Город на краю вечности (Звёздный путь: Оригинальный сериал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
эпизод сериала
Звёздный путь: Оригинальный сериал
«Город на краю вечности»
«The City on the Edge of Forever»
Номер эпизода 28
Код эпизода 28
Ремастеринг 2006
Премьера 6 апреля 1967
Сценаристы Харлан Эллисон
Телережиссёр Джозеф Певни
Приглашённые звезды Джоан Коллинз
Год 2267/1930
Звёздная дата 3134.0
Список эпизодов
Предыдущий «Альтернативный фактор»
Следующий «Операция „Уничтожить“»

«Город на краю вечности» (англ. «The City on the Edge of Forever») — двадцать восьмой эпизод первого сезона американского научно-фантастического телесериала «Звёздный путь», впервые вышедший на телеканале NBC 6 апреля 1967 года и повторённый 31 августа[1][2]. Эта серия стала одной из самых известных и обсуждаемых, в 1968 году эпизод был удостоен премии Хьюго в номинации «Лучшая постановка». Режиссёром данной серии выступил Джозеф Певни, а из известных актёров для съёмок была приглашена Джоан Коллинз, сыгравшая Эдит Килер. Эпизод неоднократно включался в различные топы и рейтинги авторитетных изданий, а Уильям Шетнер назвал его одним из самых любимых.

Сюжет

В звёздную дату 3134.0 звездолёт Федерации «Энтерпрайз» под командованием Джеймса Тиберия Кирка исследует временные аномалии на орбите одной из планет. Во время небольшого пожара на капитанском мостике легко ранен рулевой Сулу и ему на помощь вызывают доктора МакКоя. Врач вводит лейтенанту немного кордразина и Сулу приходит в себя. Очередной толчок «Энтерпрайза» в нестабильном поле и шприц с сильнодействующим препаратом вонзается в торс доктора, МакКой получает большую дозу кордразина, превышающую допустимую в 100 раз. В бреду он бежит в транспортаторную и телепортируется на планету.

Капитан Кирк собирает десантный отряд и отправляется на поиски доктора. В месте, где потерялся МакКой, люди находят необычного вида пульсирующее кольцо выше человеческого роста. Из него раздаётся голос и десант узнаёт, что с ними разговаривает «Страж вечности» — портал в любое место и время прошлого. Во время быстрой прокрутки истории земных цивилизаций доктор МакКой разгоняется и пропадает в портале. После этого связь с «Энтерпрайзом» пропадает, вероятно, из-за того, что врач настолько изменил прошлое, что «Энтерпрайз» никогда не был построен, а десант обречён остаться здесь навсегда. Кирк и Спок отправляются на поиски доктора, чтобы не дать тому изменить историю.

Капитан и первый помощник попадают в США времён Великой депрессии. Украв с верёвок высыхающую одежду, они прячутся в подвале одного из домов, где их и находит Эдит Килер (Джоан Коллинз). Она является содержательницей приюта для бездомных, предлагает незнакомцам работать на неё. Спок начинает собирать процессор для взаимодействия с трикодером, благодаря которому можно будет узнать, как именно МакКой изменил историю.

Джеймс Кирк влюбляется в Эдит, с которой у него много общего: её также заботит будущее Земли и выход человека к звёздам. Больной МакКой случайно попадает в заведение Килер и та отводит его в комнату, где ухаживает за поправляющимся доктором. Спок и Кирк не знают, что тот, кого они ищут, находится с ними в одном здании. Спок заканчивает работу над процессором и из трикодера узнаёт, что именно от Эдит Килер зависит будущее человечества. Если доктор МакКой спасёт её от ДТП, то в будущем она, провозглашая пацифизм, повлияет на американского президента Франклина Рузвельта и США не вступают во Вторую мировую войну против нацистской Германии. Война затягивается и Германия успевает создать ядерное оружие, вследствие чего полностью порабощает мир. Несмотря на свою любовь, капитан понимает, что Эдит должна умереть, чтобы спасти человечество.

