Гроза (канонерская лодка, 1880)
| «Гроза» | |
|---|---|
|
|
|
| Служба | |
| Класс и тип судна | Канонерская лодка |
| Порт приписки | Кронштадт |
| Организация |
|
| Изготовитель |
|
| Строительство начато | 22 августа 1879 года |
| Спущен на воду | 5 июля 1880 года |
| Введён в эксплуатацию | 1881 год |
| Выведен из состава флота | 5 января 1906 года |
| Статус | 14 августа 1907 года исключена из списков судов и продана на слом |
| Основные характеристики | |
| Водоизмещение |
383 т (проектное) 424 т (полное) |
| Длина | 36,4 м |
| Ширина | 8,84 м |
| Осадка | 2,39 м |
| Мощность | 2 × 120,5 и.л.с. (по проекту) |
| Движитель | 2 винта фиксированного шага |
| Скорость хода | 7,5 узлов |
| Дальность плавания | 800 миль |
| Вооружение | |
| Артиллерия |
С 1880 года: 1 × 1 × 280-мм, 2 × 5 × 37-мм С середины 1890-х годов: 2 × 75-мм/50 6 × 107-мм/20 2 × 37-мм |
«Гроза» — деревянная винтовая мореходная канонерская лодка Российского императорского флота, одна из восьми типа «Дождь». 1 февраля 1892 года «Гроза» была переклассифицирована в канонерскую лодку береговой обороны.
Строительство
В марте 1879 года Адмиралтейств-совет принял решение для усиления обороны Кронштадта построить 4 новые канонерские лодки типа «Дождь». Две по чертежам канонерки «Туча» и две по чертежам канонерки «Бурун» — получившие названия «Гроза» и «Буря»[1]. Данные лодки строились для смены канонерок, построенных в годы Крымской войны. И являлись важным элементом в комплексе средств береговой обороны Кронштадта. Управляющий Морским министерством адмирал Н. К. Краббе считал, что «…лодки должны были в мирное время удовлетворять обыкновенным потребностям портов и гидрографии и вместе с тем быть способными „принести действительную пользу в военное время“»[2].
Канонерская лодка «Гроза» была заложена в Санкт-Петербурге 22 августа 1879 года на Новом адмиралтействе. Строителем назначен И. Е. Леонтьев. 24 ноября 1879 года зачислена в списки судов Балтийского флота. Листовое железо и медь для постройки лодки поставлял Ижорский завод. Дельные вещи изготавливались на Кронштадтском пароходном заводе. Лодка спущена на воду в 5 июля 1880 года, одновременно с «Бурей». Достройка и оснащение канонерки происходили на плаву. «Гроза» вошла в строй в конце 1881 года[1][3].
Конструкция
Лодки «Гроза», «Туча» и «Буря» были построены по чертежам первой серийной лодки «Бурун» и имели несколько отличительные характеристики от других лодок проекта.
Лодка имела длину 36,4 метра (38,4 м — максимальная), ширину 8,84 метра. Средняя осадка составляла 2,39 метра. Проектное водоизмещение 383 тонны, полное 424 тонны. Конструкция корпуса лодки была смешанной — киль, обшивка корпуса и палубный настил изготовлялись из дерева; шпангоуты, стрингеры и бимсы — из железа[3].
Главные механизмы

Главные механизмы (две паровые машины) были изготовлены на Ижорском заводе. Их общая проектная мощность составляла 241 индикаторных л. с. (2 × 120,5 и.л.с.). На испытаниях лодка смогла развить скорость 7 узлов, максимальная скорость — 7,5 узлов. Дальность плавания по запасам угля составляла 800 миль и 1000 миль с топливом в перегруз. Движителем являлись два винта фиксированного шага. Как вспомогательный движитель использовались паруса, размещённые на двух мачтах[1][3].
Вооружение
Канонерская лодка «Гроза» имела в качестве главного калибра 11-дм (280-мм) пушку образца 1877 года производства Обуховского сталелитейного завода. Она размещалась на опускаемой платформе на станке Попова на переднем штыре. Пушка могла вести огонь как гранатами, так и шрапнелью. Также на «Грозе» были установлены две пятиствольные 37-мм пушки Гочкиса. Обслуга состояла из 18 человек[3].
