Гиляк (канонерская лодка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гиляк
Канонерская лодка «Гиляк» на БалтикеКанонерская лодка «Гиляк» на Балтике
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна Канонерская лодка
Порт приписки Порт-Артур
Изготовитель Новое Адмиралтейство
Заказан к постройке 30 декабря 1895 года
Строительство начато 30 апреля 1896 года
Спущен на воду 22 сентября 1897 года
Введён в эксплуатацию 10 октября 1898 года
Выведен из состава флота 1905 год
Статус Сдан на слом
Награды и почести Георгиевский серебряный рожок
Основные характеристики
Водоизмещение 1239 тонн
Длина 63,09 м
Ширина 11,28 м
Осадка 3,14 м
Бронирование 12-мм защита машинного отделения (продольные переборки и настил верхней палубы)
19-мм корупус боевой рубки и защита 75-мм орудий (участки фальшборта, орудийные щиты)
Двигатели 2 машины тройного расширения. 6 котлов Бельвиля
Мощность 1179 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 11,64 узла
Экипаж 7/159
Вооружение
Артиллерия 1 × 120-мм/45,
5 × 75-мм/50,
4 × 47-мм/43,
2 × 37-мм,
2 × 7,62-мм пулемёта Максима,
1 × 63,5-мм/20
Минно-торпедное вооружение 1 × 381-мм торпедный аппарат,
16 × сферических мин заграждения

Каноне́рская ло́дка «Гиля́к» — мореходная канонерская лодка Российского Императорского флота. Известна своим героическим участием в штурме фортов Таку в 1901 году в ходе подавления восстания ихэтуаней. За доблесть в этом бою многие члены экипажа были удостоены орденов, а сам корабль был награждён Георгиевским серебряным рожком. Во время Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в обороне Порт-Артура в качестве плавучей батареи обороны внешнего рейда. С его помощью были отражены множество атак японских миноносцев и брандеров. В ноябре 1904 года затонул на внутреннем рейде Порт-Артура от повреждений, вызванных попаданиями снарядов противника. При сдаче крепости взорван, в 1905 году поднят японцами и сдан на слом.

Своё наименование судно получило в честь нивхов — коренного населения острова Сахалин, которых русские поселенцы c XVII до начала XX века называли гиляками (тунг. гилэкэ — от гилэ «лодка»)[1].

История создания

На основании опыта использования канонерских лодок на Дальнем Востоке (стационерная служба и обслуживание дипломатических миссий в городах, расположенных в устьях рек) было сделано заключение о необходимости создания кораблей, обладающих малой осадкой, чтобы действовать в устьях крупных рек, а также достаточной мореходностью, чтобы совершать переходы между речными устьями и портами базирования морского флота. В докладной записке от 25 мая 1892 года командующий Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал П. П. Тыртов сформулировал основные требования к кораблям нового типа: осадка не более 2,7 м, скорость не менее 12 узлов, водоизмещение около 750 тонн. Состав вооружения и бронирование определялись тем обстоятельством, что корабли будут вести боевые действия против сухопутных войск: четыре 120-мм орудия, четыре 47- и 37-мм скорострельные пушки Гочкиса, одна десантная пушка Барановского. Бронирование «не могло быть существенным». От парусного вооружения отказались, оставив одну стальную мачту с боевым марсом, которая считалась крайне полезной для наблюдения за рекой и берегом[2].

На основании этих требований был составлен и направлен на рассмотрение в Морской технический комитет (МТК) проект канонерской лодки. Однако в апреле 1894 года Морское министерство получило сведения о новых американских канонерских лодках, специально приспособленных для ведения боевых действий на реках. Было решено разработать новый проект канлодки для Дальнего Востока, взяв за основу спецификации американских лодок, названные «Pinguin» и «Propoise» (в реальности «Helena»[англ.] и «Wilmington»[англ.][3]).

Руководителем строительства был назначен младший судостроитель П. Е. Черниговский, который получил проектную документацию 30 декабря 1895 года. 30 апреля 1896 года в Новом Адмиралтействе состоялась торжественная закладка лодки, получившей название «Гиляк» и приписанной к Сибирской флотилии. Вскоре строительство остановилось из-за затянувшихся переговоров с заводом Бельвиля по поводу машинно-котельной установки. Проект котлов был утвержден 19 декабря 1896 года, машины были доставлены в Новое Адмиралтейство 10 августа 1897 года, а контракт был подписан только 6 сентября 1897 года. 23 сентября 1897 года «Гиляк» был спущен на воду. Достройка на плаву, испытания и устранение заводских недоделок на канлодке продолжались до конца августа 1899 года, несмотря на то, что она уже с осени 1898 года официально находилась в кампании[4].

