Новости дня (газета)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Новости дня»
Издатель Абрам Липскеров
Основана 1883
Прекращение публикаций 1906
Язык русский
Периодичность ежедневная
Главный офис Кузнецкий мост, 10/8

«Новости дня» — ежедневная общественно-политическая и литературная газета, выходившая в Москве в 1883—1906 годах (издатель Абрам Липскеров)[1].

Издание, входившее в кластер так называемой «малой прессы» и имевшее поначалу невысокие тиражи, со временем расширило читательскую аудиторию за счёт рекламных объявлений[2]. Для газеты писали фельетонист Влас Дорошевич, драматург Илья Гурлянд, писатель Василий Немирович-Данченко, публицист Александр Амфитеатров, журналист Семён Кугульский; Чехов опубликовал на страницах «Новостей дня» свою раннюю повесть «Драма на охоте»[3].

Редакция

Реклама газеты. 1892

По свидетельству Владимира Гиляровского, на первых порах штат редакции состоял из редактора А. И. Соколовой (матери Власа Дорошевича) и нескольких сотрудников, которым издатель почти не платил наличными: вместо гонорара он предлагал корреспондентам приобретать товар в магазине готового платья Аронтрихера, с которым у Липскерова имелся договор на публикацию объявлений. Вывески у газеты не было; небольшая контора размещалась в цокольном этаже того же дома, где проживал издатель (угол Тверской и Газетного переулка)[4].

Растущие долги перед типографиями и поставщиками бумаги привели к тому, что газетой заинтересовались судебные приставы. Липскерову удалось рассчитаться с кредиторами с помощью знакомого «немца-типографщика», одолжившего 7000 рублей[4].

Вообще ему везло. Затевая издание газеты, он не задавался никакими высокими идеями, а смотрел на газету как на коммерческое дело с целью разбогатеть по примеру Н. И. Пастухова, а что писалось в газете, его занимало мало.

Редакция газеты «Новости дня». 1900

После ухода Соколовой в «Московский листок» кресло редактора «Новостей дня» занял А. П. Лансберг, пригласивший в газету новых авторов, материалы которых позволили расширить читательскую аудиторию. Среди них выделялись Илья Гурлянд (Арсений Гуров), публиковавший острые статьи на актуальные темы, и Влас Дорошевич, запомнившийся своими фельетонами[4]. Появившийся в редакции молодой репортёр Семён Кугульский предложил внедрить новый для российской прессы способ обогащения — «„пюблисити“, то есть рекламу в тексте за большую плату»; свежий маркетинговый ход оказался эффективным: финансовое положение издания значительно улучшилось[4].

На рубеже XIX—XX веков Липскеров владел уже несколькими газетами; контора и редакция «Новостей дня» переехали в доходный дом Московского купеческого общества, а их владелец приобрёл для себя особняк в районе Красных Ворот[4]. На раутах, устраиваемых издателем, присутствовали Фёдор Шаляпин, Мария Ермолова, Анастасия Вяльцева; попасть на вечера к Липскерову стремились и начинающие актёры[5][6].

Тематическая направленность

Псевдонимы авторов
  • Помещица Анфиса Чубукова
  • Гейне с Мясницкой
  • Свирепый юморист
  • Дон Пэдро
  • Комик XIX столетия
  • Антикварий
  • Скучающий россиянин
  • Мефистофель
  • Московский праздношатай[6]

При подготовке прошения об издании Липскеров составил список тем, которые планировал разрабатывать в «Новостях дня». По его замыслу, лидирующее место в содержании газеты должны были занимать судебные истории, фельетоны, телеграммы[6]; про раздел «Статьи» издатель забыл, и этот жанр журналистики так и остался вне сферы его интересов[7].

В процессе деятельности обнаружилось, что четверть газетных площадей в «Новостях дня» отведена публикациям повестей и романов «с продолжением». Следующая по значимости тема, развиваемая редакцией, была связана с судебными очерками и хроникой городских происшествий. Для того чтобы опередить конкурентов и первыми предложить читателям новость о пожаре, краже или убийстве, издание организовало службу репортёров, которые практически не появлялись в конторе: они весь день перемещались по Москве в поисках «скандально-сенсационных» новостей[2].

Достаточно обширным был раздел справочной информации: в «Новостях дня» печатались расписания поездов, театральная афиша, результаты скачек на ипподроме, информация о предстоящих судебных тяжбах. Далее шли телеграммы из разных регионов России, а также из-за рубежа; Липскеров мечтал о создании собственных корреспондентских пунктов в других городах, однако основать такую сеть не сумел[2].

