Выборгский железнодорожный вокзал (1953)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Выборгский железнодорожный вокзал
Страна  Россия
Город Выборг, Железнодорожная улица, дом 8
Архитектор А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский
Строительство 19511953 годы
Статус Герб ОКН
Координаты: 60°42′55″ с. ш. 28°45′04″ в. д.HGЯO

Выборгский железнодорожный вокзал — построенный в 1953 году на Выборгской железнодорожной станции комплекс из зданий и сооружений в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. Возведённое по проекту архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и инженера А. Н. Беркова двухэтажное здание с обращённым к Вокзальной площади привлекательным фасадом, оформленным в стиле триумф при преобладающем влиянии неоклассицизма, включено в перечень памятников архитектуры.

История

Современное здание железнодорожного вокзала — уже третье по счёту. Оно построено на месте прежнего вокзального комплекса, разрушенного в ходе Великой Отечественной войны. В ходе послевоенного восстановления Выборга перед ленинградскими архитекторами А. В. Васильевым, Д. С. Гольдгором, С. Б. Сперанским и инженером А. Н. Берковым была поставлена задача увековечить подвиг советских воинов-победителей. Поэтому фасады и интерьеры построенного в 1951—1953 годах вокзала выполнены с использованием тех приёмов сталинской архитектуры, благодаря которым спроектированное в 1949 году здание Волховского вокзала — монумент славы героев Волховского фронта — получило почётную грамоту на Всесоюзном конкурсе лучших проектов и сооружений.

Волховский вокзал с часовой башней

Пышно отделанный фасад и интерьеры вокзала в Выборге обильно декорированы с применением заимствованных у мастеров ампира классицистических элементов: таких, как коринфская колоннада с высокими треугольными портиками, внушительные люстры с подвесками, орнаменты из дубовых листьев на фоне знамён победы, жезлы и щиты со звёздами, венками и гирляндами из ветвей дуба, лавра и цветов. Обращает на себя внимание высокий вестибюльдвусветный зал с полированными колоннами под красный гранит и лепными украшениями, широкими лестницами и арочными проходами[1]. Перекрытие второго этажа опирается на колонны, располагающиеся у ограждения балкона. Скульптурная композиция на втором этаже, изображавшая В. И. Ленина и И. В. Сталина в окружении революционных матросов и солдат, в первоначальном варианте простояла недолго: после развенчания культа личности в 1956 году была убрана фигура Сталина[2][3], а позже демонтировали и урезанную скульптурную группу. Важными элементами торжественного интерьера остались медальоны с изображением В. И. Ленина и Нарвских ворот, символизирующие революционные и военные победы. Архитектор Д. С. Гольдгор разрабатывал проекты первых временных триумфальных арок в Ленинграде, предназначавшихся для встречи победителей[4]. И центральная часть здания выборгского вокзала, оформленная, как и в первом, деревянном вокзальном здании, простым треугольным завершением, также напоминает триумфальную арку. При этом архитекторами повторена схема с арочной секцией и огромным витражом с часами в центре, существовавшая в предыдущем здании.

Являясь главным элементом застройки Вокзальной площади, здание имеет важное градоформирующее значение: на него ориентированы Ленинградский проспект и Вокзальная улица. Исследователи считают его самым значительным памятником сталинской архитектуры в Выборге, отмечая, что ему присущи основные достоинства и недостатки данного направления. Говоря о недостатках, искусствовед Е. Е. Кепп относил вокзал к примерам «злоупотребления архитектурными формами прошлого, стремления к декоративной перенасыщенности в ущерб качеству и экономичности постройки». Вместе с тем в литературе о Выборге вокзал обычно упоминается в числе достопримечательностей, а изображения его привлекательного фасада широко тиражируются на открытках с видами города.