Испытания

Канлодка «Гиляк» до 1904

Швартовные испытания, назначенные на начало октября 1898 года, были отложены, но 10 октября «Гиляк» был официально введен в строй, все ещё находясь у достроечной стенки Нового Адмиралтейства.

14 октября корабль под командованием А. Вильгельмса совершил переход в Кронштадт, направляясь на приемосдаточные испытания в Ревель. Во время перехода обнаружилась сильная течь в таранном отделении, поэтому лодку поставили в кронштадтский док. 2 декабря, после устранения недоделок, лодка вышла из дока, но переход в Ревель был отменен из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе. Швартовные испытания проводились в Кронштадте.

20 мая 1899 года лодку под командованием капитана 2-го ранга В. М. Ларионова включили в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря для проведения ходовых испытаний. 1 июня в ходе шестичасового испытания на мерной миле достичь контрактной мощности не удалось.

Особые опасения вызывал сильный (до 6,5°) крен при поворотах на 11-узловой скорости. Командование лодки ставило вопрос о снятии тяжелой башнеобразной мачты, но после специальной серии испытаний с раскачиванием лодки на тихой воде, мачту было решено оставить, но провести дополнительные испытания на Балтике при бурном море перед отправкой корабля на Дальний Восток.

Проведенные 19 июня повторные испытания дали в целом положительные результаты.

Конструкция

Продольный и поперечный набор из листовой и угловой стали. Толщина продольных стрингеров — 4,7-мм, вертикального киля — 6,35-мм. Наружная обшивка склепана из листовой стали (6,35 — 7,93 мм). Стальной настил жилой палубы (5,6-мм) мостик, полубак и палубу кормовой надстройки покрыты линолеумом, верхняя палуба — деревянным настилом. Продольные и поперечные водонепроницаемые переборки имеют толщину 4,7 — 6,53 мм. Переборки в районе машинно-котельной установки имеют толщину 12,7-мм. Палубный настил над машинно-котельной установкой изготовлен из броневых листов толщиной 12,7-мм. Боевая рубка прикрыта 9,5-мм стальными листами в два слоя. Корпус имеет довольно большой завал бортов и характерные туннели («своды») в кормовой части.

Для улучшения маневренности лодка снабжена двумя рулями. Штурвалы расположены на обоих на мостиках (носовом и кормовом), и по одному в румпельном отделении и боевой рубке. От установки машинного телеграфа на мостиках отказались, заменив его переговорными трубами.

Характерной особенностью лодки стала стальная мачта массой около 20 тонн с боевым марсом и наблюдательной рубкой.

По итогам конкурса на лучшую машинную установку с участием пяти заводов (12 апреля 1896 года) заказ на энергетическую установку был выдан фирме Крейтона в Або (Финляндия). Она состояла из двух машин тройного расширения с суммарной индикаторной мощностью не менее 1000 л. с. и шести водотрубных котлов Бельвиля.

Служба

Канонерская лодка «Гиляк»

4 сентября 1899 года «Гиляк» покинул Кронштадт, направляясь на Тихий океан. Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчётом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.

13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.

На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двух-трехдневного перехода… приходится неустанно поджимать гайки». В целом лодку признали «вполне исправной»

31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур. По пути следования канонерская лодка «Гиляк» зашла в Персидский залив, став первым русским военным судном, посетившим этот район. В Сайгоне тяжело заболевший барон И. Б. Индрениус сдал командование лодкой старшему офицеру капитан-лейтенанту В. Ф. Сарычеву, который исполнял обязанности её командира до марта 1901 года.