Аналитические материалы в «Новостях дня» занимали незначительную часть площадей — не более 7 %[2]. К числу регулярных газетных рубрик относились «Провинция», «Спорт», «В царстве Фемиды», «Театр и музыка», «Кунсткамера»[6]. Незадолго до закрытия издания (1906) появился новый раздел «В партиях», в котором с явной симпатией освещалась деятельность конституционных демократов[1].

Особое внимание уделялось интонации: о любом событии следовало рассказывать игриво и беззаботно[6][8].

Это был шутливый тон эпохи, притворявшейся, что ей очень весело.

В 1890-х годах газетой, которую конкуренты поначалу расценивали как «бульварное чтиво» для малообразованных слоёв населения, стали интересоваться представители интеллигенции, театралы и «цивилизованное купечество»[9].

Чехов и «Новости дня»

Первый рассказ, который Чехов передал в «Новости дня», назывался «Экзамен»; он появился на страницах газеты в конце 1883 года. Затем в течение двух лет издание небольшими фрагментами публиковало повесть Чехова «Драма на охоте»[6][10] за подписью «Антоша Чехонте» (в первых трёх номерах) и «А. Чехонте» (в последующих)[3]. Согласно предварительной договорённости, автор должен был еженедельно получать за своё произведение гонорар — три рубля, однако Липскеров постоянно задерживал выплаты, ссылаясь на отсутствие денег. Вместо них он предлагал Чехову взять театральные билеты или сшить новые брюки в магазине Аронтрихера[3].

Назвав в письме брату Михаилу газету Липскерова «пакостями дня»[11], Чехов имел в виду ту информацию о себе, которая периодически появлялась на её страницах. По данным члена Чеховской комиссии РАН Маргариты Горячевой, в период с 1883 по 1904 год фамилия писателя упоминалась в «Новостях дня» 570 раз, в том числе «в рубриках шутливого, юмористического плана». Особого внимания Чехов удостоился после возвращения с острова Сахалин[6][12]:

А. П. Чехов «из дальних странствий» возвращается в Москву. Интересно знать, что он привезёт с собой: цибик ли чаю для знакомых, или седых бобров на шубы, или же роман из жизни каторжных. Мы ничего не имеем против шубы для родственников, но в интересах русской литературы желаем романа.

Кроме того, чеховская тема нашла своё отражение в стихотворной рубрике «Страничка из письма», которая появилась в 1894 году (её автор — поэт Леонид Мунштейн — скрывался под псевдонимом Lolo). Писателю были посвящены десятки стихотворных рецензий, в которых упоминалось о рассказах «Крыжовник», «Невеста», «Человек в футляре», а также постановках «Чайки» и «Вишнёвого сада» на сцене Художественного театра. В ответ на претензии друзей Чехова, недовольных легковесным стилем неизвестного автора, Lolo отвечал, что «Никто не пел о нём с такой / Больной любовью и тоской»[6][13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 651.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 М. А. Тихонова. Стратегия газет: редакторы-издатели и их читательская аудитория к типологии московских ежедневных газет 80- годов XIX века // Труды V конференции Ассоциации «История и компьютер». — М., Минск. — Т. 2. — С. 108—128. Архивировано 27 ноября 2014 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Громов М. П., Долотова Л. М., Соколова М. А., Чудаков А. П. Примечания. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1975. — Т. 3. [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»], 1884—1885. — С. 525—605.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 324—326. — 508 с. — ISBN 5-17-0372-43-4.
  5. Дмитриев Н. Тени прошлого // Альманах библиофила. — М., 1980. — Вып. 9. — С. 270—271.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Горячева М. О. О личности и литературной репутации Чехова в малой прессе конца 1880-х — начала 1900-х годов. (По материалам газеты «Новости дня») // Чеховиана: Чехов и его окружение. — М.: Наука, 1996. — С. 115—144. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  7. Кугель А. Р. Литературные воспоминания. — Петроград, М.: Петроград, 1923. — С. 93—94. — 184 с.
  8. Амфитеатров А. В. Славные мертвецы // Собрание сочинений А. В. Амфитеатрова : Тома 1—30, 33—35, 37. — С.-Петербург: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1912. — Т. 14. — 369 с.
  9. Перевалова Е. П. История русской журналистики и литературы (XVI — начало XX века). — М.: Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, 2011. — 538 с. — ISBN 978-5-8122-1165-3.
  10. Вуколов Л. И. Чехов и газетный роман («Драма на охоте») // В творческой лаборатории Чехова. — М.: Наука, 1974. — С. 208—217.
  11. Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М.: Московский рабочий, 1964. — С. 120.
  12.  // Новости дня. — 1890. — № 2671. — С. 2.
  13.  // Новости дня. — 1901. — № 6568. — С. 3.

Ссылки