Машина Судного дня (Звёздный путь: Оригинальный сериал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
эпизод сериала
Звёздный путь: Оригинальный сериал
«Машина Судного дня»
«The Doomsday Machine»
Номер эпизода 6
Код эпизода 35
Ремастеринг 2006
Премьера 20 октября 1967
Сценаристы Норман Спинрад
Телережиссёр Марк Дениелс
Год 2267
Звёздная дата 4202.9
Список эпизодов
Предыдущий «Яблоко»
Следующий «Кошачья лапа»

«Машина Судного дня» (англ. «The Doomsday Machine») — шестой эпизод второго сезона американского научно-фантастического телесериала «Звёздный путь», впервые показанный на телеканале NBC 20 октября 1967 года[1].

Сюжет

В звёздную дату 4202.9 звездолёт Федерации «Энтерпрайз» под командованием Джеймса Тиберия Кирка прибывает в одну из звёздных систем для расследования исчезновения нескольких планет. Там корабль неожиданно обнаруживает зависший в пространстве другой звездолёт Федерации «Констеллейшен». Корабль повреждён и дрейфует в пространстве. На «Констеллейшен» высаживается десант, где находит единственного выжившего, командора Мэтта Декера. Он в полубессознательном состоянии и не может что-то внятно рассказать. Из бортового журнала десант узнаёт, что «Констеллейшен» прилетел в этот сектор для изучения разрушившейся планеты, однако скоро был атакован неизвестным космическим кораблём колоссальных размеров. Командор в экстренном порядке эвакуировал команду на ближайшую планету, но она, к его ужасу, была тут же уничтожена чужим кораблём. Спок делает предположение, что эта машина прибыла в Млечный Путь из другой галактики и, разрушая планеты, использует их как топливо. Судя по траектории движения инопланетного корабля, он движется в самые густонаселённые районы галактики.

Осознав мощь машины, Кирк выдвигает гипотезу о межзвёздной войне. По его мнению, этот аппарат был создан для сдерживания и является Машиной Судного дня, пережившей своих создателей. Кирк и Скотти остаются на «Констеллейшен», пытаясь его починить, а доктор МакКой с командором Декером телепортируются на «Энтерпрайз». Там Декер приходит в себя и отстраняет Спока от командования. Желая отомстить за погибшую команду, он приказывает атаковать Машину, которая приблизившись генерирует помехи, из-за которых пропала связь со Звёздным флотом. «Энтерпрайз» быстро расходует энергию на выстрелы и вскоре оказывается в силовом поле машины, которая притягивает звездолёт в своё жерло. В это время с «Констеллейшена» удаётся несколько раз выстрелить, что отвлекает Машину от «Энтерпрайза».

Декера отстраняют от командования и отправляют в лазарет, но пути он затевает драку с охранником и убегает в ангар с шаттлами. Вскоре он уже летит в жерло планетоубийцы, Спок и Кирк отговаривают его по рации, но Декер влетает в жерло и взрывается там. Лейтенант Сулу замечает, что сила луча Машины ослабла. Кирк понимает, что Декер погиб не зря, дав им надежду на уничтожение Машины. Он устанавливает на «Констеллейшен» 30-секундный таймер термоядерной детонации импульсных двигателей, взрыв которых теоретически может уничтожить объект из чужой галактики. Капитан остаётся один на борту повреждённого корабля и направляет его в жерло Машины. Включив таймер он просит телепортировать его на «Энтерпрайз», но телепортатор не срабатывает. Скотти в срочном порядке пытается устранить неполадку в то время, как Кирк уже влетает в пасть уничтожителя планет, но в последнюю секунду его всё же удаётся телепортировать на судно.

Производство

Сценарий Нормана Спинрада был основан на его же неопубликованном произведении «The Planet Eater», которое отклонили несколько издательств. Он реанимировал идею и написал сценарий для исполнительного продюсера Джина Родденберри. Спинрад писал характер коммандора Мэтта Декера специально для Роберта Райана, но тот был задействован в другом проекте и роль досталась Уильяму Уиндому[2].

Некоторые источники утверждают, что этот эпизод был написан под влиянием произведений Фреда Саберхагена, в частности цикла «Берсеркер»[3], рассказывающем об огромных роботехнических машинах для убийства, построенных в качестве оружия сдерживания исчезнувшей расой[4]. Однако, Норман Спинрад отрицает влияние Саберхагена, заявив о том, что первоначальная рукопись появилась ещё до создания последним истории о Берсеркерах[5]. Эпизод изначально планировалось сделать бутылочным, но Родденберри настолько понравился сценарий, что в производство вложили больше средств[5].

