Готы

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Готский союз»)
Распространение готов (приблизительное)       — Готланд,       — Гёталанд (историческая территория),       — Вельбарская культура,       — Черняховская культура,       — Римская империя
Готский вождь — мозаика Большого дворца в Константинополе

Го́ты (готск. 𐌲𐌿𐍄𐌸𐌹𐌿𐌳𐌰, Gutþiuda; лат. Gothi, Got(h)ones, — Гутоны; др.-греч. Γόθοι, Gonthi)[1] — древнегерманский союз племён. Со II века н. э. до VIII века н. э. играли значительную роль в истории Европы. Это было объединение германских племён, вероятно, скандинавского происхождения, говоривших на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке н. э. разработал готское письмо). В первые века нашей эры они начали путь от Скандинавского полуострова, жили на берегах Вислы, а затем и постепенно расселились к Северному Причерноморью и реке Дунай, достигнув аванпостов Римской империи. В III веке готы прошли крещение по арианскому обряду, как и бургунды, вандалы. Исключительным явлением стало то, что у готов были своя библия и свой алфавит. Создал то и другое епископ Вульфила[2]. В IV веке среди готов распространилось христианство, определив до VI века жизнь Вестготского королевства[3].

Ранняя история

Общепринятым является мнение, что готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза, около II-век н.э., (вероятно, полуостров Сконе).

Во II-веке н. э. при короле Бериге готы переправились через Балтийское море и заняли низовья Вислы, где встречаются археологические памятники Вельбарской культуры (Иордан именует эту область Готискандза). Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии (II век н. э.).

Вместе с тем, Иоанн де Галонифонтибус в книге «Познание мира» отмечал следующее: «Готы претендуют на происхождение от шотландцев и говорят как англичане»[4]. Очевидно автор, нормандец по происхождению, живший на рубеже XIV-XV веков, отождествил современных ему готов с штотландцами (скоттами) по созвучию, может быть еще по давнему воспоминанию о приходе с северного острова, а их язык с английским - как лучше всего знакомым ему из германских языков.

Пятый после Берига король готов Филимер[5] привёл их в земли гетов и скифов (Приднепровье). Согласно Иордану, готы от берегов Вислы достигли северного побережья Чёрного моря, расселившись между Днепром и Азовским морем. Это единственное, что известно о приходе готов в Северное Причерноморье из письменных источников. По ареалу памятников черняховской культуры область расселения готских племён к IV веку простиралась от Северского Донца на востоке до Карпат и нижнего Дуная на западе.

На территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум[6]. Письменные источники по истории Ойума — «Гетика» Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, «Сага о Хервёр»), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван «речной дом» — Археймар.

Около 230 года н. э. готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную (остготы) и западную (вестготы). К числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.

Готские войны

«Вестготские короли», картина испанского художника Алонсо Кано, XVII век
Вестготская брошь

Остготы, вестготы, крымские готы

Письменность

Мавзолей Теодориха (520) — единственный сохранившийся памятник готской архитектуры

Готы первыми из германских племён приняли христианство (арианского толка). Готская Библия — первый литературный памятник на германском языке; одновременно это и первый переводный германский письменный памятник. На сегодняшний день известны лишь отдельные фрагменты этого перевода. Тем не менее, с точки зрения филологии (как литературоведения, так и сравнительно-исторического языкознания) он уникален и ценен. Этот перевод был осуществлён в IV веке н. э. арианским епископом Ульфилой.

Память о готах

Во времена Ренессанса готы рассматривались гуманистами как носители варварского начала, повинные в разрушении античной цивилизации. До появления термина Средние века всё германско-варварское в европейской культуре обозначалось эпитетом «готический». Отсюда происходят термины готика и готический шрифт, хотя соответствующие явления к готам прямого отношения не имеют.

Славяне переняли из готского языка множество слов — «хлеб» (гот. 𐌷𐌻𐌰𐌹𐍆𐍃, hlaifs), «котёл» (гот. 𐌺𐌰𐍄𐌹𐌻𐍃, katils), «блюдо» (гот. 𐌱𐌹𐌿𐌸𐍃, biuþs «стол»), «купить» (гот. 𐌺𐌰𐌿𐍀𐍉𐌽 или *𐌺𐌰𐌿𐍀𐌾𐌰𐌽, kaupon или *kaupjan), «верблюд» (гот. 𐌿𐌻𐌱𐌰𐌽𐌳𐌿𐍃, ulbandus), чехол (гот. 𐌷𐌰𐌺𐌿𐌻𐍃, hakuls «плащ»), хлев (гот. 𐌷𐌻𐌰𐌹𐍅, hlaiw «могила»), буква (гот. 𐌱𐍉𐌺𐌰, boka «буква, книга»), «художник» (от гот. 𐌷𐌰𐌽𐌳𐌿𐌲𐍃, handugs «умный, мудрый») и др. (подробнее см. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера). На преемство по отношению к готам претендовали шведские и польские короли («короли шведов (свеев), готов и вендов»), потомками вестготов считала себя испанская знать.

См. также

Примечания

  1. Вера Буданова Этнонимия германских племён в эпоху великого переселения народов. Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано 24 декабря 2014 года.
  2. Сергей Шилов, Сергей Переслегин. ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ КОРОЛЕВСТВА ВЕСТГОТОВ. Проигранные войны Запада, лекция 4. Социософт ТВ (6 октября 2024).
  3. Захаров, Герасим Юрьевич, иер. Епископ Ульфила — апостол готов // Церковный историк. — 2023. — № 1 (11). — С. 15–27. — doi:10.31802/CH.2023.11.1.001.
  4. Сведения о народах Кавказа (1404 г.). — Баку: Элм. — 1979.
  5. Chronicon sancti Huberti Andaginensis. MGH, SS. — Bd. VIII. — Hannover. — 1848.
  6. Большая Российская энциклопедия. — Т.7. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — С. 554—555. — 767 с. — ISBN 978-5-85270-337-8.

Литература

Ссылки