Губар, Павел Викентьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Викентьевич Губар

Па́вел Вике́нтьевич Губар (25 января 1885, Гродненская губерния13 марта 1976, Ленинград) — российский и советский коллекционер, библиофил.

Биография

Как указывал сам П. В. Губар, его отец и мать — крестьяне села Межеречье Волковысского уезда Гродненской губернии.

Губар, окончив Рижский политехнический институт, в 1911 году приехал в Санкт-Петербург и занял должность инженера на заводе фирмы Сан-Гали. Ещё учась, он проходил практику на одном из петербургских заводов и однажды, в поисках необходимой технической литературы, попал на Александровский рынок, «где был поражен множеством книжных лавок, лавчонок и книжных развалов». Здесь он, впоследствии, познакомился с П. А. Ефремовым, которого современники называли «живой летописью русской литературы и справочной энциклопедией по русской иконографии в широком её значении». Позже Губар вспоминал:

Пользуясь и руководствуясь советами Петра Александровича, я начал собирать и подбирать книги XVIII и XIX вв., главным образом иллюстрированные издания, а также альбомы, рисунки и акварели, литографии и гравюры, как бытовые, так и с видами Петербурга и его окрестностей, Москвы и др. городов. Позднее начал собирать Rossica, фейерверки и др. издания по искусству с учётом, что всё должно быть только в хорошем и отличном виде и сохранности.

[1]

Позже пришла очередь книг и материалов, связанных с А. С. Пушкиным и его эпохой, а на смену Александровскому рынку пришли букинистические магазины и, прежде всего, магазин Н. В. Соловьёва, куда поступали целые библиотеки, из которых можно было быстро пополнять коллекцию.

В 1913 году он был командирован на стажировку в Англию, где провел полгода. Затем, до революции 1917 года Губар работал инженером на Восточно-Китайской железной дороге (Харбин), в Кронштадтском военном порту; с 1920-х годов — главным инженером, руководителем проекта крупных строительных организаций и институтов СССР.

В 1918 году П. В. Губар содействовал передаче Публичной библиотеке в Петрограде большой, свыше сорока тысяч томов, библиотеки издателя газеты «Новое время» А. С. Суворина.

В годы НЭПа, в 1923—1927 годах, он был владельцем, основанного им совместно с Н. М. Волковым, букинистического магазина «Антиквариат»[2] на Невском проспекте, 72.

Коллекция

Коллекция была подарена музею А. С. Пушкина в 1977 году вдовой собирателя Анастасией Григорьевной Ливер (1899—1980).

Сердце книжной коллекции, насчитывающей около 3 тысяч единиц, — пушкиниана, в составе которой 73 издания произведений поэта, из них 22 — прижизненных; 6 собраний сочинений поэта, пушкинистика XIX — первой трети XX века, переводы произведений Пушкина на европейские языки. В книжном собрании имеются также редчайшие издания XVIII века, но основу составляют книги XIX века: первые прижизненные, редкие и иллюстрированные издания Г. Р. Державина, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.

Один из раритетов книжной коллекции — конволют из собрания П. А. Ефремова — редчайший «Театральный альбом» (1842—1843), который Ефремов дополнил портретами артистов и изображениями сцен из балетов и спектаклей из других изданий.

Уникальна часть коллекции, посвящённая изображениям фейерверков и иллюминаций — 50 изданий, среди которых редчайшие: фейерверк 1741 года в честь Иоанна Антоновича, 1762 года — в честь императора Петра III.

Важной частью коллекции является собрание видов русских городов, в первую очередь — Санкт-Петербурга. Историю Петербурга в коллекции последовательно отражают: гуаши и акварели Ж. Б. де ла Траверса[3], гравюры Б. Патерсена[4][5] и М. Дюбурга[6] Петербурга конца XVIII века; гуаши И. В. Барта[7] 1810-х годов; акварели Е. И. Есакова, К. Ф. Сабата[8], А. П. Брюллова, Г. Г. Чернецова Петербурга 1820-х годов; издания А. Плюшара «Виды Петербурга и пригородов» (1824, 1825, 1826), серия литографий Общества поощрения художников, работы А. Е. Мартынова и С. Ф. Галактионова[5]; акварели B. C. Садовникова[9], И. И. Шарлеманя, литографии А. Дюрана, издательская серия И. Дациаро. Петербургская тема коллекции завершена печальными аккордами: «Петербург в 21 году» М. Добужинского — альбом из 12 литографий, изданный Комитетом популяризации художественных изданий и «Петербург. Руины и возрождение» П. А. Шиллинговского (1923) — изданный Полиграфическим отделом Академии художеств альбом (10 гравюр на дереве и 7 листов литографированного текста, тираж 500 экземпляров, ручная печать).

Примечания

  1. Казанков, 1985.
  2. Книготорговец и антиквар В. И. Клочков и его ученик Н. М. Волков. Дата обращения: 1 декабря 2012. Архивировано 17 июля 2012 года.
  3. Александрова Н. И. Жан Балтазар де Ла Траверс: путешествующий по России живописец. — М.: Жираф, 2000. В коллекции П. В. Губара — 9 произведений художника.
  4. В коллекции П. В. Губара 18 гравюр этого художника. Весьма редким является заглавный лист к серии петербургских видов 1799 г. — аллегорическое изображение памятника Петру I с богом морей Посейдоном, сидящим у основания Гром-камня.
  5. 5,0 5,1 Произведения Траверса, Патерсена, Мартынова и Галактионова П. В. Губар приобрёл в составе коллекции Н. К. Синягина, 1481 лист которой он продал в 1919 году Центральному комитету государственных библиотек, откуда они поступили в Публичную библиотеку. Из собрания Синягина, по воспоминаниям Ф. Г. Шилова: «Записки старого книжника» Архивная копия от 21 сентября 2018 на Wayback Machine, «очень много книг ушло совсем в другую сторону — Губар продал их в Вашингтонскую библиотеку… Для себя лично Губар оставил все первые издания Пушкина… Между рисунками был подлинный рисунок Пушкина, рисунки Брюллова к новоселью Смирдина. Однако впоследствии он стал всё это продавать, чем и занимался много лет. Так распылилась замечательная библиотека Синягина. До сих пор время от времени попадаются ещё книги с синим и красным ярлыком — экслибрисом (кстати, довольно безвкусным) Синягина.»
  6. Художник-иллюстратор Мэттью Дюбург (M. Dubourg, 1786—1838)
  7. Иоганн Вильгельм Готфрид Барт (Barth J.W.G., 1779—1851). В период 1810—1822 годов, по поручению прусского короля он жил, путешествовал и работал в России. В Русском музее, Эрмитаже, других музеях России и Германии имеется более двух десятков его работ; в коллекции П. В. Губара — шесть гуашей: четыре вида Латвии и два вида Петербурга.
  8. Карл Фридрих Сабат (1782—1843). С 1810 года жил в России. С 1815 года состоял на службе в Дирекции Императорских театров в качестве художника-декоратора и актёра. В 1820-х годах участвовал в издании Обществом поощрениях художников литографированной серии видов Петербурга и окрестностей; работал вместе с С. П. Шифляром и К. П. Беггровым.
  9. В коллекции П. В. Губара — 18 акварельных рисунков с видами Петербурга 1830—1860-х гг., а также рабочий альбом художника 1846 г. (75 эскизных рисунков карандашом и акварелью), 44 литографии и 5 хромолитографий с его оригиналов.

Литература

Ссылки