Большой театр

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ГАБТ РФ»)
Большой театр
Прежние названия Государственный дважды ордена Ленина академический
Большой театр Союза ССР
Тип театра музыкальный
Основан 1776 год
Жанры опера, балет
Награды
Здание театра
Местоположение  Россия, Москва
Адрес Театральная пл., дом 1
Телефон +7(495)455-5555
Метро «Театральная»
«Охотный Ряд»
«Площадь Революции»
55°45′37″ с. ш. 37°37′07″ в. д.HGЯO
Архитектурный стиль Классицизм
Архитектор Осип Бове
Скульптор Пётр Клодт
Строительство 1856 год
Отремонтировано 2005—2011
Руководство
Ведомство Правительство РФ
Директор Валерий Гергиев
Художественный руководитель балетаМахар Вазиев
оперыМаквала Касрашвили
Главный режиссёр должность вакантна
Главный дирижёр должность вакантна
Главный балетмейстер Юрий Григорович
Главный хормейстер Валерий Борисов

Государственный академический Большой театр России, Большой театр России или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Большой театр, его музей, здание исторической сцены — объект культурного наследия народов России федерального значения[1].

История

Изначально театр был частным, но с 1794 года стал казённым, составляющим вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров. Время от времени статус московской труппы менялся: она то переходила в подчинение московскому генерал-губернатору, то вновь — под петербургскую дирекцию. Так продолжалось до революции 1917 года, когда все имущество было национализировано и произошло полное разделение Малого и Большого театров.

Вся история театральной культуры Москвы долгие годы была связана с Большим театром.

Петровский театр — театр Меддокса

Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским[2]. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр[3]. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой[4].

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Меддоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года[5]. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в 1788 году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду»[6]. По другим источникам, зал вмещал 800 посетителей[4]: «В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере насчитывалось два ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от трёхсот до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил один рубль. Театральный зал вмещал 800 зрителей и ещё столько же публики вмещалось на галереях»[7]. За первые 14 лет владения театром Меддоксом в Петровском театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей. В 1794 году Меддокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским[3].

Петровский театр Меддокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело. В течение трёх лет труппа давала представления в домашних театрах московской знати; некоторое время спектакли шли во владении Пашковых в северном крыле здания на углу Моховой и Большой Никитской улиц (позднее перестроенном под университетскую церковь мученицы Татьяны). Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой; его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Площадь, ранее отличавшуюся непролазной грязью, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники[8]. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года[9]. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина, который был построен в 1792 году по проекту архитектора Ф. Кампорези[9]. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки; несколько раз за время нахождения там Петровского театра в нём случались пожары[10].

После войны 1812 года

Литография Огюста Кадоля 1830-х годов

В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса[11]. В конкурсе приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят[11][10]. Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова[12]. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку[13].

По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям[3][14]. Проект сооружения театра был утверждён 10 ноября 1821 года; ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены[15][4].

Рисунок XIX века

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов, постановка перенесена со сцены Театра на Моховой. На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем, писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе»[16].

В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа, а управляющим Московской театральной конторой был назначен известный композитор А. Н. Верстовский, который занимал эту должность до 1859 года[17]. Крупная реконструкция театрального здания была осуществлена в 1843 году по проекту архитектора А. С. Никитина — он заменил ионические капители портика на капители типа Эрехтейона, перестроил линию боковых лож, кулуары и сценическую часть, где появилась арьер-сцена[18].

11 (23) марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика[4].

Восстановление по проекту А. Кавоса

Фотография Н. А. Найдёнова. 1883 год

К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос[18]. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года[3]. В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики[4]. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года оперой Беллини «Пуритане»[19].

В 1886—1893 годах тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора Э. К. Гернета, в результате чего сохранённые Кавосом колонны портика оказались внутри складских помещений[19][20]. В 1890 году в стенах здания появились трещины; проведённое обследование выявило, что фундаменты театра покоились на сгнивших деревянных сваях. В 1894—1898 годах по проекту архитекторов И. И. Рерберга, К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент[21]. Однако осадка здания не прекратилась: в 1902 году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться через соседние[19].

