Гельман, Лев Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лев Григорьевич Гельман
Псевдонимы Лев Жданов, Leo Felis
Род деятельности писатель, драматург, переводчик, журналист, издатель
Произведения на сайте Lib.ru

Обложка книги Жданова "Царь-зверь" ( 1917 г.)

Лев Ждáнов, Лев Григо́рьевич Ге́льман (Лео́н Ге́рманович Ге́льман), псевдоним Лев Жда́нов; 8 [20] мая 1854, Киев — 1 января 1951, Сочи, Краснодарский край) — русский писатель, переводчик, драматург, журналист, издатель.

Биография

Из актёрской семьи. К шести годам, по его словам, читал на трёх языках, начал писать стихи и выступать с родителями на сцене. По его свидетельству, учился в гимназиях Каменца-Подольского, Херсона, Одессы, но систематического образования не получил. Выкрест. Играл в театре, в провинции и в Москве. В 1888 году режиссёр в Одессе. В 1890-х годах работал суфлером в Малом театре. В 1905 году принимал деятельное участие в организации Всероссийского союза сценических деятелей. Автор устава Русского театрального общества. В 1898 году ушёл из театра и начал зарабатывать литературным трудом, в том числе как драматург. Автор и переводчик более чем тридцати пьес в популярных жанрах (1878—1913). В. В. Розанов в рецензии на пьесу Жданова «Под колесом» отметил «содержательность, серьёзность и нравственный элемент». Стремление Жданова дать этическую оценку событиям, наказать «плохих» героев и вознаградить «хороших» делает пьесу похожей «на драму в суде. И зрители невольно входят в роль присяжных»[1]. Жданова упрекали в спекуляции на модных темах. Московский градоначальник запретил его пьесу «В борьбе (Профессор Смолин)» (СПб., 1905) в день премьеры 2 апреля 1905 года.

Автор тридцатиоднотомного собрания прозы, многочисленных журнальных публикаций. Первые опыты в прозе — сборник рассказов «Женские тени» (М., 1899; 2-е изд., М., 1916), в котором Жданов представил психологические этюды женских характеров (кроткая, женщина-убийца, первая любовь старой девы). Плодовитый и чрезвычайно популярный в начале XX века у юношества исторический беллетрист. Автор романов «Царь Иван Грозный», «Опричники», «Последний фаворит», «Стрельцы у трона», «Былые дни Сибири», «В стенах Варшавы», «Пётр и Софья», «В сетях интриги» «Крушение богов», «Наследие Грозного» и пр. Его проза — беллетристические переложения сюжетов российской истории (источники — исследования С. Соловьева и Н. Костомарова).

Журнал «Вестник Европы» характеризовал прозу Жданова так: «Живое изложение, умелый диалог, множество выражений, взятых из старинных источников, — все это делает хроники г. Жданова занимательными и полными исторического интереса»[2]. Критиковался за невзыскательность вкуса, исторические несуразности, «квасной патриотизм», интерес к скандалу, пасквилянтство. И. А. Бунин в рецензии на «Исторические поэмы» Жданова оценил автора как литератора, «совершенно лишенного художественного дарования и оригинальности, набившего руку фабриковать якобы исторические драмы и повести для Никольского рынка»[3].

Сам Жданов-прозаик оценивал себя скромно: «В русской литературе есть великолепная историческая повесть Пушкина „Капитанская дочка“, есть яркие, вдохновенные страницы Лажечникова, занимательные хроники Соловьева и более определённые, выпуклые очерки Данилевского, Мордовцева… Есть романтические „Мемуары“… Словом, есть все зачатки будущего исторического романа, который должен скоро народиться.

Чтобы стать наряду с лучшими произведениями этого рода, известными во всемирной литературе, русский исторический роман должен иметь блеск боевой журнальной статьи, силу драмы и убедительность архивного документа…

Я со всей Россией жду нарождения такого отрадного явления.

А пока решаюсь отдать на суд читателей мою скромную историческую хронику, единственное достоинство которой — её правдивость» (вступление к роману «Последний фаворит»).

