Меншиков, Гавриил Авдеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гаврила Авдеевич Меншиков
Дата рождения 1672(1672)
Место рождения Преображенское
Дата смерти 1742(1742)

Гаврила Авдеевич Меншиков или Меньшиков (1672—1742) — русский кораблестроитель.

Деятельность в 1672—1702 гг

Родился в подмосковном селе Преображенском, где его отец служил придворным конюхом. Как и другой будущий кораблестроитель Федосей Скляев, он четырёхлетним ребёнком был зачислен в «Петров полк» и с детских лет подружился с юным царевичем. В 1695 г. он как бомбардир Преображенского полка входил в 4-ю роту «каравана» первого Азовского похода, которой командовал сам царь, Гаврила Меншиков в этом походе был в должности боцмана на одном из судов, а в следующем, 1696 г. во время второго Азовского похода — боцманом на галере «Принципиум», следовавшей под командованием самого Петра.

Г. А. Меншикова царь сам лично включил в списки волонтеров при Великом посольстве, когда оно в 1697 г. отправлялось за границу. Вместе с Федосеем Скляевым, Лукьяном Верещагиным, Александром Меншиковым, Иваном Головиным, Иваном Кочетом и другими преображенцами Гаврила Меншиков неотлучно находился при Петре, работая корабельным плотником на верфи Ост-Индской компании и обучаясь там кораблестроению у мастера Герита Класа Поля.

Побывав на верфях Англии и Венеции, по возвращении из-за границы Гаврила Меншиков в числе других учеников корабельного баса Петра Михайлова работал в Воронеже на постройке кораблей в качестве подмастерья у корабельных мастеров-англичан. Вплоть до 1704 г. Гаврила Меншиков находился в Воронеже, где помогал Федосею Скляеву строить 50-пушечный «государев» корабль «Ластка», «государеву» яхту «Либе» и две большие камели для проводки на них кораблей к Азову.

Деятельность в 1703—1710 гг

Завершив эту работу, Меншиков отбыл со Скляевым в Санкт-Петербург, а затем на реку Лугу, где впервые самостоятельно стал строить скампавеи и другие суда для галерной эскадры Балтийского флота. Затем вместе с голландцем Вуотепом Вуотерсеном он строил на Сясьской верфи 28-пушечный фрегат «Иван-город», а после слияния этой верфи с Олонецкой стал строить там разные суда вместе со Скляевым и английским корабельным мастером Броуном.

В начале XVIII в. Гаврила Меншиков, хотя ещё официально не был не только корабельным мастером, но даже и подмастерьем, продолжая числиться всего-навсего корабельным учеником (известно, как скупо Петр жаловал званиями даже своих любимцев!), получал жалование под стать квалифицированному мастеру — 180 рублей в год. Лишь Федосей Скляев из отечественных кораблестроителей в ту пору получал больше — 200 рублей в год (позднее он стал получать 1396 рублей в год). В 1706 г. Гаврила Меншиков работал в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, помогая Скляеву строить яхту «Надежда», а затем сам построил на Галерной верфи опытную 22-баночную галеру, о маневренных качествах которой хорошо отозвался сам Петр.

По просьбе корабельного мастера Броуна, который строил на Новоладожской верфи первые 50-пушечные корабли для Балтийского флота «Рига» и «Выборг», в 1708 г. к нему на помощь направили Гаврилу Меншикова как бывшего его ученика в Воронеже. Ещё не было завершено строительство этих кораблей, когда Петр, отмечая старательность и сметливость Гаврилы Меншикова, произвел его в подпоручики морского флота и присвоил ему почетное звание боцмейстера. Ему было приказано, не оставляя работы с Броуном в Новой Ладоге, заложить и начать строить самостоятельно на Олонецкой верфи 50-пушечный копабль «Пернов». однотипный с броуновскими, Естественно, что последующие два года были исключительно напряженными для Меншикова. Ему пришлось постоянно разъезжать из Новой Ладоги в Лодейное поле и обратно, что при тогдашнем бездорожье было отнюдь не легким делом. Однако в 1710 г, он справился с царским заданием: сперва он вместе с Броуном спустил на воду два его корабля, а затем и свой «Пернов» на Олонецкой верфи.

Деятельность в 1711—1720 гг

Гавриле Меншикову, таким образом, выпала честь стать первым отечественным создателем многопушечного корабля Балтийского флота. Однако как корабль «Пернов», построенный Меншиковым на Олонецкой верфи, так и оба корабля Броуна, который их строил в Новой Ладоге, ещё не удовлетворяли требованиям «доброй пропорции». Они были недостаточно мореходны и имели относительно низкие маневренные качества, что было в значительной степени обусловлено особенностями месторасположения приладожских верфей.

На освободившихся стапелях Новоладожской верфи Гаврила Меншиков сразу же совместно с корабельным мастером Фёдором Салтыковым заложил две 18-пушечные шнявы «Наталья» и «Диана». По спуске на воду «Натальи» Петр сам пошел на этой шняве и дал высокую оценку её ходовым качествам. Вслед за шнявами Меншиков построил два фрегата в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, о которых вице-адмирал Крюйс так доносил Петру своим письмом от 24 июня 1713 г.: …Два новые фрегата, что строил Гаврила Меншиков, и корабль «Штандарт» на ходу в фордевинд зело изрядны и бейдевинд ходят хорошо…" Вместе с тем Крюйс указал, что фрегаты обладают рыскливостью и, чтобы ликвидировать этот недостаток, советовал приделать им фальшкили.

