Патерсен, Бенжамен
Бенжамен Патерсен | |
---|---|

Бенжамен Патерсен (швед. Benjamin Patersen (Paterson), 1750, Варберг — 1815, Санкт-Петербург) — шведский художник и гравёр, значительную часть жизни работавший в Санкт-Петербурге; получил известность как мастер городского пейзажа[1][2].
Биография
Бенжамен Патерсен родился в Варберге, Швеция, в семье таможенного писаря[3]. Художественное образование получил в Гётеборге у церковного художника Симона Фика, и стал членом местного Общества художников. В конце 1770-х путешествовал по Польше, Литве и Латвии. С 1774 по 1786 год он жил и работал в Риге[1].
В 1787 году Патерсен прибыл в Санкт-Петербург[4]. Сохранился текст объявления, которое художник опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях» 22 января 1787 года:
Здесь, в Санкт-Петербурге, несколько времени пребывающий живописец Патерсен, который портреты и исторические пьесы масличными красками и карандашом рисует… Сим извещаем охотников до живописи, что он ныне живет в Погенполовом доме у Синего моста под № 154[2].
В 1791 году Патерсен женился, его дочь Марию крестили в церкви Св. Екатерины в 1795 году[2]. С 1790 года он стал посылать свои работы на выставки в Королевскую Академию искусств в Стокгольм, первой из них стал портрет горного советника Юхана Эрика Нурберга. После того, как в 1799 году Академия одобрила картину Патерсена «Вид на часть так называемого Летнего сада в С.-Петербурге», художник был принят в её члены[2].
В середине 1790-х Патерсен получил первый заказ от Императорского двора, а в 1798-м был назначен придворным живописцем[2].
Согласно заметке в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 1800 года, Патерсен проживал «по Екатерининской канаве между государственным заемным банком и Кокушкиным мостом в Шаровом доме, под № 131»[2]. В 1806 году Петерсен ездил на родину в Швецию[2].
Художник скончался в Петербурге 23 июня 1810 года, был похоронен на кладбище финского прихода в Тёнттёля (Тинтела) у современных Нарвских ворот[2].
Творчество

Одной из первых работ Патерсена после приезда в Петербург стал портрет пастора Эмануэля Индрениуса. Сохранились и несколько жанровых сценок, например, «Сидящий мужчина в русской одежде, торгующий спиртными напитками»[2]. Известно, что в 1797 году князь Фёдор Михайлович Колокольцев заказал у Патерсена парные портреты себя и супруги Марии Ивановны, а также внучки Марии Михайловны Хованской. Эти картины в настоящее время хранятся в фонде Русского музея[5].
Основным жанром, которому Патерсен посвятил весь долгий период своего петербургского творчества, стали городские пейзажи. По мнению исследователей, художник «совершил нечто совершенно уникальное» и во многом благодаря его картинам мы можем в подробностях представить себе Петербург рубежа XVIII—XIX веков[2].
С момента своего первого приезда в Петербург Патерсен был очарован его прелестью и своеобразием, и всю дальнейшую творческую жизнь связал с городом на Неве. Водная гладь реки или каналов на большинстве картин занимала весь передний план, также значительную часть художник оставлял для неба[1][6]. В 1799—1800 годах Патерсен создал целую серию гравюр с пейзажами набережных Невы, которую посвятил императору Павлу I («Sa Majestd L’Empereur et Autocrateur de toutes les Russies»). Гравюры печатались на двух видах бумаги и стоили по 20 (за бумагу более высокого качества) и 15 (за обычную) рублей[1][2].
Для картин Патерсена характерны хорошо прорисованная линия горизонта, серо-голубая или золотистая тональность (для акварелей и раскрашенных графических листов). На его произведениях представлены практически все известные архитектурные памятники второй половины XVIII века: Эрмитаж, Академия художеств, Михайловский замок, Таврический дворец и другие[1].
Наследие художника составляют свыше 100 пейзажей Петербурга, самая крупная коллекция его картин хранится в Эрмитаже[4][1][7].
Галерея
|
Литература
- Бенгт Янгфельдт. Русскоязычный швед из Финляндии // От варягов до Нобеля. Шведы на берегах Невы . — Москва: «Ломоносов», 2010. — 392 с. — ISBN 978-591678-041-3.
- Брук Я. В., Иовлева Л. И. Государственная Третьяковская галерея: Живопись XVIII-XX веков. — Москва: «Красная площадь», 1998. — С. 182. — 336 с. — ISBN 5-900743-40-3.
- Комелова Г.Н. Петербург конца XVIII – начала XIX века в акварелях и гравюрах Бенжамена Патерсена . — Изобразительное искусство, 1984.
- Коновалов Э. Новый полный биографический словарь русских художников . — Москва: Эксмо, 2008. — С. 378. — ISBN 978-5-699-20636-0.
- Хованский С. Княжна Мария Михайловна Хованская // Князья Хованские / науч. ред. Наумов О. Н.. — Москва: МЦНМО, 2007. — С. 236. — 424 с. — ISBN 978-5-94057-286-2.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Комелова, 1984.
- ↑ Перейти обратно: 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Бенгт, 2010.
- ↑ Брук, Иовлева, 1998, с. 182.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Коновалов, 2008, с. 378.
- ↑ Хованский, 2007, с. 236.
- ↑ 100-летний Петербург Бенжамена Патерсена . Петербургские старости (26 октября 2010). Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 30 сентября 2020 года.
- ↑ «Старый Петербург. Столица и окрестности» . Государственный музей истории Санкт-Петербурга (21 октября 2010). Дата обращения: 20 марта 2020.
Ссылки
- Картина «Сидящий мужчина в русской одежде, торгующий спиртными напитками» в коллекции Национального музея Швеции