Вечером Джеймс и Эдит идут в кино и в разговоре девушка упоминает МакКоя. Капитан говорит ей оставаться там, где она стоит, а сам через улицу бежит сообщить Споку новость. Втроём они встречаются у входа и Эдит, увидев это, идёт через дорогу к ним, она не замечает мчащегося в её сторону грузовика. Доктор бросается на помощь девушке, но Кирк удерживает его и автомобиль насмерть сбивает Эдит. МакКой в ужасе спрашивает: «Вы знаете, что только что сделали?». Спок отвечает: «Он знает, доктор. Он знает».

После смерти Эдит история возвращается в первоначальное русло, а трое товарищей возвращаются на планету Хранителя, где их встречает оставшийся десант с «Энтерпрайза». Ухура говорит, что они отсутствовали всего секунду. Кирк командует побыстрее убираться с этой планеты.

Создание

Сценарий

Первоначальный вариант сценария был написан Харланом Эллисоном ещё в 1966 году, но довольно поздно попал в руки создателей сериала[3][4].

Написанная Эллисоном история была превосходна в литературном плане (хотя режиссёр Джозеф Певни отметил отсутствие чувства театра, когда в драматические моменты персонажи поступали не совсем правильно)[5], но возникло несколько проблем. Во-первых, сценарий оказался очень длинным для пятидесятиминутной серии. Во-вторых, для реализации описанного требовались дорогостоящие спецэффекты, которые съёмочная группа не могла себе позволить. Также в сценарии были такие моменты, как распространитель наркотиков среди экипажа и мысли Кирка пожертвовать кораблём ради Эдит, поэтому создатели сериала сочли, что такой сценарий не подходит для «Звёздного пути». В связи с этим Эллисон сделал поправки в сценарии и предоставил окончательный вариант в декабре 1966 года. Джин Родденберри всё равно считал, что история слишком дорога в производстве, если снимать как написано. Сценарий подвергся многочисленным правкам как со стороны самого Родденберри, так и со стороны Стивена В. Карабатсоса, Джина Л. Куна и Д. С. Фонтаны. Харлан Эллисон оказался недоволен финальным вариантом сценария и вместо своего имени подписался как Кордвэйнер Бёрд[3][4].

Одной из причин отречения Эллисона от сценария это небольшое, но важное изменение в характере Эдит Килер. В версии писателя девушка была со смутной философией хиппи, тогда как в финальном варианте у неё появилась чётко выраженная антивоенная позиция. В версии, вышедшей на экраны, подразумевается, что антивоенные настроения были вредны для будущего человечества. Хотя слова Спока: «Она была права, но не в то время», истолковали как критику вьетнамской войны, что и подтвердил продюсер Роберт Джастмэн[6].

По словам Эллисона, Родденберри позже утверждал, что в оригинальном сценарии Скотти был распространителем наркотических средств. Родденберри позже признался, что, когда сделал это замечание, ещё не читал сценарий. В 1996 году вышла книга Харлана Эллисона «Harlan Ellison’s The city on the edge of forever : the original teleplay that became the classic Star trek episode», в которой напечатан первоначальный вариант сценария, а также переписанный I акт, датированный декабрём 1966 года. Книга изобилует копиями юридических документов, писем и т. д., подтверждающими версию Эллисона[3]. Однако ещё до этого сценарий печатался в книге Роджера Элвуда «Six science fiction plays»[7].

Съёмки

Съёмки эпизода начались 3 февраля 1967 года и были закончены 14 февраля, что немного больше, чем обычно. И хотя не сохранилось документации, подтверждающей бюджет эпизода, по словам Герберта Солоу и Роберта Джастмэна, бюджет серии составил $ 250 000. Это довольно крупная сумма для того времени. Для сравнения, средний бюджет других эпизодов «Оригинального сериала» составлял около $ 185 000[4].

Музыка

Помимо основной музыки, играющей и в других эпизодах сериала, эта серия имеет и оригинальный саундтрек, написанный Фрэдом Штайнером. Изначально в эпизоде была использована популярная песня 1931 года «Goodnight Sweetheart», однако из-за авторских прав по настоянию Дж. Питера Робинсона в расширенном издании на VHS эта песня отсутствовала. С выходом первого DVD на коробке присутствовала пометка о том, что некоторая музыкальная составляющая была заменена. Тем не менее, песня была включена в эпизод на DVD, что вынудило Paramount оплатить лицензионные платежи. В связи с этим «Goodnight Sweetheart» стала появляться на всех последующих DVD и Blu-Ray.