XX век

Большой театр в 1930 году

С 1918 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после Октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие, начиная с Ленина. Активно ему, в 1922 г. тяжело заболевшему, противостояли Сталин, в 1922 г. ставший Генеральным секретарём ЦК РКП(б), Анатолий Луначарский, нарком просвещения, и Михаил Калинин, председатель Всероссийского ЦИК[22]. В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным[23]. В 1921 году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре 1921 года и продолжались в течение двух лет. В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания [24]. В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского[24].

Защитная маскировка фасада. Август 1942 года

22 июня 1941 года в филиале Большого театра (Большой театр с 15.04.1941 находился на реконструкции) прошла премьера оперы Гуно «Ромео и Джульетта», в которой партию Ромео исполнял Сергей Лемешев. Зал был полон. В годы Великой Отечественной войны с октября 1941[25] по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве[26], где поставил спектакли «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Травиата», «Аида», «Кармен», «Пиковая дама», «Вильгельм Телль». 5 марта 1942 г. первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. В это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны[27] и получил за это благодарность от Сталина[28]. Артисты и музыканты жили в выделенном театру пустом школьном здании на окраине города, где не было никакой мебели.

В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.

С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР».

XXI век

Новая сцена

Здание Новой сцены Большого театра по адресу: улица Большая Дмитровка, дом 4, стр. 2.ф на 879 мест. строилось с 1995 по 2002 год на месте исторических многоквартирных домов[29]. В оформлении плафона зрительного зала использованы эскизы Леона Бакста в редакции Зураба Церетели[30].

Новая сцена открылась 29 ноября 2002 года оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Во время реконструкции Основной сцены, с 2005 по 2011 год, на ней исполнялся весь оперный и балетный репертуар Большого театра.

В настоящее время на Новой сцене исполняются спектакли из репертуара Большого театра, проводятся гастроли российских и зарубежных театральных коллективов.

Реконструкция 2005—2011 годов

Зрительный зал до реконструкции. 2005 год

1 июля 2005 года Историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году. Последним спектаклем, прошедшим на Основной сцене перед закрытием, стала опера Мусоргского «Борис Годунов» (30 июня 2005 года). Театр был открыт 28 октября 2011 года гала-концертом с участием артистов оперы и балета в постановке Дмитрия Чернякова[31]. Премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила», также в постановке Чернякова, которой изначально предполагалось открыть театр[32], состоялась 2 ноября[33], сама же постановка вызвала противоречивые и противоположные оценки музыкальных и театральных критиков. Подготовительные работы для предстоящей реконструкции, в ходе которых от исторического здания остались только три несущих стены — главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров, сильно затянулись.

В ходе реконструкции количество мест в зрительном зале было уменьшено с 2155 до 1740[34].

В сентябре 2009 года СКП России возбудил уголовное дело о необоснованном расходовании средств[35]. По данным Счётной палаты, за период реконструкции Большого театра её стоимость выросла в 16 раз, а по словам министра культуры А. А. Авдеева на март 2011 года превысила 20 млрд рублей (500 млн €), что, якобы, было в первую очередь связано с сильным подорожанием цемента и кирпича[36].

14 февраля 2012 года Счётная палата РФ указала, что «реконструкция Большого театра обошлась в 35,4 млрд рублей, вместо запланированных 37 млрд, что составляет 95,5 процентов сметной стоимости»[37][38].

Современная история

С 2009 года, после ухода Александра Ведерникова с поста главного дирижёра, музыкальными руководителями театра были композитор Леонид Десятников (2009—2010)[39] и дирижёр Василий Синайский (2010—2013)[40]. В январе 2014 года главным дирижёром и музыкальным руководителем театра стал Туган Сохиев.

С июля 2013 по 30 ноября 2023 года пост генерального директора Большого театра занимал Владимир Урин[41].

В 2013 году в Большом театре был установлен новый, четвёртый в истории театра, духовой орган производства немецкой органостроительной фирмы «Глаттер-Гёц».

В июле 2016 года Большой театр при поддержке группы «Сумма» и департамента культуры правительства Москвы запустил серию уличных трансляций своих спектаклей[42]. Трансляции осуществлялись на специальном всепогодном экране, смонтированном на главном фасаде театра, и были приурочены к пятилетию со дня окончания реставрации. 1 и 2 июля была показана опера Римского-Корсакова «Царская невеста», 8 и 9 июля прошли показы балета Джорджа Баланчина «Драгоценности».