Офицеры «Гиляка». Форт Таку (Дагу), 3 июня 1900 года

«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 4 июня 1900 года канонерская лодка (канонерка) приняла активное участие в бою с фортами Таку, который длился около 6 часов (с 0.50 ночи до 6.45 утра) и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, первым 80-ти миллиметровым снарядом на «Гиляке» пробита мачта у боевого марса, осколками мачты ранен минный офицер лейтенант Богданов, убит минный квартирмейстер и ранены сигнальщик и пулемётчик. В 1 час 5 минут в канлодку попал второй 152- или 203-х миллиметровый снаряд, пробивший борт и разорвавшийся в пустой угольной яме, взрывом прорвало переборку в котельное отделение, перебило паропровод, убило 2 и паром обожгло 6 человек. Электроосвещение погасло и все электроприводы перестали действовать, пришлось перейти на ручную подачу снарядов. Только к 4 часам утра удалось частично устранить повреждения от этого попадания и развести пары. Третий снаряд — (152- или 203-х миллиметровый) сделал подводную пробоину и проник в носовой 75 мм погреб, где вызвал пожар 136 патронов. Взрыва боекомплекта не произошло — порох в гильзах горел, рвались только снаряды. Это спасло канлодку от гибели, но повреждения велики: «палуба выпучена и оторвана от переборки, пламя, вырвавшись через люки и трубу элеватора, произвело пожар в жилой и на верхней палубах, потушенный через 15 минут; сверх того вода прибывала быстро, залила три отделения и 120-мм патронный погреб через прорванную переборку; лодка значительно накренилась на левый борт, но в разгар боя подведён пластырь и течь остановлена». От попадания этого снаряда убито 4 матросов и ранены 1 офицер и 38 матросов. Но, несмотря на повреждения, «Гиляк» не прекращал огонь. Его экипаж действовал мужественно. «Кочегар Плужников пробрался в место пожара и, зная, что рядом с ним 120-мм патронный погреб, шлангом потушил пожар. Он сильно обожжён и, сделав дело, потерял сознание. В то же время в этот погреб, грозивший взрывом, спустился рулевой Улановский и, стоя по пояс в воде, подавал патроны, чтобы пушка могла действовать безостановочно». Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту; всего в том бою корабль выпустил 1818 снарядов (66 [из 100] 120-мм, 857 [из 1000] 75-мм [и 136 взорвались от попадания снаряда], 660 [из 800] 47-мм, 235 [из 300] 63,5-мм снарядов) и 15 000 патронов (вероятно все) из пулемётов. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых[5][6]. За доблесть в этом бою «Гиляк» был награждён Георгиевским серебряным рожком; командовавший лодкой капитан 2 ранга Сарычев и лейтенант Титов были удостоены ордена Святого Георгия 4 степени[7]. Кроме того, 27 сентября (10 октября1900 год за отличия в бою при взятии фортов в Таку офицерам канонёрской лодки «Гиляк» высочайше пожалованы[8]:

  • Лейтенанту Веселаго 1-му — золотая сабля с надписью «за храбрость».
  • Лейтенанту Богданову — орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
  • Мичману Фуксу — орден Святого Станислава 3-й степени.
  • Мичману Беренсу 2-му — орден Святого Станислава 3-й степени.
  • Старшему инженер-механику Бруссе — орден Святого Владимира 4-й степени с мечами.
  • Младшему инженер-механику Лаврову 3-му — орден Святого Владимира 4-й степени с мечами.
  • Младшему врачу, лекарю Свечникову — орден Святого Владимира 4-й степени с мечами.

5 июня (18 июня1900 год на рейд Таку прибыли крупные корабли тихоокеанской эскадры и транспорты с подкреплениями. Младший флагман эскадры контр-адмирал М. Г. Веселаго перешел с «Петропавловска» на «Гиляк». В его задачи входило руководить охраной тыла наступающих войск союзников, что было гораздо удобнее делать с канонерской лодоки, специально приспособленной для плавания на реке Пейхо, чем с борта броненосца. «Гиляк» стал, таким образом, его плавучей ставкой до конца наступления, которое завершилось 1 августа (14 августа1900 год взятием Пекина. Восстание было фактически подавлено, а китайское правительство бежало из столицы.

«Гиляк» в доке ремонтируют после Таку

Между тем, Россия, к неудовольствию недавних союзников, ввела свои войска в Маньчжурию. 18 сентября (1 октября) отремонтированный в Таку «Гиляк» вместе с другими кораблями эскадры высадил десант в Шанхайгуань, в тот же день был занят город Мукден. К середине октября была оккупирована вся Маньчжурия.

20 ноября (3 декабря1900 года «Гиляк» вернулся в Порт-Артур и уже через неделю вышел в плавание в составе отряда кораблей под командованием нового начальника эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова, куда входили крейсеры «Россия» (флаг адмирала), «Адмирал Нахимов» и броненосец «Петропавловск».

Отряд посетил китайские порты в Печилийском заливе и в конце декабря пришёл в Нагасаки, а затем в Иокогаму с целью выяснения позиции японских властей по поводу недавней оккупации Маньчжурии Россией. Во время этого визита командиры кораблей отряда были приняты императором Мэйдзи, заверившим визитёров в своем дружественном отношении.

В начале января 1901 года «Гиляк» отделился в Иокогаме от отряда Скрыдлова и направился в крейсерское плавание у южных берегов Кореи с российским консулом Соковым на борту. За полтора месяца лодка с посетила Пусан, Мокпхо, Чемульпо и другие порты.

9 марта (22 марта1901 года «Гиляк» прибыл на рейд Таку, откуда на следующий день поднялся под флагом контр-адмирала М. Г. Веселаго до Тяньцзиня. Забралав там военного агента России в Китае генерал-майора К. И. Вогака, лодка вернулась на морской рейд. Адмирал перенес свой флаг на крейсер «Адмирал Корнилов», который вместе с «Дмитрием Донским» и «Гиляком» 13 марта (26 марта) пришел в Порт-Артур. Через сутки лодка вновь ушла в Тяньцзинь.

