Зворыкин, Борис Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Васильевич Зворыкин
Дата рождения 19 сентября (1 октября) 1872(1872-10-01)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 1942(1942)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство  Российская империя
 Франция
Жанр иллюстрации

«Нечестивый тевтон и богатырь святорусский», почтовая открытка, 1916

Бори́с Васи́льевич Зворы́кин (19 сентября (1 октября) 1872 — 1942) — русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик[1].

Биография

Родился 19 сентября (1 октября) 1872 года в Москве. «Родители его: отец потомственный почётный гражданин, временно-московский 1-й гильдии купец Василий Васильевич Зворыкин, православный и законная жена его Елизавета Оттовна, лютеранского вероисповедания»[2]. После окончания в сентябре 1892 года 3-й московской гимназии учился в течение года в Московском училище живописи, ваяния и зодчествах. В 1898 году вышли первые книги с его иллюстрациями. Художник много работал для издательств Ивана Сытина, А. И. Мамонтова, Иосифа Кнебеля, Адольфа Маркса, А. А. Левинсона.

«Попадается Весёлому навстречу волк». Иллюстрация к сказке Алексея Ремизова «Товарищи» (1917)

Первым удачным опытом в области иллюстрации детской книги стала «Сказка о золотом петушке», изданная в 1903 году Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона. Иллюстрировал детские книги Зворыкин и позже: «Про Марью МоревнуПро Марью Моревну» (Аванцо, 1904), «Комар и ласточка» (Типография Мамонтова, 1904), «Приключения зайчика» Н. С. Руммель (Товарищество Сытина, 1912), «Из детства Литы» Татьяны Щепкиной-Куперник (Товарищество Сытина, 1913), «За родину!» Е. И. Шредер (Товарищество Сытина, 1915), «Горькая луковка» Павла Сухотина (Товарищество Сытина, 1915), «Яга и земляничка» А. В. Смирнова (Товарищество Сытина, 1916), «Рождественский дед» А. В. Смирнова (Товарищество И. Д. Сытина, 1917).

Зворыкин оформлял юбилейные и подарочные книги: «Альбом в память семидесятилетнего юбилея Императорского Московского общества поощрения рысистого коннозаводства» (Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон, 1911), «Календарь на 1912 год. В память столетнего юбилея Отечественной войны» (Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон, 1912). Борис Зворыкин стал одним из самых известных авторов рисунков к рождественским, новогодним, масленичным и пасхальным открыткам. Его привлекали к оформлению театральных программок, меню торжественных обедов, поздравительных адресов.

Получил известность Зворыкин и как автор художественных открыток, выполнив акварелью серии на темы «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Пословицы», «Русские храмы», «Русские былины», «Охота» и др.

В 1909—1912 годах художник участвовал в крупном проекте — монументальном оформлении Феодоровского Государева собора в Царском Селе. Зворыкиным исполнен и титульный лист к выпущенному в 1915 году роскошному альбому «Фёдоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1: Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровского Чудотворца». Последовательный приверженец и творец «русского стиля», Зворыкин был высоко оценён членами императорской фамилии. После окончания работ в Царском Селе он получил благодарность императора Николая II и продолжил работать в области монументальной живописи в Симферополе, где расписывал кафедральный собор Святого Александра Невского.

В 1913 году работал над «Изборником дома Романовых»[3].

В 1915 году Зворыкин, наряду с другими известными художниками (Иваном Билибиным, Виктором Васнецовым, Константином Маковским, Михаилом Нестеровым, Николаем Рерихом), а также архитекторами, искусствоведами, литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями, стал учредителем «Общества возрождения художественной Руси» — организации, которая ставила целью «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях».

В конце 1917 — начале 1918 года художник сотрудничал (одновременно с Сергеем Чехониным и Александром Бенуа) с детским альманахом «Творчество» (иллюстрации к сказке Алексея Ремизова «Товарищи», книге В. Волжанина «Древняя Русь в пословицах и поговорках»). Тогда же проиллюстрировал для издательства И. Д. Сытина и две книжки «сказочек» В. Смирнова — «Рождественский дед» и «Яга и Земляничка».

В 1919 года он занимался оформлением обложек журнала «Красноармеец» и создал политические плакаты «Бой красного рыцаря с тёмной силой», «Красный пахарь». Эти работы стали последними, вышедшими на родине.

В 1921 году из Крыма через Константинополь, Александрию, Каир Зворыкин уехал в Париж, где продолжил плодотворно работать. В 1922 году он исполнил красочные видовые иллюстрации и графические рисунки к книге «История Советов» («Histoire des Soviets») А. де Винделя, выпущенной Ж. Маковским. Несколько ранее началось долговременное сотрудничество Зворыкина с издательством «Пиацца», имевшим итальянские корни. Для «Пиаццы», специализировавшейся на библиофильской продукции, он оформил книги «Роман о Жане из Парижа» («Le roman de Jean de Paris», 1924), «Песнь о Гайавате» («Le chant de Hiawatha») Генри Лонгфелло (1927), а также изящные подарочные издания небольшого формата в серии «Ex oriente lux». В 1925 году в оформлении Зворыкина вышла книга «Золотой петушок и другие сказки» («Le Coq d’or et d’autres contes») Александра Пушкина; в отличие от московского издания 1903 года, парижское было выполнено в манере орнаментальной эстетики средневековой книжной миниатюры. Наивысшим достижением Зворыкина в его работе с «Пиаццой» стал «Борис Годунов» («Boris Godounov») Александра Пушкина (1927). В этом роскошном библиофильском издании он достиг необычайного искусства в создании цельного ансамбля книги и разработке сложных орнаментальных композиций.