Музыка

Это один из немногих эпизодов второго сезона сериала, для которого специально писалась оригинальная музыка. Саундтрек был написан американским композитором Солом Капланом[6]. Писатель Джеймс Лилекс отозвался о музыке так: «Музыка полностью подходит эпизоду, это одна из причин, почему эпизод хорош, как немногие другие»[7]. Джефф Бонд писал: «Хотя он [Лилекс] написал музыку только для двух эпизодов, музыка нью-йоркского композитора встречалась на протяжении первых двух сезонов»[8]. Оба писателя указывают на сходство музыки Лилекса в эпизоде с музыкой Джона Уильямса в фильме «Челюсти», спустя десять лет получившем премию «Оскар» за лучшую музыку к фильму. Музыка из этого эпизода вместе с саундтреком эпизода «Время ярости» были включены в сборник музыки из сериала и выпущены во втором издании компанией Crescendo Records.

Продолжения

Более мощная версия машины, уничтожающей планеты, появляется в эпизоде «Вендетта» сериала «Звёздный путь: Следующее поколение». Там Машина Судного дня была разработана для борьбы с Боргом, однако это был лишь прототип и создатели не успели завершить работу над более совершенной установкой.

Продолжение можно увидеть в эпизоде «В опасности» фанатского сериала «Звёздный путь: Фаза II». В этом эпизоде почти 40 лет спустя снялся Уильям Уиндом.

Критика

Зак Хэндлен из The A.V. Club поставил этому эпизоду оценку «A», назвав его «очень сильной вещью» и отметив чувство нарастающего напряжения по мере развития сюжета. Хэндлен также лестно отозвался о саундтреке Сола Каплана[9].

В 2016 году The Hollywood Reporter поставил эпизод на 48-е место среди лучших телевизионных эпизодов всех телевизионных франшиз «Звёздный путь», включая живые выступления и мультсериалы, но не считая фильмы[10].

Ремастеринг

В 2008 году на экраны вышел отредактированный эпизод «Машина Судного дня». Помимо улучшенного видеоряда и отредактированной звуковой дорожки (эти изменения затронули все эпизоды оригинального сериала), в эпизоде были созданы компьютерные 3D-модели всех космических объектов: «Энтерпрайз», «Констеллейшен», Машина Судного дня, разрушенные планеты и т. д.

См. также

Примечания

  1. Ranking All 79 ‘Star Trek: The Original Series’ Episodes from Worst to Best. Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Pascale, Anthony Spinrad VideoBlog On History Of Doomsday (англ.). trekmovie.com (10 февраля 2007). Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 15 июля 2014 года.
  3. Berserkers (англ.). Science Fiction Encyclopedia (17 сентября 2013). Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 3 января 2015 года.
  4. Carlson, Michael Obituary: Fred Saberhagen (англ.). The Guardian (20 июля 2007). Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 5 октября 2014 года.
  5. 5,0 5,1 StarTrek.com Staff. "Doomsday" & More With Norman Spinrad, Part 1 (англ.). StarTrek.com (4 марта 2012). Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 1 мая 2015 года.
  6. Shem von Schroeck. "The Doomsday Machine" Music Revealed (6 сентября 2016). Дата обращения: 10 июня 2022.
  7. Lileks, James LILEKS (James) The Bleat (англ.) (недоступная ссылка). lileks.com. Дата обращения: 29 октября 2014. Архивировано 30 декабря 2008 года.
  8. Bond, Jeff. The Music of Star Trek: Profiles in Style. — Lone Eagle Publishing Company, 1999. — 219 с. — ISBN 1580650120.
  9. Handlen, Zack Star Trek: "The Apple" / "The Doomsday Machine" (англ.). The A.V. Club (15 мая 2009). Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 3 ноября 2014 года.
  10. Aaron Couch,Graeme McMillan, Aaron Couch, Graeme McMillan. ‘Star Trek’: 100 Greatest Episodes (англ.) ?. The Hollywood Reporter (8 сентября 2016). Дата обращения: 15 сентября 2022. Архивировано 20 июня 2022 года.

Ссылки