26 марта (8 апреля1901 года контр-адмирал М. Г. Веселаго инспектировал боевую готовность «Гиляка» в Порт-Артуре. В целом контр-адмирал остался доволен, хотя, при проведении смотра выявил ненормальную ситуацию с боеприпасами. В результате повреждений, полученных ещё в сражении за крепость Таку, все сферические мины и большое количество артиллерийских боеприпасов в погребах пришли в негодность: погнулись, промокли, либо в них выгорел порох. Фактически корабль 8 месяцев возил в трюме балластом испорченный боекомплект, что заметно снижало его боеспособность. Перебрать же погреба не представлялось возможным, поскольку судно постоянно находилось на боевой службе вне базы.

Однако это замечание контр-адмирала осталось без последствий, так уже 7 апреля (20 апреля) по приказу главнокомандующего морскими силами Тихого океана вице-адмирала Е. И. Алексеева «Гиляк» с двумя миноносцами вновь ушел в море. Необходимо было проверить сведения о появлении у западного побережья Квантуна джонок хунхузов. Через три дня капитан 2-го ранга В. Ф. Сарычев вызвал телеграфом помощь одному из миноносцев, севшему на необозначенный риф. Прибывший крейсер «Адмирал Нахимов» освободил его и увёл оба миноносца в Порт-Артур. «Гиляк» продолжил плавание, но через несколько дней сам оказался на мели при попытке стать на якорную стоянку в проливе между двумя островами из группы Эллиот. Через полчаса начался прилив и корабль самостоятельно освободился, однако в трюме обнаружилась вмятина и незначительная течь. «Гиляк» вернулся в Порт-Артур.

В апреле 1901 года капитан 2-го ранга В. Ф. Сарычев сдал командование канонерской лодкой «Гиляк» капитану 2-го ранга Л. Ф. Добротворскому[9]

1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова, уступив место стационера канонерской лодке «Кореец».

Канлодка «Гиляк» в Порт-Артуре
«Гиляк» (Порт-Артур, 1905 год)

28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд. В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда Порт-Артура, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров. 1 ноября 1904 года поврежденный попаданием японского тяжелого снаряда «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.

В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.

Факты

Лейтенант Веселаго был старшим сыном контр-адмирала М. Г. Веселаго, чем и объясняется пристальное внимание последнего к канонерке «Гиляк» и периодическое появление на ней под разными официальными предлогами.

Офицерский состав в 1904 году

Командиры канонерской лодки

Известные люди, служившие на корабле

Примечания

  1. Канонерская лодка флота российской империи носила имя «Гиляк» (недоступная ссылка). НИП Нивхи.ру. Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано 13 марта 2015 года.
  2. Скворцов-21, 1999, с. 29—31.
  3. Морская Коллекция, 04-2010, М.
  4. Скворцов-21, 1999, с. 33, 39—43.
  5. Служба русских канонерских лодок в 1880—1903 гг. Канонерские лодки флота Тихого океана в русско-японской войне (1904—1905). С. В. Несоленый (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 апреля 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
  6. Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана, 1898—1905: История создания и гибели. — Москва: Военная книга, 2004. — ISBN 5-902863-01-5
  7. «Гиляк» // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  8. Морской сборник : издавание под наблюдением Главного морского штаба : [рус.] / полковник П. Вербицкий. — СПб : Типография Морского Министерства, в Главном Адмиралтействе, 1900. — Т. CCCI, вып. 11 : Ноябрь, Официальный отдел. — С. 7.
  9. Назначен высочайшим приказом по Морскому ведомству № 313 от 20 сентября (3 октября1900 года.

Литература

  • Скворцов А. В. Канонерская лодка сибирской флотилии «Гиляк» (История кораблестроения) / Гл. ред. Н. Н. Афонин // Гангут : Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. — СПб., 1999. — № 21. — С. 29—46. — 120 с. — ISBN 5-85875-051-6.
  • Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. — 492 с. / Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н. В. Новикова. Составители: В. А. Дивин, В. Г. Егоров, Н. Н. Землин, В. М. Ковальчук, Н. С. Кровяков, Н. П. Мазунин, Н. В. Новиков. К. И. Никульченков,. И. В. Носов, А. К. Селяничев. // Академия Наук Союза ССР.
  • Тарас А. Е. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг. — Мн.: Харвест, 2000. — ISBN 9854338886.
  • У стен недвижного Китая. Дневник корреспондента «Нового Края» на театре военных действий в Китае в 1900 году Дмитрия Янчевецкого. СПб. — Порт-Артур, издание П. А. Артемьева, 1903. — XV, 618 с.

Ссылки