В 2018 году, через несколько недель после смерти Геннадия Рождественского, к Большому театру был присоединён Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского, получивший новый статус Камерной сцены Большого театра.

В марте 2020 года, на фоне карантина, вызванного пандемией коронавируса, Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей «золотого фонда» на своем официальном YouTube-канале. В первые сутки балет «Лебединое озеро» посмотрели более 1 млн человек[43]. В рамках карантина также состоялся концерт, где звезды классической сцены и эстрады, актёры театра и кино выступили при пустом зале, чтобы выразить свою благодарность медикам и другим работникам, которые продолжают деятельность в период пандемии[44].

В сентябре 2020 года YouTube-канал Большого театра первым из российских театров получил «Серебряную кнопку» YouTube[45][46].

1 декабря 2023 года генеральным директором Большого театра назначен Валерий Гергиев[47].

Важные даты

Орган

В 1913 году в Большом театре был установлен орган немецкой фирмы «Эберхард Фридрих Валькер», Opus 1738, 26/II/P[55]. Однако он не сохранился. В 2013 году был установлен новый духовой орган производства немецкой органостроительной фирмы «Глаттер-Гёц». Монтаж инструмента закончился в январе, но впервые орган зазвучал только 14 мая на специальной гала-презентации с участием российских органистов и музыкантов Большого театра[56].

Инструмент занимает 7-е место среди духовых органов Москвы по количеству регистров. Он находится за порталом сцены с левой стороны, на специальной галерее, расположенной на высоте около 10 метров, что создаёт определённые трудности для исполнителей[57]. Все трубы скрыты в деревянном корпусе, трубы II мануала дополнительно отгорожены раздвижными жалюзи-швеллером. Передвижной органный пульт соединяется с органом при помощи электрической регистровой и игровой трактур, что позволяет располагать его в оркестровой яме или на сцене.

Репертуар

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений[59]. Первой постановкой, созданной труппой театра, стала опера Д.Зорина «Перерождение» (1777). Большой успех у публики, по воспоминаниям современников, имела премьера оперы М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779). В этот период существования театра репертуар был достаточно пёстрым: оперы русских и итальянских композиторов, танцевальные картины из русского народного быта, балеты-дивертисменты, спектакли на мифологические сюжеты.

XIX век

Картина Михаила Зичи: «Император Александр II в Большом театре», 1856 год
Семья Александра III в Большом театре, 1883 год

К 1840-м годам в театре утверждаются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, чему во многом способствовала административная деятельность композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила».

Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В этот период театр ориентируется на создание подлинно русского репертуара, преимущественно музыкального эпоса.

Вторая половина XIX века в балете отмечена деятельностью выдающегося хореографа М. Петипа, поставившего в Москве ряд спектаклей, из которых одним из наиболее значительных является «Дон Кихот Ламанчский» Л. Минкуса (1869). В это время репертуар обогащается также произведениями П. Чайковского: «Воевода» (1869), «Лебединое озеро» (1877, балетмейстер Вацлав Рейзингер) — дебюты композитора в опере и балете; «Евгений Онегин» (1881), «Мазепа» (1884). Премьера оперы «Черевички» Чайковского в 1887-м становится дирижёрским дебютом её автора. Появляются выдающиеся оперы композиторов «могучей кучки»: народная драма «Борис Годунов» М. Мусоргского (1888), «Снегурочка» (1893) и «Ночь перед Рождеством» (1898) Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина (1898).

Вместе с тем в Большом театре в это время ставятся и произведения Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других зарубежных композиторов.

Конец XIX — начало XX века

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра[59]. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А.Неждановой.

В 1912 Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М.Мусоргского «Хованщина». В репертуаре появляются «Пан Воевода», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» А. Рубинштейна, «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера, веристские оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини.

В этот период с театром активно сотрудничает С. Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания предельного темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра — так, благодаря ему разворачивается и переносится на своё современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники «Мира искусства» Коровин, Поленов, Бакст, Бенуа, Головин.

Советский период

Первые годы после революции 1917 года отмечены, в первую очередь, борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение определённой части его репертуара. Так, идеологической критике подвергались оперы «Снегурочка», «Аида», «Травиата» и вообще оперы Джузеппе Верди. Звучали высказывания и об уничтожении балета как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Большом продолжали развиваться как опера, так и балет.