В середине 1890 годов лодка прошла перевооружение — она получила две 75-мм/50 пушки Канэ, шесть 9-фн (107-мм/20) пушек образца 1877 года и две 37-мм пушки Максима[1]. А 11-дм пушка, фактически до 1902 года, находилась на хранении в Кронштадтском арсенале.
Служба
Со вводом в строй, канонерка входила в отряд, который крейсировал в финских шхерах и Моонзундском архипелаге[3].
С середины 1880 годов лодка была причислена к Учебно-артиллерийской команде.
С 9 по 30 мая 1886 года канонерка участвовала в промере Абосских шхер.
1 февраля 1892 года «Гроза» была переклассифицирована в канонерскую лодку береговой обороны[1].
5 января 1906 года «Гроза» выведена из боевого состава Балтийского флота, после чего разоружена и сдана к Кронштадтскому порту на хранение. 14 августа 1907 года лодка исключена из списков судов и продана на слом[1][3].
Известные люди, служившие на корабле
Командиры
- с 23.02.1880 — капитан-лейтенант Кузнецов 2-й, Александр
- хх.хх.1881 — хх.хх.1885 — капитан-лейтенант Бойль, Платон Романович
- ??.??.1885 — ??.??.1885 — капитан 2-го ранга Витгефт, Вильгельм Карлович
- хх.хх.1885 — 12.01.1887 — капитан 2-го ранга фон Берг, Владимир Рейнгольдович
- 31.01.1887 — 30.08.1888 — капитан 2-го ранга Безобразов, Пётр Алексеевич
- 08.10.1888 — 04.03.1889 — капитан 2-го ранга Небогатов, Николай Иванович
- 24.06.1889 — 19.03.1890 — капитан 2-го ранга Подъяпольский, Иван Иванович
- 19.03.1890 — 26.11.1890 — капитан 2-го ранга барон Штакельберг, Эвальд Антонович
- 30.03.1891 — 01.01.1892 — капитан 2-го ранга Вильгельмс, Альфред Карлович
- 01.01.1892 — хх.хх.1892 — капитан 2-го ранга Мельницкий, Аркадий Александрович
- 01.01.1893 — 13.03.1893 — капитан 2-го ранга Сильман, Фёдор Фёдорович
- хх.хх.1893 — 01.01.1894 — капитан 2-го ранга Трубников, Андрей Иванович
- 01.01.1894 — хх.хх.1895 — капитан 2-го ранга Литвинов, Фёдор Павлович
- хх.хх.1895 — 06.12.1895 — капитан 2-го ранга Бутаков, Фёдор Михайлович
- 16.12.1895 — 13.01.1897 — капитан 2-го ранга Арцеулов, Алексей Николаевич
- 13.01.1897 — хх.хх.1898 — капитан 2-го ранга Бергштрессер, Николай Карлович
- 06.12.1898 — 06.12.1899 — капитан 2-го ранга Лишин, Николай Григорьевич
- 28.01.1902 — 22.03.1904 — капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич (одновременно, с 28.04.1903 — флагманский артиллерийский офицер Походного штаба начальника УАО БФ)
Другие должности
- 09.05.1886—30.05.1886 мичман С. Ф. Васильковский
- ??.??.1899—??.??.1900 артиллерийский офицер 1-го разряда П. Г. Степанов
- 08.06.1904—02.08.1904 прапорщик А. П. Чегодаев
Примечания
Литература
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
- Мельников Р. М. Канонерская лодка «Ёрш» (рус.) // Судостроение : журнал. — СПб., 1986. — № 7.
- Граф Г. К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906—1914 / Примечания и послесловие А. Ю. Емелина. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2006. — 336 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86789-164-X.
- Смирнов Г., Смирнов В. От канонерок к броненосцам береговой обороны (рус.) // Моделист-Конструктор : журнал. — М., 1984. — № 4.
- Дзугаев А. А. Канонерская лодка «Гроза» (рус.) // Ладья : журнал. — М., 1999. — № 1.
- Бережной С. С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки: Справочник.. — М.: Воениздат, 1997. — С. 125. — 312 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01671-2.
- Мельников Р. М. Канонерские лодки типов «Бурун», «Вихрь», «Дождь». Судостроение № 8 1986 г.
- Широкорад А. Б. Корабельная артиллерия Российского флота 1867—1922 гг. МК № 2 1997 г.
- Русский флот. Издание Великого Князя Александра Михайловича. С-Пб. 1893 г.