Судебный иск

13 марта 2009 года Харлан Эллисон обратился в суд с иском против CBS Paramount, требуя выплатить ему 25 % от всех доходов, что телеканал получил с эпизода 1967 года[8]. 22 октября 2009 года судебный иск был урегулирован и писатель остался доволен результатом[9].

Оценки и отзывы

Косплей. Лас-Вегас, 2014

По словам создателя «Звёздного пути» Джина Родденберри эпизод был настолько хорош, чтобы стать полнометражным фильмом. Много отснятого материала пришлось вырезать, чтобы эпизод поместился в телевизионный временной слот[10].

В 1968 году этот эпизод стал лауреатом научно-фантастической премии Хьюго в номинации «Лучшая постановка». Примечательно, что все номинанты — эпизоды сериала «Звёздный путь». Также номинировались эпизоды «Время ярости», «Зеркало, зеркало», «Машина Судного дня» и «Проблема с трибблами»[11].

Entertainment Weekly назвал эпизод лучшим из всего «Оригинального сериала»[12]. The Hollywood Reporter поставил эпизод на 1-е место среди ста лучших телевизионных эпизодов всех телевизионных франшиз «Звёздный путь», включая живые выступления и мультсериалы, но не считая фильмы[10]. TV Guide поставил его на 68 строчку в сотне самых запоминающихся моментов в истории телевидения, а в издании 1998 года эпизод оказался на 92 позиции из 100 величайших эпизодов всех времён[13]. IGN поставил серию на первое место в десятке лучших эпизодов «Звёздного пути»[14]. Зак Хэндлен из The A.V. Club поставил эпизоду оценку «A», назвав серию «справедливо почитаемой классикой»[15].

См. также

Примечания

  1. An initial five-year mission that will live on forever Архивная копия от 16 января 2014 на Wayback Machine
  2. Ranking All 79 ‘Star Trek: The Original Series’ Episodes from Worst to Best. Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Harlan Ellison. Harlan Ellison's The city on the edge of forever : the original teleplay that became the classic Star trek episode. — White Wolf Pub, 1996. — 276 с. — ISBN 1565049640.
  4. 4,0 4,1 4,2 Herbert F. Solow; Robert H. Justman. Inside Star Trek : the real story. — New York: Pocket Books, 1996. — 458 с. — ISBN 0671009745.
  5. E. Goss; M. Altman. Captain's Logs: The Unauthorised Complete Trek Voyages. — Little, Brown & Company, 1995. — 361 с. — ISBN 0316329576.
  6. Weil, Ellen; Wolfe, Gary K. Harlan Ellison: The Edge of Forever. — Columbus: Ohio State University Press, 2002. — С. 114—115. — 276 с. — ISBN 0-8142-0892-4.
  7. Roger Elwood. Six science fiction plays. — New York: Washington Square Press, 1976. — 388 с. — (Pocket Books sci-fi). — ISBN 0671487663.
  8. ELLISON SUES STAR TREK (англ.). harlanellison.com (13 марта 2009). Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  9. Dave, McNary. Ellison, Paramount settle lawsuit (англ.), Variety (22 октября 2009). Архивировано 3 марта 2016 года. Дата обращения 26 августа 2013.
  10. 10,0 10,1 Aaron Couch,Graeme McMillan, Aaron Couch, Graeme McMillan. ‘Star Trek’: 100 Greatest Episodes (англ.) ?. The Hollywood Reporter (8 сентября 2016). Дата обращения: 15 сентября 2022. Архивировано 20 июня 2022 года.
  11. Хьюго 1968. Лаборатория фантастики. Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 3 октября 2013 года.
  12. Entertainment Weekly Special Edition. — 18 января 1995.
  13. The 100 Greatest TV episodes of all time! (англ.) (25 июня 1997). Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 28 октября 2007 года.
  14. Scott Collura, Phil Pirrello, Jim Vejvoda. IGN's Top 10 Classic Star Trek Episodes (англ.). — IGN, 16 апреля 2009.
  15. Zack Handlen. "The City On The Edge Of Forever" / "Operation--Annihilate!" (англ.). — The A.V. Club, 24 апреля 2009. Архивировано 3 января 2013 года.

Ссылки