Вульфхер (король Мерсии)
Вульфхер | |
---|---|
англ. Wulfhere | |
![]() | |
658 — 675 | |
Предшественник | Восстановление королевства |
Преемник | Этельред I |
|
|
Дата смерти | 675 |
Отец | Пенда |
Мать | Киневиса |
В браке | Эрменхильда |
Отношение к религии | Христианство |
Вульфхер (Вулфгир) — король Мерсии, правил в 658 — 675 годах. Сын Пенды.
Он был первым христианским королём всей Мерсии, хотя неизвестно, когда и как он перешёл из англосаксонского язычества в христианство. Его восхождение на престол ознаменовало конец главенства короля Нортумбрии Освиу над южной Англией, и Вульфхер распространил своё влияние на большую часть этого региона. Его походы против западных саксов привели к тому, что Мерсия получила контроль над большей частью долины Темзы. Он завоевал остров Уайт и долину Меон (в современном графстве Гэмпшир) и отдал их королю южных саксов Этельвальду. Он также имел влияние в Суррее, Эссексе и Кенте. Он женился на Эрменхильде, дочери короля Эрконберта из Кента.
Отец Вульфхера, Пенда, был убит в 655 году в битве при Винведе, сражаясь против Освиу Нортумбрийского. Сын Пенды Пэда стал королём под властью Освиу, но был убит шесть месяцев спустя. Вульфхер взошёл на престол, когда в 658 году мерсийская знать организовала восстание против нортумбрийского правления и изгнала наместников Освиу.
К 670 году, когда Освиу умер, Вульфхер был самым могущественным королём на юге Англии. С начала 660-х годов он фактически был правителем Англии к югу от реки Хамбер, хотя и не был правителем Нортумбрии, как его отец. В 674 году он бросил вызов сыну Освиу Эгфриту Нортумбрийскому, но потерпел поражение. Он умер, вероятно, от болезни, в 675 году. Вульфхере на посту короля Мерсии сменил его брат Этельред I. Стефан Рипонский в «Житии Вильфрида» описывает Вульфхера как «человека гордого нрава и ненасытной воли».
Правление
Происхождение и вступление на престол
Вульфхер был сыном Пенды Мерсийского. Имя матери Вульфхера нигде не упоминается, но так как Беда Достопочтенный называет только одну жену Пенды королеву Киневису, то, весьма вероятно, что она и была матерью Вульфхера. Дата рождения Вульфхера неизвестна, но Беда говорит, что ко времени своего вступления на престол в 658 году он был юношей. Роджер Вендоверский пишет, что Вульфхеру было семнадцать лет, когда он унаследовал престол после смерти Пэды сына Пенды. Таким образом, вероятно, он родился в конце 30-х годов VII века. Ничего не известно о детстве Вульфхера. У него были два брата Пэда и Этельред, и две сестры, Кинебурга и Кинесвита; также возможно, что Меревал, король Магонсета, был братом Вульфхера.
После гибели отца Пенды и брата Пэды, вся Мерсия перешла под контроль короля Нортумбрии Освиу. Гегемония была распространённым явлением в отношениях между королевствами в то время, часто принимая форму подчинения более слабого короля более сильному. Однако Освиу пошёл дальше и назначил в Мерсию своих наместников. Эта попытка установить жёсткий контроль над Мерсией провалилась в 658 году, когда три герцога Мерсии, Иммин, Эафа и Эадберт, восстали против Нортумбрии. Беда Достопочтенный сообщает, что они три года скрывали Вульфхера, и когда восстание увенчалось успехом, Вульфхер стал королём[1]. Было высказано предположение, что восстание мерсийцев увенчалось успехом, потому что Освиу, возможно, был занят войной в Стране пиктов, на севере Британии, и потому не смог подавить восстание мерсийцев. Его племянник, пиктский король Талоркан, сын Энфрита, умер в 657 году.
Неясно, насколько Освиу напрямую контролировал южные королевства во время своего правления. Беда Достопочтенный описывает дружбу Освиу и его влияние на Сигеберта из восточных саксов, но в целом на юго-востоке преобладала местная власть, и влияние Освиу вряд ли было особенно сильным. Вульфхер, по-видимому, во многих случаях занял место Освиу. Беда Достопочтенный не упоминает его как одного из правителей, обладавших бретвальдой, но современные историки считают, что возвышение королевства Мерсия началось во время его правления. Он, по-видимому, был фактическим правителем Британии к югу от Хамбера с начала 660-х годов, хотя и не был правителем Нортумбрии, как его отец.
Документ под названием «Племенное Землевладение» может датироваться периодом правления Вульфхера. Он был составлен до того, как многие небольшие группы народов были поглощены более крупными королевствами, такими как Мерсия. В нём перечислены народы англосаксонской Англии, а также дана оценка в гайдах — единицах измерения площади. Трудно точно определить дату создания «Племенного Землевладения»; возможно, он был записан во время правления Вульфхера, но другие предполагаемые даты относятся к правлению Оффы (757—796) из Мерсии, Эдвина (585—633) или Освиу (612—670) из Нортумбрии.
