагментов романа Гюстава Леружа «Таинственный доктор Корнелиус»[5].

После 1925 года Сандрар больше не писал стихов. Автор новелл и романов, репортёрских очерков. Написал несколько киносценариев (по одному из них, «Золото Зутера», написанному на основе сандраровского романа «Золото», собирался ставить в Голливуде фильм С. Эйзенштейн).

Надгробие Сандрара, Трамбле-сюр-Модр

В начале Второй мировой войны работал военным корреспондентом, после вторжения гитлеровских войск во Францию укрылся в Экс-ан-Провансе и три года ничего не писал. Вернулся к литературе, создав автобиографическую тетралогию (19451949). Сблизился с фотографом Робером Дуано, писал о его работах; Дуано оставил серию фотопортретов Сандрара.

Писатель умер 21 января 1961 года и был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. Его близкий друг Марк Шагал после смерти поэта написал: «Я любил его поэмы, как мой родной город, как мое прошлое, как свет солнца. Его душа и его краски на моей палитре, они причитают и плачут»[6].

В 1994 году его прах был перезахоронен на кладбище городка Трамбле-сюр-Модр в департаменте Ивелин, где Сандрар имел дом.

Признание

Кавалер Ордена Почётного легиона (1960), лауреат Большой литературной премии Парижа (1961). В 1978 создана Международная ассоциация Блеза Сандрара.

Произведения

Портрет работы Амедео Модильяни (1917)

Стихи

  • La Légende de Novgorode (1907, опубл.1996)
  • Séquences (1912)
  • Les Pâques à New York (1912)
  • La Prose du transsibérien et de la petite Jehanne de France (1913)
  • La Guerre au Luxembourg (1916)
  • Le Panama ou les aventures de mes sept oncles (1918)
  • 19 Poèmes élastiques (1919)
  • Feuilles de route (1924)
  • Kodak. Documentaires (1924)

Романы и рассказы

  • J’ai tué (1918, с иллюстрациями Ф.Леже)
  • L’Or (1925, роман об американском авантюристе-золотоискателе)
  • Moravagine (1926, роман)
  • Petits contes nègres pour les enfants des blancs (1926, по мотивам африканских мифов)
  • Les Confessions de Dan Yack (1929, роман, номинирован на Гонкуровскую премию)
  • Rhum — L’aventure de Jean Galmot (1930, роман-репортаж)
  • Hollywood, la Mecque du cinéma (1936, роман-репортаж)
  • L’Homme foudroyé (1945, первая книга автобиографической тетралогии)
  • La Main coupée (1946, вторая книга)
  • Bourlinguer (1948, третья книга)
  • Le Lotissement du ciel (1949, четвёртая книга)
  • Emmène-moi au bout du monde! (1953, роман)

Публикации на русском языке

  • Золото. — М., 1926.
  • Дурной судья // Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. — М.: Художественная литература, 1973. — С. 432—436.
  • Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира / Перевод М. П. Кудинова ; статья и примечания Н. И. Балашова ; ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1974. — 231 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Д. С. Лихачёв).
  • Азбука кино. Интервью о кино // Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911—1933. — М.: Искусство, 1988. — С. 37—45.
  • Сандрар, Б. Маленькие негритянские сказки для белых детей / Блез Сандрар; худож. Жаклин Дюэм; перевод с фр. О. А. Каменевой. — М.: Рудомино, 1993. — 88 с. + 8 с. : ил.
  • Стихотворения / Пер. В. Парнаха // Семь веков французской поэзии в русских переводах. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 561—562.
  • Принц-потрошитель, или Женомор. — М.: Текст, 2005.
  • Золото. — М.: Текст, 2008.
  • Ром. Тайная жизнь Жана. — М.: Текст, 2010.
  • Стихотворения / Пер. с фр., сост., коммент. и послесл. М. Яснова. — М.: Текст, 2016. — На фр. и рус. языках.

Литература

  • Балашов Н. И. Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в. : статья // По всему миру и вглубь мира / Б. Сандрар ; перевод М. П. Кудинова ; статья и примечания Н. И. Балашова ; ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1974. — С. 143—202. — 231 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Д. С. Лихачёв). — 50 000 экз.
  • Bochner J. Blaise Cendrars: discovery and re-creation. — Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 1978.
  • Chefdor M. Blaise Cendrars. — Boston: Twayne Publishers, 1980.
  • Cendrars M. Blaise Cendrars. — P.: Balland, 1984. (биография, написанная дочерью писателя)
  • Debenedetti J.-M. Blaise Cendrars. — P.: H. Veyrier, 1985.
  • L’Encrier de Cendrars: actes du colloque du centenaire. — Boudry-Neuchâtel: Baconnière, 1989. (материалы коллоквиума к 100-летию писателя)
  • Blaise Cendrars: je suis l’autre. — P.: Champion, 2004.
  • Doisneau rencontre Cendrars. — P.: Buchet-Chastel, 2006.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Гальцова Е. Д. Сандрар. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
  2. Cendrars (Blaise) (фр.) (недоступная ссылка). Grande Encyclopédie Larousse. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  3. Хмельницкая Л. Марк Шагал и Блез Сандрар в Париже в 1912–1914 годах // Шагаловский сборник. Вып. 4. Материалы XXIV и XXV Шагаловских чтений в Витебске (2014–2015) / Музей М. Шагала. — Минск, 2016. — С. 15—61.
  4. Сандрар Б. Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской // Новый Мир / Перевод с французского, вступление и примечания Михаила Яснова. — 2015. — № 6. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  5. Craig Dworkin, Kenneth Goldsmith. Blaise Cendrars. From Kodak // Against Expression: An Anthology of Conceptual Writing. — Northwestern University Press. — 2011. — P. 136.
  6. Figaro littéraire (Paris). Nr. 771. 1961. Le 28 janvier. P. 6.

Ссылки