Гуревич, Михаил Иосифович
Михаил Иосифович Гуревич | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 31 декабря 1892 (12 января 1893) | ||||||||||||||||
Место рождения | село Рубанщина, Суджанский уезд, Курская губерния, Российская империя | ||||||||||||||||
Дата смерти | 25 ноября 1976 (83 года) | ||||||||||||||||
Место смерти | Ленинград, РСФСР, СССР | ||||||||||||||||
Научная сфера | авиаконструктор | ||||||||||||||||
Место работы | МиГ | ||||||||||||||||
Альма-матер |
Университет Монпелье Национальная школа аэронавтики и космоса[англ.] в Тулузе (1914) Харьковский политехнический институт (1925) |
||||||||||||||||
Учёная степень | доктор технических наук (1964) | ||||||||||||||||
Награды и премии |
|
||||||||||||||||
Михаи́л Ио́сифович Гуре́вич (92 [12 января 1893], Рубанщина, Суджанский уезд — 25 ноября 1976, Ленинград) — советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий.
Биография
Родился 31 декабря 1892 года (12 января 1893 года) в селе Рубанщина (ныне Суджанский район, Курская область) в еврейской семье[1]. Отец, Иосиф Исаевич Гуревич, был механиком винокуренных заводов; мать, Анна Моисеевна, — домохозяйкой. Поступил в Ахтырскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Учился в Харьковском университете на факультете математики, но исключён за гражданскую активность после года обучения. Потому с 1912 года продолжил образование во Франции в Университете Монпелье, а после в Национальной школе аэронавтики и космоса в Тулузе, где его сокурсником был знаменитый французский авиаконструктор Марсель Блок (1892−1986).
Летом 1914 года Гуревич навещал родину, когда началась Первая мировая война. Это прервало его образование во Франции.
С 1914 по 1916 год работал чертёжником в технических конторах Харькова.
В 1917 году поступил в Харьковский политехнический институт на отделение механики, где учился с большими перерывами, в связи с гражданской войной, и окончил его в 1925 году с дипломом инженера-механика по самолётостроению. Был активным участником Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК), где спроектировал и изготовил свои первые летательные аппараты — планеры «Бумеранг» и «Аист».[2]
После чего работал инженером-конструктором в Харьковском отделении общества «Тепло и сила». Занимался конструированием и постройкой планёров.
Затем уехал в Москву. В 1929 году начал работать в конструкторском бюро на заводе «Десятилетие Октября», затем — инженером-конструктором и руководителем группы в ОПО-4 Авиатреста.
В 1936—1937 года он откомандирован в США на авиазаводы фирмы Douglas Aircraft, а после участвовал в освоении в СССР самолёта Ли-2.
С апреля по декабрь 1938 года он главный конструктор ОКБ-1 завода № 84. В марте 1939 года переведён на завод № 1 в ОКБ Н. Н. Поликарпова. М. И. Гуревич был одним из основателей созданного в декабре 1939 года Особого конструкторского отдела (ОКО) во главе с А. И. Микояном, став его заместителем.
В 1940 году А. И. Микоян и Гуревич создали истребитель МиГ-1 («Микоян и Гуревич»), а затем его модификацию МиГ-3. В 1940—1941 годах МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в боях первого периода Великой Отечественной войны.
В 1940—1957 годах — зам. главного конструктора, в 1957—1964 годах главный конструктор в ОКБ Микояна. В годы войны участвовал в создании опытных самолётов, после войны — в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении ВВС СССР. Доктор технических наук (1964).
Скончался 25 ноября 1976 года. Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище[3] (1-й вязовый участок).
Награды и премии
- Герой Социалистического Труда (12.07.1957).
- четыре ордена Ленина (31.12.1940, 03.02.1953, 20.04.1956, 12.07.1957)
- два ордена Трудового Красного Знамени (02.07.1945, 08.01.1963)
- орден Красной Звезды (08.09.1941)
- медали
- Ленинская премия (1963)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку новой конструкции самолёта («МиГ-3»)
- Сталинская премия первой степени (1947) — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта
- Сталинская премия первой степени (1948) — за создание нового типа боевого самолёта
- Сталинская премия второй степени (1949) — за создание нового самолётного агрегата
- Сталинская премия первой степени (1952) — за создание самолёта («МиГ-17»)
- Сталинская премия первой степени (1953)
Примечания
- ↑ GUREVICH, MIKHAIL IOSIFOVICH // Encyclopaedia Judaica / Ed. Fred Skolnik[англ.], Michael Berenbaum[англ.]. — Second edition. — Macmillan Reference USA[англ.], 2007. — Vol. 8 (Gos-Hep). — P. 140. — ISBN 978-0-02-865936-7.
- ↑ Гуревич Михаил Иосифович . Дата обращения: 22 июня 2022. Архивировано 20 апреля 2021 года.
- ↑ ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович (1893—1976) . Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 13 июня 2010 года.
Ссылки
Михаил Иосифович Гуревич . Сайт «Герои страны».
- Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Высокое небо Михаила Гуревича
- Родившиеся 12 января
- Родившиеся в 1893 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Суджанском уезде
- Умершие 25 ноября
- Умершие в 1976 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Авиаконструкторы по алфавиту
- Авиаконструкторы СССР
- Авиаконструкторы России
- Доктора технических наук
- Герои Социалистического Труда по алфавиту
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Сталинской премии
- Учёные по алфавиту
- Выпускники Ахтырской гимназии
- Выпускники университета Монпелье
- Выпускники Харьковского политехнического института
- Похороненные на Серафимовском кладбище