Создали новые постановки хореограф Александр Горский, балетный дирижёр Юрий Файер — в 1919 году впервые в Москве поставлен «Щелкунчик» Петра Чайковского, в 1920 году — появляется новая постановка «Лебединого озера».

Хореографы в духе времени искали новые формы в искусстве. Касьян Голейзовский поставил балет «Иосиф Прекрасный» Сергея Василенко (1925), Лев Лащилин и Василий Тихомиров — спектакль «Красный мак» Рейнгольда Глиэра (1927), пользовавшийся огромным успехом у зрителей, Василий Вайнонен — балет «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (1933).

В опере преобладали произведения Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Петра Чайковского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского. В 1927 году режиссёром Владимиром Лосским рождена новая редакция «Бориса Годунова». Ставили оперы советских композиторов — «Трильби» Александра Юрасовского (1924), «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева (1927).

В 1920-е годы театр представлял публике также лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Рихарда Штрауса (1925), «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта (1926), «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» (1925) и «Тоска» (1930) Джакомо Пуччини («Тоска» обернулась провалом, несмотря на подчёркивание в постановке «революционной линии»[60]).

Большой театр. 1932 год
Большой театр. 1956 год
Большой театр. 1965 год
Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год

В 1930-е годы в печати появилось требование Иосифа Сталина о создании «советской оперной классики». Были поставлены произведения Ивана Дзержинского, Бориса Асафьева, Рейнгольда Глиэра. При этом введён запрет обращаться к творчеству современных зарубежных композиторов.

В 1935 году с большим успехом у публики прошла премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое советскими и зарубежными знатоками, вызвало резкое неприятие власти. Хорошо известна статья «Сумбур вместо музыки», приписываемая Сталину[61] и ставшая причиной исчезновения этой оперы из репертуара Большого.

Окончание Великой Отечественной войны театр отметил яркими премьерами балетов Сергея Прокофьева «Золушка» (1945, балетмейстер Ростислав Захаров) и «Ромео и Джульетта» (1946, балетмейстер Леонид Лавровский), где в главных партиях выступала Галина Уланова.

В последующие годы Большой театр обращался к творчеству композиторов «братских стран» — Чехословакии, Польши и Венгрии («Проданная невеста» Бедржиха Сметаны (1948), «Галька» Станислава Монюшко (1949) и других), а также пересматривал постановки классических русских опер (созданы новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Значительная часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Борисом Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий были «лицом» оперы Большого.

В 1950—1960-е годы появились новые постановки опер Джузеппе Верди («Аида», 1951, «Фальстаф», 1962), Даниеля Обера («Фра-Дьяволо», 1955), Людвига Бетховена («Фиделио», 1954), театр активно сотрудничал с зарубежными артистами, музыкантами, художниками, режиссёрами из Италии, Чехословакии, Болгарии, ГДР. Недолгое время в труппу театра входил Николай Гяуров, находившийся в начале карьеры.

В Большой пришёл хореограф Юрий Григорович, на московскую сцену перенесены созданные им балеты «Каменный цветок» Сергея Прокофьева (1959) и «Легенда о любви» Арифа Меликова (1965), ранее поставленные в Ленинграде. В 1964 году Григорович возглавил балет Большого театра. Он сделал новые редакции «Щелкунчика» (1966) и «Лебединого озера» (1969) Чайковского, поставил «Спартака» Арама Хачатуряна (1968). Этот спектакль, созданный совместно с художником Симоном Вирсаладзе и дирижёром Геннадием Рождественским, с участием виртуозных артистов Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского имел феноменальный успех у публики и получил Ленинскую премию (1970).

Ещё одним событием в жизни театра стала постановка «Кармен-сюиты» (1967), созданная кубинским балетмейстером Альберто Алонсо на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина специально для балерины Майи Плисецкой.

В 1970-х и 1980-х Владимир Васильев и Майя Плисецкая выступили в роли хореографов. Плисецкая поставила балеты Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), а Васильев — балеты «Икар» Сергея Слонимского (1976), «Макбет» Кирилла Молчанова (1980), «Анюта» Валерия Гаврилина (1986).