Некоторые его исторические сочинения издавались в виде подарочных книг А. Девриеном. Создал также «летучую библиотеку» (для легкого чтения), куда включал свои бытовые романы.

Некоторые произведения относятся к научной фантастике. В навеянном творчеством Жюля Верна романе «Два миллиона в год (Нищий миллионер). Сказочные были наших дней» (1909) некая лига богачей занимается тайной благотворительностью, поддерживая различные необыкновенные проекты. В повести-сценарии «Конец войны (Последние дни мировой борьбы)» (1915) и рассказе «Последние дни Гогенцоллернов» (1915) предсказано поражение Германии в первой мировой войне.

В 1896 году в Москве вышел первый сборник Жданова «Стихотворения», куда вошли и драматические поэмы «Ипатия» и «Мирра» (из древней истории; 2-е отд. изд.— «Исторические поэмы», СПб., 1914). В 1906 году опубликовал сборник стихов «На заре свободы. Песни смутных дней» (СПб., 2-е изд., СПб., 1907), в 1914 — сборник «Звуки прошедшего» (Одесса). В стихах Жданов, претендуя на злободневность (особенно после 1905 г.), в основном затрагивает темы, рассчитанные на отклик публики: страдания трудового угнетенного народа, возмездие угнетателям и т. п., стилизуя их под «рабочие песни», эксплуатирует романтические штампы.

Журналист. Печатался в «Театральных известиях» (редактор), «Курьере» (зав. отдела театральных новостей и переводов), «Артисте», «Новостях дня», «Ниве», «Огоньке», «Новом мире», «России».

Соиздатель в Москве (совместно с В. Островским) развлекательного журнала «Былое-Грядущее» (1907—1908), после публикации пьесы Жданова «До самой кровли» и его очерка «Спрут» в 1908 журнал постановлением московского генерал-губернатора был закрыт. К. Чуковский писал об этом журнальном проекте: «Всюду в газетах теперь натыкаешься на такие рекламы:

1) Герцен. «Былое и думы».

2) Мартино. «Садизм, содомия и онанизм».

3) Дальний. «Четыре цареубийства».

4) Ренан. «Жизнь Христа».

5) «Хиромантия и её история».

Такие премии сулит читателям некий журнал «Былое—Грядущее», издаваемый одним почтенным литератором, при сотрудничестве других почтенных литераторов.

Прочтите эти заглавия, и вы с жутью почувствуете, что где-то для чьей-то психики есть такая точка зрения, с которой и цареубийства, и садизм, и хиромантия, и ренановский Христос покажутся явлениями равноценными; что для какого-то безмерного хама, «с провалом вместо души», свободного ото всяких традиций и всякой культуры, они одинаково приманчивы, одинаково интересны; что чудовищный синтез хиромантии и Герцена, садизма и цареубийства теперь самый нужный и жизненный синтез для кого-то «безумно храброго», кто пришел в русскую жизнь и диктует ей свои веления.

Хам пришел, и как тут культурным людям не ухватиться за зубную щетку и носовые платки своих покойных родителей!»[4]

Тогда же редактировал журнал «Заря новой жизни» — московское рождественское приложение к газете «Сибирская заря» (Иркутск).

Издатель «Вестника выставки» (Одесса).

Автор очерков «Русский в Англии» (М., 1902), «Русский в Германии» (2-е изд., М., 1905), «Русский во Франции и Бельгии» (2-е изд., М., 1905).

В 1911 году Московская судебная палата приговорила Жданова к заключению в крепости на 2 месяца по подозрению в распространении нелегальной литературы и издала циркуляр о его розыске и задержании (Жданов в это время в Москве не проживал). В 1912 году было установлено место его жительства в Царском Селе, он был обыскан (обнаружены его стихи «противоправительственного» содержания) и арестован.

В мае 1917 года написал и издал разоблачительный контрмонархический роман «Николай Романов — последний царь». Вместе с тем роман написан по преимуществу на документальной основе и является едва ли не первой монографией (именно так определяет автор свою работу) об императоре Николае II. Тогда же вышли «Шлиссельбургская трагедия» (ИВ, 1917, № 2—6), «Последний день Гогенцоллернов. Конец политического романа» (П., 1917), «Суд над Николаем II. Страницы истории прошлых и наших дней» (П., 1917).