Кроме объёмных работ, художник выполнял и обложки: для партитуры оперы Модеста Мусоргского «Сорочинская ярмарка», для литературно-художественного альманаха «Москва» (выпущен в Берлине О. Дьяковой в 1926 году) и др.

В 1928 году Зворыкин участвовал в выставке «Роскошная книга 1923—1927» («Exposition du Livre de Luxe 1923—1927») в Музее книги в Брюсселе.

В 1930-х глдах он продолжал развивать в своём творчестве русскую тему, участвуя в различных эмигрантских проектах. В 1935 году выставил в книжном магазине «Librairie Generale» («Общая библиотека») в Париже акварельные рисунки с изображением дореволюционной формы полков 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии; в том же году вместе с членами общества «Икона», основанного Владимиром Рябушинским, участвовал в выставке икон в храме Христа Спасителя в Аньер-сюр-Сен, для которого написал икону храмового праздника — Калужскую икону Божией Матери. В конце 1930-х годов Зворыкин перевёл на французский язык русские сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и «Жар-Птица», и выполнил уникальный рукописный иллюстрированный альбом, который преподнёс в дар своему основному работодателю Фрикателли. Этот альбом не был опубликован при жизни автора, только в 1978 году его издали на английском языке при содействии вдовы президента США Жаклин Кеннеди-Онассис.

Умер Борис Зворыкин в начале 1942 году в оккупированном немцами Париже, оставив после себя обширное наследие, богатое и разнообразное, охватывающее стилистический диапазон от модерна до ар-деко[4].

Открытки Зворыкина на сюжет Наполеоновских войн

Серия открыток была, вероятно, выполнена Зворыкиным к юбилею Отечественной войны 1812 года, который широко отмечался в 1912 году. Открытки выполнены в художественном стиле, характерном для того времени. В них присутствуют и очевидные неточности, так, в сцене нападения казаков на французский обоз французские кавалеристы (Конные егеря Императорской гвардии) вместо узких лосин одеты в широкие красные шаровары, которые французская армия носила полвека спустя, во времена Наполеона III.

Книги, оформленные Борисом Зворыкиным во Франции

  • Histoire des Soviets / publiée sous la direction de m. Henri de Weindel. — Paris: Jacques Makowsky, éditeur, 1922.
  • Marchand, J. Le roman de Jean de Paris / décoration et illustrations de B. Zworykine d’après les éditions illustrées du XVIe siècle du roman de Jean de Paris. — 5 me ed. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1924].
  • La rose de Bakawali / ce conte a été traduit de l’Hindoustani par Garcin de Tassy; la miniature servant de frontispice à cet ouvrage est de B. Zworykine. — 6 me ed. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1924].
  • Pouchkine, A. S. Le Coq d’or et d’autres contes / illustrés par B. Zworykine. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1925].
  • Guyot, Ch. La légende de la ville d’Ys, d’après les anciens textes / [l’ornementation de l’ouvrage a été spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1926.
  • Pouchkine, A. Boris Godounov / l’illustration et la décoration de l’ouvrage ont été exécutées par Boris Zworykine; traduction française de A. Baranoff . — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1927]
  • Le Cantique des Cantiques. [Traduction nouvelle par Franz Toussaint] / miniature et ornamentation de B. Zworykine. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1927.
  • Longfellow, H. W. Le chant de Hiawatha: D’après les légendes peaux-rouges / [l’ornementation de cet ouvrage a été spécialement dessinée par H. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1927.
  • Ehrhard, A. La Légende des Nibelungen. [L’ornementation de cet ouvrage à été spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929.
  • Steinilber-Oberlin, E., Kuni, M. Le Livre des Nô: Drames légendaires du vieux Japon / [ornementation spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929.
  • Segonzac, R. La légende de Florinda la Byzantine [seul grand papier avec une ornementation spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929.
  • Lucien, S. Scènes de courtisanes / [le texte a été traduit par H. Piazza et Ch. Chabaud; le frontispice et les en-têtes sont de Mario Laboccetta; la décoration a été exécutée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1930.

Примечания

  1. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 252—273. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
  2. Выписка из копии метрического свидетельства, которое хранится в личном деле студента Училища живописи, ваяния и зодчества Зворыкина Бориса Васильевича, РГАЛИ, Ф. 680 оп. 2 д. 1165.
  3. Венгеров А. Два издания для царской династии // КомпьюАрт. — 2013. — № 5.
  4. В биографическом словаре «Художники Русского Зарубежья. 1917—1939» (Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я.  — СПб., 1999) отмечено, что умер Борис Зворыкин «не ранее 1935», затем стали указывать, не указывая конкретный первоисточник — 1942 год (См. Биография в базе данных «История отечественной книжной культуры». Архивировано 2 декабря 2012 года. и Медведев Ю. Возвращение красоты // Родина : журнал. — 2006. — № 1.).

Литература

Ссылки