Труппа Большого театра часто гастролировала, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах.

Современный период

Зрительный зал после реконструкции. 2011 год

В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам. В сфере балета создаются постановки произведений Д. Шостаковича «Светлый ручей» (2003) и «Болт» (2005).

К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как драматические или кинорежиссёры. Среди них — А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие.

Ведется работа по «очищению» оригинальных оперных партитур от позднейших напластований и пометок, возврату их к авторским редакциям. Таким образом готовилась новая постановка «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского (2007), «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки (2011). Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» (2005), во многом в связи с репутацией автора либретто писателя Владимира Сорокина[62]. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006, режиссёр Дмитрий Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки[63]. Вместе с тем, упомянутые спектакли имеют и своих поклонников.

В марте 2010 года Большой театр совместно с компанией «Веl Air Media» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012 года совместно с компанией «Google Russia» Большой театр начал трансляцию балетных постановок на своём канале YouTube на территории России[64][65].

В марте 2019 года впервые за всю свою 243-летнюю историю на Новой сцене ГАБТ поставил знаменитую оперу Антонина Дворжака «Русалка» (реж. Тимофей Кулябин).

Опера Россини «Путешествие в Реймс» (режиссер — Дамиано Микьелетто, дирижер — Туган Сохиев) стала лауреатом российской оперной премии Casta Diva за 2018 год в номинации «Спектакль года»[66].

В 2019 году балет «Нуреев» был назван лучшим на театральной премии «Золотая маска», а его балетмейстер Юрий Посохов стал лауреатом в номинации «Балет-Современный танец/Работа балетмейстера-хореографа»[67].

Труппа

Театр включает в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов[59].

Звание артистов Императорских театров имеют: актёры, управляющие труппами, режиссёры, капельмейстеры, балетмейстеры, дирижёры оркестров, танцовщики, музыканты, декораторы, машинисты, инспекторы освещения и их помощники, живописцы, главный костюмер, суфлеры, гардеробмейстеры, фехтмейстеры, театрмейстеры, скульпторы, надзиратель нотной конторы, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры; все эти лица считаются состоящими на государственной службе и разделяются на три разряда, смотря по талантам и занимаемым ими амплуа и должностям[68].

К 1785 году труппа выросла уже до 80 человек и продолжала постоянно расти, достигнув к началу XX века 500, а к 1990 году — более 900 артистов.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из них получили звание Народных артистов СССР, 4 человека получили звание Народных художников СССР (академик Фёдор Федоровский, академик Симон Вирсаладзе, академик Вадим Рындин, академик Валерий Левенталь), более 60 получили Сталинские премии, и 12 — Ленинские премии (Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Ирина Архипова, Юрий Григорович, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Наталья Бессмертнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Борис Покровский, Симон Вирсаладзе, Владимир Васильев), восьми присвоено звание Героя Социалистического труда (Ирина Архипова, Юрий Григорович, Елена Образцова, Иван Козловский, Евгений Нестеренко, Майя Плисецкая, Марина Семёнова, Галина Уланова — дважды герой). В период после 1991 года многие артисты стали Народными артистами Российской Федерации и лауреатами Государственных премий Российской Федерации.

Оперная труппа

Ниже приведён список солистов оперной труппы Большого театра[69].

Сопрано

Меццо-сопрано

Тенора

Баритоны

  • Эльчин Азизов (народный артист Азербайджана)
  • Игорь Головатенко (заслуженный артист РФ)
  • Андрей Григорьев (заслуженный артист РФ)
  • Андрей Жилиховский
  • Юрий Сыров
  • Рауф Тимергазин
  • Алуда Тодуа
  • Александр Уткин
  • Константин Шушаков

Басы

Балетная труппа

Художественный руководитель балетной труппы — Махар Вазиев, заслуженный артист РФ.

Ниже приведён список солистов балетной труппы[70].

Народные артисты России

Заслуженные артисты России

Балетмейстеры

Главный балетмейстер — Юрий Григорович, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.

Ниже приведен список балетмейстеров-репетиторов Большого театра[71]:

Народные артисты СССР

Народные артисты России

Заслуженные артисты России

  • Александр Петухов
  • Валерий Лагунов
  • Виктор Барыкин
  • Ян Годовский
  • Юлиана Малхасянц

Дирижёры

Главный дирижёр и музыкальный руководитель — Туган Сохиев, народный артист республики Северная Осетия — Алания[72].

