Артист (журнал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Артист
Театральный, музыкальный и художественный журнал «Артист», № 27, февраль 1893 года. Обложка.Театральный, музыкальный и художественный журнал «Артист», № 27, февраль 1893 года. Обложка.
Специализация театральный, музыкальный и художественный журнал
Периодичность издавался в течение театральных сезонов (с сентября по апрель по 7 номеров в год)
Язык русский
Адрес редакции Москва
Главный редактор Ф. А. Куманин
Страна  Россия
Издатель Ф. А. Куманин
История издания с 1889 г. по 1895 г.

«Арти́ст» — русский иллюстрированный театральный, музыкальный и художественный журнал, одно из ведущих изданий театральной периодики последней трети XIX века в Российской империи. Печатался в московской типо-литографии Высочайше утверждённого Товарищества И. Н. Кушнерёв и Ко.

Издатель, издание и приложения

Основателем, издателем и редактором журнала был Ф. А. Куманин (1855—1896), известный в Москве театральный критик, издатель, драматург и переводчик. Вместе с Ф. А. Куманиным у истоков журнала стоял С. А. Юрьев — старейший журналист, легендарный основатель «Русской мысли». С 1894 года (№ 37) редактором журнала становится H. В. Новиков. Ответственные редакторы — А. Р. Гиппиус, с 1891 — И. И. Петров, с 1892 г. — E. E. Корш. В качестве руководителей отделов в журнале работали И. И. Иванов и С. Н. Кругликов[1].

«Артист» издавался в Москве в 1889—1895 гг. в течение театральных сезонов (с сентября по апрель книжками большого формата по 7 номеров в год). В 1891 году у журнала появилось два приложения — «Дневник артиста (журнал)» (1891—1895) и «Театральная библиотека» (1891—1895). С закрытием «Артиста» в 1895 году «Театральная библиотека» поменяла своё название на «Театрал» (в 1896—1898 — вновь «Театральная библиотека»)[1].

Толстый театральный журнал до конца XIX столетия не мог постоянно оставаться ведущим типом издания: его существование не декларировалось правительством, а являлось желанием исключительно заинтересованного круга людей — ревнителей театрального искусства.[2]

Направления деятельности

Несмотря на то, что «Артист» имел вполне определённый подзаголовок «Театральный, музыкальный и художественный журнал» и основное место в нём уделялось театру, тем не менее в журнале также публиковались периодически рассказы, статьи о музыке и живописи. С 1894 года журнал «Артист» получил подзаголовок — «Журнал изящных искусств и литературы».

В журнале, главным образом, печатались пьесы, афиши, научные и критические статьи, рецензии, отклики на спектакли и музыкальные концерты, исполнительские музыкальные русские и переводные драматические произведения, повести, рассказы, мемуары, монографииГоголе, Островском, Вагнере, Сен-Сансе и др.).

Помещались также иностранные и отечественные театральные обозрения, хроника, библиография,репродукции и рецензии на картины известных художников, стихотворения, романсы и пр. Публиковались также материалы о мастерстве актёра, о творчестве художника сцены и режиссёра, рассматривались детали сценического процесса: музыкальное оформление спектакля, взаимоотношения антрепренёров и артистов, трудности провинциальных театров.

Несомненным достоинством журнала, выделявшем его на фоне остальной периодики, была оригинальная вёрстка (с множеством рисованных виньеток) и замечательное оформление. На вклеенных мелованных страницах журнал печатал репродукции, планы декораций, фотографии из спектаклей и т. д.[2]

Авторский состав

К сотрудничеству в журнале Ф. А. Куманин привлёк немало имён, пользовавшихся почётной известностью в театральном, музыкальном, литературном и художественном мире России. Уже в первый год издания авторский составжурнала насчитывал около сотни человек, в нём принимали участие профессора — Н. И. Стороженко, А. Н. Веселовский, Н. С. Тихонравов, писатели, драматурги и журналисты — А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Н. А. Котляревский, А. И. Сумбатов-Южин, А. Н. Плещеев, П. Д. Боборыкин, К. С. Баранцевич, В. И. Немирович-Данченко, Н. С. Лесков, В. А. Гольцев, И. В. Шпажинский, А. Н. Сиротинин и др., композиторы — П. И. Чайковский, Ц. А. Кюи, Э. Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков, художники — А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, Н. А. Клодт, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, К. А. Трутовский и др., артисты — А. П. Ленский, П. М. Садовский и многие другие.[1]

Журнал активно поддерживал «Новую русскую музыкальную школу» («Могучую кучку» и её последователей), а также созданное в 1888 году
К. С. Алексеевым (Станиславским), режиссёром А. Ф. Федотовым, художником Ф. Л. Соллогубом, оперным певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским «Общество искусства и литературы».[2]

Значение

На страницах «Артиста», как и на страницах других ведущих театральных журналов отразился целый пласт российской культуры — начиная с информации о спектаклях провинциальных и крепостных театров и заканчивая сведениями об актёрах. Среди издававшихся до революции 1917 года в России порядка 300 журналов, альманахов и газет, посвящённых театру, «Артист», благодаря обилию фактического материала, является ценным источником по истории театра, музыки и изобразительного искусства[2].

Театральные журналы Российской империи

«Театральная библиотека» (Москва, 1879—1880), «Дневник русского актёра» (Санкт-Петербург, 1886), «Артист» (Москва, 1889—1895), «Дневник артиста» (Москва, 1892—1895), «Театральная библиотека» (Москва, 1891—1898), «Театрал» (Москва, 1895—1898). Особое место занимают издания «Театр и искусство» (Санкт-Петербург, 1897—1918) с приложениями и «Ежегодник императорских театров» (Санкт-Петербург, 1892—1915)[2].

Примечания

Литература

  • Жилина А. В. Библиографическая информация в театральном журнале «Артист» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2021. — Т. 26. — № 3. — C. 558—569. doi: 10.22363/2312-9220-2021-26-3-558-569
  • Жилина А. В. Своеобразие театральных журналов 1880—1890-х гг. (на материале журнала «Артист») // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. — 2011. — № 5 (101). — С. 115—118.
  • Жилина А. В. Критическая полемика в журнале «Артист» вокруг творчества Г. Ибсена // «European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук)» — 2011. — № 9. — С. 87 — 90.
  • Жилина А. В. Русский национальный театр в оценке критиков журнала «Артист» // В мире научных открытий № 4, Часть 3, Красноярск, 2010. — С. 129—131
  • Жилина А. В. Театральный журнал «Артист» как издание переходной эпохи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — Выпуск 2. Часть 2. Июнь. — 2009. — С. 278—283.
  • Жилина А. В. Структура театрального журнала «Артист» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 12 — 13 мая 2008 г. Под ред. проф. В. В. Тулупова. Факультет журналистики ВГУ. — С. 66 — 67.


Ссылки