Голубой мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Голубой мост
Вид на мост с трассы М13Вид на мост с трассы М13
Область применения железнодорожный
Пересекает реку Десну
Место расположения близ пгт Выгоничи
Конструкция
Основной пролёт 3×90 м
Общая длина ~ 300 м
Ширина моста ~ 5 м
Эксплуатация
Открытие 1887
Герб Объект культурного наследия РФ
53°06′14″ с. ш. 34°06′28″ в. д.HGЯO
Перейти к шаблону «Вязьма — Злынка» 
Вязьма — Злынка
ТЧЭ-41 «Вязьма-Сорт.»
243,1
260,0
Вязьма
=3кВ
~25кВ
3,1
3 км
4,8
5 км
6,6
Вязьма-Брянская
7,3
Колозовка
8,9
9 км
16,0
Лосьмино
22,0
22 км
23,2
Волоста-Пятница
32,0
Годуновка
36,9
о.п. 37 км
41,0
Дебрянский
48,2
Угра
58,0
Вертехово
67,3
Баскаковка
72,3
73 км
76,0
Завальный
Смоленская область
Калужская область
82,0
Милятинский завод
87,9
88 км
90,0
рзд. Бездон
98,6
429,1
Занозная
на Сухиничи-Узловые
104,0
Борец
106,4
107 км
113,1
Шайковка
117,9
118 км
125,0
Ужать
127,8
128 км
132,7
101,4
Фаянсовая
ФТЧЭ-80 «Фаянсовая»
135,0
Депо
138,0
138 км
141,9
Погост
144,2
Иваново-Сергиевский
150,0
Косяки
153,7
Людиново II
156,0
Вербицкая
160,3
Людиново I
166,0
Косичино
170,0
Куява
Калужская область
Брянская область
172,8
173 км
176,0
Прень
179,0
Верещёвка
181,0
181 км
187,3
Дятьково
на ст. Ивот
 
ст. Дятьково II
ст. Стайная
5,0
ст. Старь
12,0
ст. Ивот
ст. Дробник
ст. Торфяное
пл. Будочка
38,0
ст. Бытошь
189,8
190 км
195,0
Малыгин
201,3
Любохна
204,0
204 км
206,6
207 км
209,1
Фокино
213,8
214 км
218,4
Пунка
369,5
223,0
Брянск-Северный
375,0
227,0
Северный пост
На Брянск-Льгов.
376,9
Урицкий
381,9
135,9
Мальцевская
383,0
133,1
Брянск I-Орловский
на Брянск-Восточный
1,9
Брянск-Ремонтный
375,1
2,6
Рижский пост
Брянск-Орл. • Орёл
4,8
5 км
Московский проспект
378,5
7,7
Брянск II-Льговский
Восточный Парк
Западный Парк
9,8
Пост Брянск-Южный
быв. обход Брянска
12,9
Свень
17,6
18 км
24,2
Полужье
30,5
31 км
36,3
Выгоничи
38,7
39 км
43,2
43 км
46,8
Пильшино
49,9
50 км
55,0
Хмелево
62,3
Красный Рог
72,7
Паниковка
75,4
76 км
83,9
Почеп
89,9
90 км
94,9
Немолодва
98,6
99 км
102,2
103 км
108,0
Жудилово
112,5
113 км
118,5
Рассуха
122,8
123 км
128,0
Коробоничи
133,0
133 км
+5,8
пост 6 км
138,8
255,3
Унеча
на Кричев I
142,8
143 км
148,1
Песчаники
152,6
153 км
159,5
Робчик
163,0
164 км
171,7
Клинцы
182,3
Туросна
186,1
187 км
189,0
189 км
195,7
Манюки
201,8
202 км
206,8
00,0
Новозыбков
 
+3,0
о.п. Карховка
+8,4
о.п. 9 км
+19,0
о.п. Покровка
+24,8
Климов
+37,0
о.п. Новоропск
+43,0
о.п. 43 км
 Россия, Брянская о.
 Украина, Черниговская о.
на Новгород-Северский
217,4
рзд. Перевоз
220,0
о.п. 221 км
227,7
Злынка
233,0 Россия (Брянская о.)
 Белоруссия (Гомельская . о.)

Голубо́й мост — железнодорожный мост на 34-35 километрах линии БрянскГомель через Десну, близ райцентра Выгоничи (Брянская область).

Был сооружён одновременно со строительством Полесской (Гомель-Брянской) железной дороги, открытой в 1887 году. Однопутный мост через широкую пойму Десны со множеством стариц и озёр является стратегическим объектом и до настоящего времени охраняется военизированной охраной. Проход по мосту запрещён. Основная часть моста состоит из трёх одинаковых пролётов; далее железнодорожные пути проходят по дамбе.

Название получил вследствие того, что его стальные конструкции, наблюдаемые с большого расстояния, приобретают голубой оттенок от неба и реки.

Взрыв Голубого моста

В конце февраля, с началом Севской наступательной операции, немецкое командование усилило переброску в этот район резервов и боевой техники. Особенно активно использовалась железнодорожная магистраль Гомель—Брянск. Поэтому выгоничский Голубой мост, расположенный вблизи обширного лесного массива и потому подвергавшийся опасности нападения партизан, гитлеровцы охраняли особенно тщательно. В железобетонных дотах на подступах к мосту круглосуточно дежурили пулемётчики.[1]

2 марта 1943 года в штаб партизанской бригады имени Щорса пришла радиограмма за подписью начальника штаба партизанского движения на Брянском фронте старшего майора госбезопасности Матвеева: «Приказываю бригаде имени Щорса — 500 человек совместно с отрядом Ворошилова — первый — 350 человек под командованием Ромашина взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничей…».[2] До 6 марта шла подготовка подрывников, обследование подступов к мосту; в окрестности моста доставлялось большое количество взрывчатки. В течение суток 7 марта партизанские группы по лесным дорогам достигли мест сосредоточения.

В ночь на 8 марта 1943 года ударные группы партизан напали на охрану моста, а отряды отвлекающего действия — на расположенный рядом гарнизон. В результате партизанам удалось выйти непосредственно к мосту и подорвать один из его пролётов. Эта операция стала одной из наиболее значимых в ходе «рельсовой войны»: регулярное движение поездов было прервано на 28 суток[2], что существенно затруднило снабжение немецкой армии на брянском направлении. 14 марта 1943 года об этой операции сообщило Совинформбюро, а командир партизанской бригады М. П. Ромашин получил благодарность командования Брянского фронта. О неизбежных потерях, связанных с этой операцией, сведений нет.

В ноябре 2010 года близ Голубого моста на средства брянских железнодорожников был установлен памятник в честь подвига партизан. В торжественном открытии памятника принял участие губернатор Николай Денин.[3]

В Музее партизанской славы на Партизанской поляне, открытом в 1977 году, до настоящего времени действует диорама «Взрыв Голубого моста».

Примечания

Литература

  • Чернов Ю. Операция «Голубой мост». / Военно-исторический журнал, 1971, № 11.

См. также