Попечители

Глава исполкома попечительского совета Большого театра Александр Будберг: «Исторически Большой — это преемник русских крепостных театров. Будучи гораздо больше их по масштабу, такой мегапроект мог осуществиться только за счет госказны. Ни Юсуповы, ни Шереметевы, ни гордые магнаты времен первого русского капитализма не могли позволить себе ничего подобного»[73][74]. В XXI веке ситуация изменилась: группа меценатов объединилась для оказания помощи Большому. Таким образом, в 2001 году появился попечительский совет Большого театра.

С мая 2006 по июль 2018 года председателем попечительского совета являлся Александр Жуков, первый заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации, его заместителем — Михаил Швыдкой, ныне представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству. Попечители помогли многим проектам театра, в том числе: реставрация исторического здания Большого театра[75], опера «Руслан и Людмила», балет «Спящая красавица»[76], опера «Летучая мышь», балет «Пламя Парижа», опера «Снегурочка», балет «Тарантелла», балет «Золушка», балет «Ромео и Джульетта», частично финансировались гастроли балета Большого в Париже и цикл «Камерных вечеров» в Бетховенском зале, цикл симфонических концертов и Фестиваль в честь Майи Плисецкой.

С июля 2018 года председатель попечительского совета Андрей Костин.

Дополнительные факты

  • Стилизованное изображение театра изображено на конфетах «Вдохновение» московской фабрики «Красный Октябрь».
  • Google создал логотип-дудл в честь 240 лет со дня основания театра[77].
  • Большой театр вошёл в число изображений для российских банкнот с изображением Москвы в серии «Города России», выпускаемых с 1995 года: до деноминации номинал составлял 100000 рублей, после — 100 рублей. При этом при выпуске деноминированной банкноты в 100 рублей были допущены графические несоответствия квадриги Аполлона реальной.
  • Большой театр изображен на ряде почтовых марок СССР и России:

Фотогалерея

Награды

См. также

Происшествия

В 2021 году во время оперы «Садко» погиб артист[80]. На мимаста упала декорация и придавила шею. Спасти 37-летнего мужчину не удалось.