В 1920-х гг. выпустил два исторических романа: «Во власти золота. (Ленская бойня)» (М.— Л., 1926; 2-е изд., М.— Л., 1929) и «Крушение богов (житие „св. отцов“ Феофила и Кирилла Александрийского)» (М., 1929) — антирелигиозный роман, в котором Жданов использовал сюжет своей давней поэмы «Ипатия». С 1930 года переключился на исполнение нового социального заказа: работал для издательства «Центросовет безбожников», посылал в журналы статьи и стихи об успехах социалистического строительства, о Красной Армии, к красным датам, но их редко печатали из-за «слабости идейного содержания».

В 1940-х годах Жданов писал воспоминания «Театр в провинции и в Москве» (рукопись, видимо, утрачена).

Жил в Москве, Гагре, Сочи.

В 1990-х годах его произведения массовыми тиражами издавались в России.

Зять — советский дипломат и переводчик Лев Шифферс, обвиненный в 1946 году в космополитизме. Внук — переводчик Лев Жданов (1924—1995).

Библиография

  • Собрание сочинений. Т. 1-18, 31. СПб.:Прометей, 1911—1917.
  • Женские тени. М., 1899
  • В борьбе. Драма. СПб., 1905
  • Закат. М., 1905
  • Венчанные затворницы. СПб., 1906, 1907
  • До самой кровли. Пьеса, СПб, 1907
  • Отрок-властелин. СПб., 1909
  • [Стихи] // Избранные произведения русской поэзии (сост. В. Д. Бонч-Бруевич), 5-е изд., СПб., 1909
  • В сетях интриги. Два потока. СПб., 1912
  • Во дни смуты. М.-СПб., 1913
  • Два миллиона в год. Спб., 1913, 1914
  • Движение России на Дальний Восток. СПб., 1904, 1913.
  • Наследие Грозного, СПб., 1913
  • Исторические поэмы. СПб., 1914
  • В стенах Варшавы. Кн.1-2. СПб.: Прометей, 1915, 1917
  • Последний фаворит (Екатерина и Зубов) (1914)
  • Новая Русь, 1915
  • Конец войны. Пг., 1916.
  • Под властью фаворита. Пг., 1916
  • Последний день Гогенцоллернов. , 1917?
  • Во власти золота. М.-Л., 1926, 1929
  • Крушение богов. М., 1929
  • [Стихи] // Стихотворная сатира первой русской революции, Л., 1969
  • Третий Рим. Русь на переломе. ISBN 5-7664-0518-9
  • Собрание сочинений в 6 томах. М.: Терра, 1994—1995. Том 4. Последний фаворит. В сетях интриги. Крушение богов. ISBN 5-85255-698-X, ISBN 5-85255-651-3
  • Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Во дни смуты. Былые дни Сибири. ISBN 5-85255-755-2, ISBN 5-85255-651-3
  • Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Царевич Константин. ISBN 5-300-00060-4, ISBN 5-85255-651-3
  • Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Царь Иоанн Грозный. ISBN 5-85255-652-1, ISBN 5-85255-651-3, ISBN 5-270-01777-6
  • Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Стрельцы у трона. Венчанные затворницы. ISBN 5-85255-662-9, ISBN 5-85255-651-3
  • Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. Осажденная Варшава. Сгибла Польша! Порча. ISBN 5-300-00021-3, ISBN 5-85255-651-3
  • Царь и опричники. ISBN 5-270-01734-2

Примечания

  1. Розанов В. В. Среди художников. — СПб., 1914. С. 7.
  2. Ляцкий Е. А. // Вестник Европы. 1904. № 2. С. 844.
  3. Лит. наследство. Т. 84, кн. 1. С. 354.
  4. Чуковский К. Д. С. Мережковский (тайновидец вещи). — http://merezhkovsky.ru/about/chukovsky_tainovidec-veshi.html Архивная копия от 5 июня 2018 на Wayback Machine

Ссылки