Дама с единорогом (картина Рафаэля)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Дама с единорогом (Рафаэль)»)
О средневековых шпалерах см. Дама с единорогом
Рафаэль Санти
Дама с единорогом. Около 1506 года
итал. Dama col liocorno
дерево, масло. 65 × 61 см
Галерея Боргезе, Рим

«Дама с единорогом» (итал. Dama col liocorno) — известный женский портрет кисти Рафаэля, написанный около 1505—1506 годов, произведение Высокого Ренессанса.

Описание

Композиция портрета, судя по всему, создана под влиянием «Моны Лизы», написанной Леонардо да Винчи в 1505—1506[1]. В частности, речь идет об обрамляющих фигуру колоннах лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» эти детали обрезаны), а также о позитуре модели.

Женщина изображена в поколенном срезе, в трёхчетвертном повороте сидящей в лоджии на фоне озёрного пейзажа. Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами (практически идентичном наряду на картине Рафаэля «Донна Гравида»). На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове — небольшая диадема, почти скрытая волосами. Однако на её пальцах нет колец, в частности обручального, — это необычно, так как женские портреты в те времена создавались, как правило, по случаю свадьбы.

В руках дама держит небольшого единорога — символ целомудрия: согласно средневековым легендам, приручить это мифическое существо могла только девственница.

Две главные черты этого портрета — «грациозное изящество, которому трудно противостоять, и загадочный характер этой таинственной дамы, которая всё так же продолжает избегать опознания»[2].

История

У Вазари этот портрет не упоминается. Есть вероятность, что он был частью наследства Альдобрандини, которое в 1682 году влилось в коллекцию Боргезе, где и остается до наших дней. Против этого свидетельствует то, что в той описи упоминается картина гораздо меньшего размера, и хотя там фигурирует единорог, к этому моменту единорога на полотне, возможно, уже не было (см. ниже).

Несколько раз картина была переатрибутирована. В инвентории Галереи Боргезе за 1760 год она упоминается впервые — под названием «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино; произведение считалось портретом неизвестной дамы с атрибутами святой мученицы. В качестве авторов, которым оно приписывалось, фигурировали, в частности, Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто.

Записи

Картина до реставрации 1930-х годов
Рентгеновский снимок собачки

В 1934—1936 году «Святая Екатерина» была подвергнута реставрации, которая подтвердила гипотезу историка искусств Роберто Лонги о том, что картина написана Рафаэлем. Одновременно с этим был снят слой записи, идентифицированной как позднее добавление в 1916 году исследованием Джулио Канталамессы.

Записи были таковы: поверх единорога были изображены традиционные атрибуты святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь мученичества, а плечи прикрывала мантия. Кисти рук также были переписаны[1]. Следующая реставрация 1959 года, при которой впервые в науке искусствознания было применено просвечивание рентгеновским излучением, показала, что до единорога его место занимала собака — символ супружеской верности. Однако, поскольку тут красочный слой был намного сильнее утрачен, восстанавливать собаку, убрав единорога, не стали.

Таким образом, сейчас предполагается, что работа велась в несколько стадий:

  1. Собственно Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. Женщина на этой стадии была намного более зрелой, чем сейчас.
  2. Затем другой художник написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки. Возможно, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди[2]. Следом был положен еще один слой краски — на колонны и парапет, увеличен объем волос, дописаны рукава и собака.
  3. Потом, несколько десятилетий спустя, собачка была превращена в единорога. Тогда же были переписаны обе руки.
  4. И, наконец, уже намного позже неизвестная дама была превращена в святую Екатерину путём добавления плаща и атрибутов. Это могло произойти в конце XVII века.

Модель

Для кого была написана картина и кто послужил её моделью — не выяснено[1].

Существует предположение, что моделью была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой её фамилии[3]. Ортолани указывает на рисунок в Лувре, который, вероятно, является подготовительным к портрету, и предлагает идентифицировать модель как Маддалену Дони, предмет другого портрета кисти Рафаэля. Эта идентификация сейчас отвергается[2]. Любопытно, впрочем, что украшение на шее Маддалены Дони имеет изображение единорога.

Собачка позволяет предположить, что изначально это был предсвадебный портрет какой-нибудь молодой флорентийки.

Место в творчестве Рафаэля

Наряду с «Донной гравида» и «Маддаленой Дони» «Дама с единорогом» входит в число трёх первых женских портретов кисти Рафаэля. Оберхубер считает, что это был первый написанный им настоящий «живой человек»[2]. Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе».

Выставки

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 The Galleria Borghese: The Masterpieces (Галерея Боргезе. Шедевры) / Sofia Barchiesi & Marina Minozzi. — Rome: Scala Group, March 2006. — ISBN10 8881171627, ISBN13 9788881171620
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Arpad Szakolczai. Sociology, Religion and Grace. — Taylor & Francis, 2007-01-08. — 415 с. — ISBN 978-0-203-96818-5.
  3. Данная история отражена в телесериале «Борджиа», где Джулия Фарнезе позирует художнику с козлёнком на руках. Однако портрет в фильме — профильный (является вариацией портрета Баттисты Сфорца кисти Пьеро делла Франческа, и написанием его занимается Пинтуриккио).
  4. В рамках года Италии в России 25 марта в Главном здании состоялась церемония открытия выставки «Рафаэль. Дама с единорогом» из собрания Галереи Боргезе (Рим). // Официальный сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина. Дата обращения: 29 марта 2011. Архивировано 27 июля 2012 года.

Ссылки