Примечания

  1. Постановление СМ РСФСР № 1327 от 39.08.1960. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 10 ноября 2017 года.
  2. Уманский, А. М., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Ларичев, 2011, с. 3.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Памятники архитектуры, 1983, с. 484.
  5. «Наследие», О. В. Бубнова. Дата обращения: 24 марта 2012. Архивировано 1 октября 2009 года.
  6. Энциклопедия «Москва» (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2889 дней])
  7. Зверев, 2006.
  8. Хрипунов, 1955, с. 26.
  9. 9,0 9,1 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 21—22.
  10. 10,0 10,1 Хрипунов, 1955, с. 28.
  11. 11,0 11,1 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 30—31.
  12. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 33.
  13. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 36—37.
  14. Москва. Архитектурный путеводитель / Бусева-Давыдова И. Л., Нащокина М. В., Астафьева-Длугач М. И.. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  15. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 42—43.
  16. Музыка и театр России, 19 век Архивная копия от 20 ноября 2010 на Wayback Machine
  17. 17,0 17,1 История Большого театра.
  18. 18,0 18,1 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 45.
  19. 19,0 19,1 19,2 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 64—65.
  20. Зодчие Москвы, 1998, с. 77.
  21. Зодчие Москвы, 1998, с. 161.
  22. Соломон Волков «Большой театр. Культура и политика. Новая история», 2018, с.235-241
  23. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 69—70.
  24. 24,0 24,1 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 71—72.
  25. Постановление ГКО об эвакуации Большого театра. 1941 год.
  26. Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года. Дата обращения: 24 апреля 2013. Архивировано 19 июня 2013 года.
  27. Газета «Правда», 29 декабря 1942 года.
  28. Газета «Правда», 30 декабря 1942 года.
  29. Моспромстрой. Новая сцена Большого театра (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 августа 2020. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  30. NEWSru.com. В Москве открывается филиал Большого театра - Новая Сцена. Дата обращения: 31 августа 2020. Архивировано 4 марта 2016 года.
  31. Гала-концерт в честь открытия Большого театра (30 ноября 2011). Архивировано 18 сентября 2020 года. Дата обращения 26 октября 2020.
  32. Большой театр откроется после реконструкции 28 октября.. Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 22 октября 2011 года.
  33. "Руслан и Людмила". Глинка М. 2011. Дирижер Юровский В., режиссер Черняков Д., художник Черняков Д. (рус.) ?. Электронный архив Большого театра. Дата обращения: 26 октября 2020. Архивировано 14 июня 2021 года.
  34. Большой театр: в мир со скандалом, Интерфакс (28 октября 2011). Архивировано 24 июня 2021 года. Дата обращения 26 октября 2020.
  35. Новости. Дата обращения: 14 сентября 2009. Архивировано 21 августа 2012 года.
  36. Реконструкция Большого театра стоила более 20 млрд рублей — А. Авдеев (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 марта 2011. Архивировано 2 июля 2013 года.
  37. На реконструкцию Большого театра было израсходовано 35,4 млрд рублей. Дата обращения: 9 ноября 2012. Архивировано 27 сентября 2013 года.
  38. С. А. Агапцов. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Мониторинг реализации проекта реставрации, реконструкции и технического оснащения зданий федерального государственного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России» в федеральном государственном бюджетном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»
  39. Композитор Леонид Десятников уволился из Большого театра. Российская газета. Дата обращения: 14 октября 2014. Архивировано 21 октября 2014 года.
  40. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский ушел в отставку. РИА Новости. Дата обращения: 14 октября 2014. Архивировано 18 октября 2014 года.
  41. Владимир Урин (недоступная ссылка). Большой театр. Дата обращения: 14 октября 2014. Архивировано 19 октября 2014 года.
  42. Большой театр начинает бесплатные уличные трансляции с «Царской невесты». Дата обращения: 5 июля 2016. Архивировано 3 сентября 2016 года.
  43. Балет "Лебединое озеро" за сутки набрал более 1 млн просмотров на YouTube. ТАСС. Дата обращения: 30 марта 2020. Архивировано 23 апреля 2020 года.
  44. Российские звезды выступили в пустом Большом театре в поддержку врачей. ТАСС. Дата обращения: 12 апреля 2020. Архивировано 13 апреля 2020 года.
  45. Официальный канал Большого театра получил «серебряную кнопку» YouTube. Большой театр (29 сентября 2020). Архивировано 22 октября 2020 года.
  46. Н. Лебедева. Большой театр получил "Серебряную кнопку" YouTube. Российская газета (29 сентября 2020). Архивировано 21 ноября 2020 года.
  47. Гендиректором Большого театра назначили Гергиева. RT на русском (1.12.202).
  48. Речь А. В. Луначарского на заседании, посвященном столетнему юбилею Большого театра. Дата обращения: 9 ноября 2011. Архивировано 13 мая 2013 года.
  49. Реконструкция на сайте Большого театра Архивная копия от 31 октября 2012 на Wayback Machine
  50. Московские строители сдали в эксплуатацию Большой театр. Дата обращения: 9 ноября 2012. Архивировано 21 июля 2013 года.
  51. Открытие исторической сцены Большого театра. Дата обращения: 9 ноября 2012. Архивировано 29 сентября 2013 года.
  52. Торжественное открытие исторической сцены Большого театра пройдет в прямом эфире на весь мир. Дата обращения: 9 ноября 2012. Архивировано 21 июля 2013 года.
  53. Медведев поблагодарил всех, кто принимал участие в реконструкции Большого театра. Дата обращения: 9 ноября 2012. Архивировано 21 июля 2013 года.
  54. Возвращение Большого
  55. Орган в России // Энциклопедия «Кругосвет».
  56. П. Поспелов. Орган Большого театра: Тихий король Архивная копия от 14 мая 2014 на Wayback Machine // «Ведомости», 16.05.2013.
  57. На исторической сцене Большого театра представили уникальный орган Архивная копия от 1 декабря 2017 на Wayback Machine // Телеканал «Культура», 14.05.2013.
  58. Moscow Bolshoi Theatre (RUS) (англ.) (недоступная ссылка). Orgelbau Glatter-Götz. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 24 декабря 2018 года.
  59. 59,0 59,1 59,2 Зарубин, 1990.
  60. О «Тоске» 1930 года на сайте Большого театра Архивная копия от 9 июня 2008 на Wayback Machine
  61. C. Волков. Шостакович и Сталин: художник и царь. — М., 2006. — 640 с. — ISBN 5-699-06614-4.
  62. Постановка «Детей Розенталя» в Большом. Хроника скандала. Дата обращения: 4 июня 2008. Архивировано 8 ноября 2009 года.
  63. «Российская газета» от 07.09.2006 г.. Дата обращения: 4 июня 2008. Архивировано 2 июня 2008 года.
  64. Балеты Большого театра с 11 марта можно смотреть на YouTube. Дата обращения: 9 ноября 2012. Архивировано 21 июля 2013 года.
  65. Большой театр обнародовал программу трансляций своих балетов в Рунете на полтора года вперед. Дата обращения: 9 ноября 2012. Архивировано 27 июля 2013 года.
  66. Объявлены лауреаты оперной премии Casta Diva. Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано 23 сентября 2018 года.
  67. Объявлены лауреаты театральной премии «Золотая маска». Дата обращения: 17 апреля 2019. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  68. Приложение к ст. 32 Устава о службе по определению от правительства, Свод Законов Российской империи, том III, издание 1896 г.
  69. Оперная труппа. Официальный сайт Большого театра. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  70. Балетная труппа. Официальный сайт Большого театра. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  71. Персонал. Балетная труппа. Официальный сайт Большого театра. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  72. Оркестр: Дирижёры. Официальный сайт Большого театра. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  73. Александр Будберг — о годах реконструкции исторической сцены как годах борьбы за Большой театр.. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  74. Про Большой. Александр Будберг уверен, что успешное завершение реконструкции главного театра страны — чудо (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 марта 2012. Архивировано 29 октября 2011 года.
  75. Будберг: «Реставрация главного театра страны — это то, что зачтется по любому гамбургскому счету» (недоступная ссылка)
  76. балета «Спящая красавица» на странице vtbrussia.ru
  77. 240th Anniversary of the Bolshoi Theater's Foundation. www.google.com. Дата обращения: 28 марта 2016. Архивировано 28 марта 2016 года.
  78. В 1921—2005 годах — Бетховенский зал
  79. Распоряжение Президента Российской Федерации от 22 марта 2001 года № 146-рп «О поощрении коллектива Государственного академического Большого театра России». Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 31 мая 2022 года.
  80. В Большом театре на глазах у зрителей погиб артист. 37-летнему мужчине придавило шею декорацией во время спектакля. lenta.ru. Дата обращения: 11 октября 2021. Архивировано 11 октября 2021 года.

