Гробман, Михаил Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Гробман
Дата рождения 1939(1939)
Место рождения Москва, СССР
Гражданство  СССР Израиль
Сайт grobman.info

Михаил Яковлевич Гробман (род. 1939, Москва) — российский, затем израильский поэт и художник.

Один из лидеров, теоретик и идеолог Второго русского авангарда. Искусство Гробмана занимает роль связующего элемента между западным и русским концептуализмом. Графические работы публиковались в журнале «Знание — сила» (19661968), стихи в СССР не печатались. В 1971 году эмигрировал в Израиль. Организатор выставок искусства русского авангарда. Редактировал журнал «Левиафан». Член редколлегии журнала «Зеркало». С 1963 года ведёт дневник — летопись художественной жизни (частично издан книгами и в журналах «Зеркало» и «Новое литературное обозрение»). Более 2000 живописных и графических работ, более 700 стихотворений, теоретические статьи.

Биография

Михаил Гробман родился в 1939 году в Москве, в семье инженера.

В школьные годы носил псевдоним Мишель Афинский.

В 1956–58 годах учился в вечерней школе, работал каменщиком на стройке, где началась его дружба с поэтом и диссидентом В. Гершуни (1930–95), оказавшим влияние на формирование политических взглядов Гробмана. В те же годы Гробман знакомится со скрипачом и композитором А. Надирашвили, общение с которым побудило Гробмана к увлечению философией и мистикой.

В 1957 году на выставке 40-летия советского искусства в Центральном доме работников искусств был арестован. Вот как сам Гробман описывает это событие: «было торжественное собрание, на сцене сидели такие люди, как Ефимов, а я из зала крикнул, что тогда не особенно было принято: «А можно из зала сказать?» Вышел на сцену, взял микрофон у этих вельмож и пошел к рампе. Тут уж все поняли, что дело пахнет керосином. А я уже начал свою речь: «Бывали хуже времена, но не было подлей»… В общем, я некоторое время выступал, и в какой-то момент почувствовал, что по воздуху плыву - меня вместе с микрофоном стащили со сцены». Отпустили его уже на следующий день[1].

В 1959 году состоялась первая персональная выставка Гробмана в Высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной в Ленинграде, в 1965 г. — в Доме художника в Москве, где выставлялись работы Гробмана, посвящённые еврейской теме, что было для того времени почти невероятным событием.

В 1965 году опубликовал цикл стихотворений в американском литературном альманахе «Воздушные пути» под псевдонимом Михаил Русалкин. Потом этот псевдоним был потерян, и второй раз в этом издании Гробман печатался как Г.Д.Е.

В 1966 году состоялась первая зарубежная выставка Гробмана в Чехословакии, где позже он свою первую статью о художниках нового авангарда.

В 1967 году был принят в Союз художников СССР. Однако почти сразу же по просьбе Председателя правления Московской организации Союза художников РСФСР вышел из союза, оставшись кандидатом[1].

В 1971 году эмигрировал в Израиль, жил в Иерусалиме.

В 1975 году с друзьями и учениками организовал группу израильских художников «Левиафан», издавал одноимённый журнал став одним из создателей израильского концептуализма.

С 1983 года проживает в Тель-Авиве.

Участвовал во многих выставках так называемого второго русского авангарда в России, Европе, США.

Работы Гробмана находятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительного искусства имени А. Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее искусства в Тель-Авиве, Музее Людвига в Кельне, Центре Помпиду (Париж) и др., в частных собраниях Израиля, США, Германии и России.

С конца 1950-х годов Гробман собирает работы художников первого и второго русского авангарда. После эмиграции перевёз свою коллекцию в Израиль; в 1988 году значительная часть, которой была представлена на выставке «Авангард — Революция — Авангард» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств, в Художественном музее в Герцлии (1980) и в Музее Бохума в Германии (1988). Работы из собрания Гробмана составили также большую часть выставки русского авангарда, прошедшей в Музее искусств Хайфы в 1998 году.

Творчество

Создал более 2000 живописных и графических работ, более 700 стихотворений, теоретические статьи.

Гробман с самого начала заявил о себе как еврейский художник. Магистральная идея его творчества — стратегия по созданию "современного еврейского искусства". Художник сознательно отрицал подход, основанный на изучении материальной культуры народа, предлагал искать основания для нового еврейского искусства в абстрактном содержании еврейской спиритуальной философии, то есть в каббале. Важным элементом его творчества является магический символизм, наполненный образами, основанные на библейской символике, символике каббалы, средневекового еврейского искусства и магии — рыба, змея, треугольник, Древо познания, Маген-Давид, Менора, надписи на иврите и т. д. («Сотворение мира», 1962, собственность автора; «Разрушение Иерусалима», 1970, собственность автора; «Лестница Иакова», 1978, коллекция П. Шпильмана, Германия; «Сатана», 1980, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, и др.).[2] При этом центральным сюжетом уже с начиная 1962 года постепенно становится важнейшая для каббалистического сознания категория сотворения мира. На равне с кабалистической традицией испытал влияние Малевича, супрематизм которого называл "живописным иудаизмом"[3]. Однако, в отличие от последнего, Гробман в своей живописи реабилитирует исключённые из супрематистской системы изображения природных форм и работает с сопоставлением элементов геометрических и биоморфных мотивов.

Важное значение для становления художественного языка и мышления Гробмана приобрело искусство иконописи, в котором он видел универсальные для иудейской и православной культур трансцендентализм, интуитивную точность художественных формул и отрицание натуралистического позитивизма.

Книги

  • Военные тетради (стихи). — Тель-Авив: Левиафан, 1992. — 112 с.
  • Левиафан (дневник). — М.: НЛО, 2002. — ISBN 5-86793-171-4 — 544 с.
  • Последнее небо (стихи). — М.: НЛО, 2006. — ISBN 5-86793-486-1— 240 с.
  • В чёрной-чёрной стране (2005, на иврите)
  • Левиаван - 2. Иерусалимский дневник. — М.: НЛО, 2019 . ISBN 978-5-4448-1147-4 — 776 с.

Персональные выставки

Избранные групповые выставки

Перформансы и шествия

Личная жизнь

Семья

Жена — Ирина Врубель-Голубкина, главный редактор журнала «Зеркало».

Сын Яков — архитектор, доцент факультета Архитектуры и Градостроительства в Израильском технологическом институте (Технион), руководитель Центра исследований в области архитектуры и дизайна, лаборатории компьютерного дизайна Техниона. Занимается компьютерными технологиями проектирования, перформативным дизайном, параметрической архитектурой. Автор книги «Performalism: form and performance in digital architecture».

Дочь Лати — голливудский продюсер. Воспитывает пятерых детей.

Жизненная позиция

Двумя главными движущими силами человека Гробман считает интеллект и интуитивное понимание мира[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Дарья Курдюкова. Михаил Гробман: «Меня вместе с микрофоном стащили со сцены» Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine // НГ—Антракт, 06 декабря 2013
  2. Гробман Михаил — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Grobman M. About Malevich // The Avant-Garde in Russia 1910-1930: New Perspectives, Exhibition Catalogue, Los Angeles County Museum of Art, MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 1980

Литература

Кантор-Козовская, Л.. Гробман Grobman. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 264 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-4448-0138-3.

Тарханова, И.. Текстильщики. Гостевые тетради Михаила Гробмана. — М.: Барбарис, 2013.

Ссылки