Один из первых вариантов проекта вокзала. В дальнейшем башню проектировали с другой стороны

Работами по возведению вокзала занимались военные строители. Только изготовление колонн главного фасада было поручено гражданским специалистам[5]. Труд обычных военных и гражданских специалистов увековечен в медальонах на фасаде, обращённом к перрону: это профили одного из военных строителей-офицеров и станционной буфетчицы. Примечательно, что активным участником строительства стал командир батальона подполковник Чижов, в августе 1941 года в звании лейтенанта служивший в войсковой части, выполнившей приказ о заминировании предыдущего вокзального здания[6].

Современное здание вокзала уступает по площади предыдущему вокзальному комплексу, повторяя габариты главного из его трёх корпусов. Сохранилась часть второго корпуса — багажное отделение на Привокзальной площади. Место третьего корпуса занимает небольшой павильон подземного пассажирского перехода. Также сохранился грузовой тоннель с подъёмником для багажа: он использовался в послевоенное время, однако затем был выведен из эксплуатации. Пассажирский тоннель, связывавший до войны Вокзальную площадь и Путейскую улицу, засыпан[7]. Предполагавшееся проектом строительство высокой часовой башни со шпилем для зрительного объединения старого и нового корпусов не состоялось.

В просторном здании вокзала разместилась Выборгская таможня, а на первом этаже располагалось отделение агентства «Интурист», обслуживавшее иностранцев[8]. Большой популярностью пользовался ресторан на более чем 100 посадочных мест, находившийся на втором этаже. В 2010 году проведена реконструкция вокзала с частичной перепланировкой и перепрофилированием некоторых помещений.

В память о том, что в 1906—1917 годах в Выборге неоднократно бывал В. И. Ленин, на здании вокзала установлена мемориальная доска. Из известных посетителей современного вокзала в литературе обычно упоминают Н. С. Хрущёва (2 сентября 1960 года), Ю. А. Гагарина (30 июня 1961 года) и Л. И. Брежнева (29 июля 1975 года)[9].

Изображения

Примечания

  1. Знакомьтесь, Выборг
  2. Негатив. Г. Выборг. Поездка по местам боёв 178 ККСД по заданию газеты «Известия» (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 ноября 2022. Архивировано 22 июня 2019 года.
  3. Негатив. Г. Выборг. Поездка по местам боёв 178 ККСД по заданию газеты «Известия» (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 ноября 2022. Архивировано 22 июня 2019 года.
  4. Валерий Исаченко ВСПОМНИМ ИХ ПОИМЕННО… Архивная копия от 26 февраля 2021 на Wayback Machine // журнал «Ардис». № 1(44) 2010 год
  5. Выборгский вокзал: год 1949-й. Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 12 декабря 2021 года.
  6. Е. Е. Кепп и его статья «Кондратьевская полька». Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 12 декабря 2021 года.
  7. Выборгскому вокзалу 55 лет. Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 11 декабря 2021 года.
  8. Страницы истории выборгского вокзала. Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 12 декабря 2021 года.
  9. Брежнев. Остановка в Выборге 29.07.1975. Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 12 декабря 2021 года.

Литература

  • Гусаров А. Ю. Выборг. Прошлое и настоящее средневекового города. Путеводитель. — СПб.: Паритет, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-93437-434-2.
  • Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности / Ред. О.В. Казаков. — Выборг: «Фантакт», 1992. — 200 с.
  • Мысько А.С. Вокруг Балтики в поисках современной архитектуры. Выборг. — СПб.: «Центр Сохранения Культурного Наследия», 2017. — 104 с. — ISBN 978-5-91882-038-4.
  • Неувонен П., Пёюхья Т., Мустонен Т. Выборг. Архитектурный путеводитель / Пер. Л. Кудрявцевой. — 2-е изд. — Выборг: «СН», 2008. — 160 с. — ISBN 5-900096-06-8.
  • Фотографическая память. Выборг на фотографиях 1940-1960-х годов / Редколлегия: Волкова Л.Г., Мельнов А.В., Мошник Ю.И.. — Выборг: Выборгский объединённый музей-заповедник, 2020. — 144 с. — ISBN 978-5-91882-057-5.