Литература

  • Большой театр Союза ССР. Опера. Балет. — М., 1958.
  • Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. — М., 1947.
  • Грошева Е. А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. — М., 1962.
  • Дмитриев Н. Оперная сцена Московского императорского театра. — М., 1897.
  • Зарубин В. И. Большой театр. — М.: Московский рабочий, 1990. — 65, [16] с. — (Биография московского дома). — 60 000 экз. — ISBN 5-239-00764-0.
  • Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Меддокса // Промышленные ведомости : газета. — 2006. — Февраль (№ 1—2).
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь. — Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др.. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 77. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  • Ларичев Егор. Империя получила Большой // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 16. — С. 3—5.
  • Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР: История сооружения и реконструкции здания. — М.: Стройиздат, 1982. — 136 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 483—484. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Привалов Александр. Об акустике Большого театра // Эксперт. — № 37 (918). — 2012. — 17 сентября.
  • Тайны и легенды большого театра: Очерки. — М.: Спецкнига, 2011. — 592 с. — ISBN 978-5-91891-078-8.
  • Уманский, А. М. Большой Петровский театр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра / Науч. ред. В. Е. Быков. — М.: Госстройиздат, 1955. — 248 с.
  • Чулаки М. Я был директором Большого театра. — М: Музыка, 1994. — 135 с. — ISBN 5-7140-0469-8.
  • Шавердян А. Большой театр СССР. — М., 1954.
  • Янковский М. Ф. И. Шаляпин. — М.;Л.: Музгиз, 1951. — 128 с.
  • Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — М., 1947.

Ссылки