Гавриле Меншикову в эти же годы доводилось многократно заменять и на Новой Ладоге, и в Лодейном поле управляющих верфями и одновременно строить на них галеры и другие малые суда.

Следующим кораблем, в постройке которого участвовал Меншиков, был 90-пушечный «государев» корабль «Лесное», заложенный царем совместно со Скляевым. После спуска его в 1718 г. на воду Гавриле Меншикову было приказано построить в Адмиралтействе вместо погибшего корабля «Нарва» новый 64-пушечный корабль под таким же названием. Постройкой новой «Нарвы» было положено начало доброй традиции, укоренившейся в отечественном флоте и действующей по сей день, предусматривающей передачу имени выбывшего из строя корабля другому, новому.

Деятельность в 1721—1742 гг

Петр, весьма скупо дававший звания кораблестроителям, лишь в 1721 г. велел Гаврилу Меншикову «за многовременную работу, что он строил многие военные суда без мастеров, написать его в корабельные мастера и жалование давать противу корабельного мастера Пангалоя по 50 рублей в месяц». Щедрее царь был на чины и в 1723 г, произвел Меншикова в капитаны 1 ранга.

Перед Персидским походом Петр возложил на Меншикова подготовку воднотранспортных средств, требующихся для переброски войск и провианта на театр боевых действий. Он тогда находился в Астрахани, откуда выезжал в Нижний Новгород, Казань и Вышний Волочек и отбирал там из строившихся «новоманерных» эверсов, барж-романовок суда, пригодные для сквозного плавания по Волге и Каспийскому морю, а также руководил их достройкой, Его стараниями в состав Каспийской флотилии было тогда включено более ста подобных судов. Сам Гаврила Меншиков вместе с Петром участвовал в Персидском походе, следуя с ним на борту одного из судов. В течение нескольких лет Меншиков был главным кораблестроителем в Астрахани и Казани, где вместе с Пальчиковым строил различные транспортные суда и плавсредства, в том числе тялки, бусы и другие.

Петр ценил Меншикова за его исключительное трудолюбие и порядочность. Меншиков был требовательным к подчиненным и строго взыскивал за нерадение к казенному имуществу с виновных. Вместе с тем он был заботливым начальником и настойчиво добивался повышения в чинах и званиях достойных учеников.

Уже после смерти Петра Меншиков построил впервые по собственному чертежу 54-пушечный корабль «Новая Надежда», который после 13-летнего пребывания в строю Балтийского флота он переоборудовал в госпитальное судно, прослужившее в новом качестве ещё около десяти лет. В 1735 г. Гаврила Меншиков спустил на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе свой последний корабль — 66-пушечный «Ингерманланд», который оказался весьма долговечным, пробыв в строю почти два десятка лет.

Кроме постройки новых кораблей Меншикову поручали и их тимбирование (капитальный ремонт со сменой обшивки). Так, например, под его руководством было осуществлено тимбирование корабля «Леферм» и ряда других. Он же руководил ремонтом кораблей Балтийского флота. Неоднократно его назначали «к флоту» для выполнения функций, которые свойственны современным флагманским кораблестроителям.

В отличие от Скляева и некоторых других кораблестроителей, Гаврила Меншиков не тяготел к конструкторской деятельности и большую часть кораблей и других судов строил не по своим, а по типовым чертежам, созданным другими кораблестроителями. Его призванием было непосредственное строительство судов, и в этом он всегда проявлял себя трудолюбивым и старательным специалистом.

Высококвалифицированный кораблестроитель, Меншиков был также смекалистым и инициативным деятелем, Когда из Амстердама прибыл в разобранном виде заказанный Петром буер, царь собирал его сам, но совместно с Меншиковым, Меншиков по своей инициативе разработал чертеж и построил специальное судно — флейт для перевозки корабельных мачт и стеньг. Это было необычное, чрезвычайно длинное судно. По заданию Петра Меншиков также построил оригинальную шняву и галеру, которые имели очень малую осадку и могли быть использованы в десантных операциях и для плавания в шхерных районах.

К 65 годам Гаврила Меншиков как-то вдруг сразу одряхлел и в 1737 г. ушел в отставку. Однако и после увольнения он в течение нескольких лет продолжал свою деятельность в кораблестроении в качестве советника Экспедиции над верфями и строениями. Его часто приглашали как эксперта для дачи заключения по вопросам, связанным с технологией постройки кораблей и иных судов.

Скончался Гаврила Авдеевич Меншиков на 71-м году жизни, в 1742 г. и был похоронен в Санкт-Петербурге на Охтинском кладбище, где в ту пору обычно хоронили кораблестроителей.

Корабли, построенные Г. А. Меньшиковым

Литература

  • Быховский И. А. Петровские корабелы. Л.: Судостроение, 1982