Христианизация Мерсии

Британия была христианизирована при римлянах, но пришедшие англосаксы исповедовали свою исконную религию (англосаксонское язычество), и церковь в Великобритании ограничивалась выжившими британскими королевствами в Шотландии и Уэльсе, а также королевством Думнония на юго-западе Англии. Миссионеры из Рима начали обращать англосаксов в христианство в конце VI века, и этот процесс активно шёл во время правления Пенды, хотя сам Пенда оставался язычником на протяжении всей своей жизни. Сохранились записи о крещении других королей в то время — Кинегильс Уэссекский был крещён примерно в 640 году, а Эдвин Нортумбрийский принял христианство в середине 620-х годов. Однако более поздние короли, такие как Кэдвалла Уэссекский, правивший в 680-х годах, при вступлении на престол были язычниками.
Беда Достопочтенный пишет, что после того, как Вульфхер стал королём, «они [мерсийцы], освободившись и поставив себе короля, поклялись служить истинному царю Христу ради вечного спасения на небесах»[2]. В то время как отец Вульфхера отказался принять христианство, а Пэда, по-видимому, принял его, чтобы жениться на дочери Освиу, дата и обстоятельства обращения Вульфхера в христианство неизвестны. Было высказано предположение, что он принял христианство в рамках соглашения о примирении с Освиу. Беда Достопочтенный пишет, что за два года до смерти Пенды его сын Пэда принял христианство, отчасти под влиянием сына Освиу Эльфрита, который женился на сестре Пэды Кинебурге[3]. Пэда привёз христианскую миссию в Мерсию, и, возможно, именно тогда Вульфхер стал христианином. Брак Вульфхера с Эорменгильдой из Кента привёл Мерсию к тесному контакту с христианскими королевствами Кент и Меровингской Галлии, которые были связаны родственными узами и торговлей. Таким образом, политические и экономические выгоды от этого брака, возможно, также повлияли на обращение Вульфхера в христианство.
При нём в Мерсии появился первый епископ, Трумхер[4], однако наиболее известными церковными деятелями его эпохи являются епископы Яруман, Чед Мерсийский и Вильфрид Йоркский[5]. Отношения Вульфхира с епископом Вильфридом описаны в «Житии Вильфрида» Стефаном Рипонским. В 667—669 годах, когда Вильфрид жил в Рипоне, Вульфхир часто приглашал его в Мерсию, когда требовались услуги епископа. По словам Стефана, Вульфхер наградил Вильфрида «множеством земельных участков», на которых Вильфрид «вскоре основал монастыри для служителей Бога».
При его правлении основанное его братом Пэдой аббатство в Медесхемстеде (в современном Питерборо) стало весьма процветающим. Король был очень привязан к нему и согласно Англосаксонской хронике не жалел на него ни серебра, ни золота, ни земель. Монастырь был достроен в 664, на седьмом году правления короля Вульфхера и торжественно освящён. Дарения земель монастырю засвидетельствовали помимо Вульфхера, король Нортумбрии Освиу, короли Эссекса Сигхер и Себби, брат короля Этельред, его сестры Кинебурга и Кинесвита, а также архиепископ Деусдедит, мерсийский епископ Яруман и ещё многие церковные деятели той эпохи[6].
Западные саксы, южные саксы и Хвикке
Вульфхер проводил активную завоевательную политику по отношению к соседям. В 661 году Вульфхер упоминается в «Хрониках» как разорявший Эскесдун на территории западных саксов[7]. Гевессы, которых считают изначальной народностью, от которой произошли западные саксы, по-видимому, изначально поселились в верховьях долины Темзы, и сохранившиеся записи VI века свидетельствуют об их активности в этом регионе. Возрождение Мерсии при Вульфхере поставило их под серьёзное давление. Также в начале 660-х годов западносаксонская епархия Дорчестер в том же регионе была разделена, и в Винчестере было основано новое епископство. Это решение, вероятно, было реакцией на продвижение мерсийцев в традиционный центр западных саксов, в результате чего Дорчестер оказался опасно близко к границе. Через несколько лет Дорчестерский собор был заброшен; точная дата неизвестна, но, вероятно, это произошло в середине 660-х годов.
Помимо нападения на Эскесдун, Вульфхер в 661 году совершил набег на остров Уайт. Впоследствии он передал остров и территорию Меонвар, которая располагалась вдоль реки Меон на материке к северу от острова Уайт, своему крестнику, королю Этельвальду из Южной Саксонии. Согласно Беде, король Этельвальд был крещён незадолго до 675 года. Если это так, то король Вульфхер владел островом Уайт около четырнадцати лет, прежде чем передать его королю южных саксов. Вполне вероятно, что правящая династия на острове в какой-то степени считала эти договорённости приемлемыми, поскольку западные саксы под предводительством Кэдваллы истребили всю семью, когда в 686 году напали на остров[8][9]. После завоевания острова Уайт Вульфхер приказал священнику Эоппе крестить жителей. Согласно Хронике, это был первый случай, когда христианское крещение пришло на остров[10][11].
В начале 670-х годов Кенвал Уэссекский умер и, согласно Беде, Западно-Саксонское королевство распалось на части и стало управляться вассальными королями. В конце концов эти вассальные короли были побеждены, и королевство воссоединилось, вероятно, под властью Кэдваллы, но, возможно, и Кентвина. Через десять лет после смерти Вульфхера западные саксы под предводительством Кэдваллы начали агрессивную экспансию на восток, остановив продвижение Мерсии.
Помимо того, что Этельвальд, король южных саксов, был крестником Вульфхира, он был связан с мерсийцами узами брака. Его женой была королева Эафа, дочь Эанфрита из Хвикке, племени, территория которого находилась к юго-западу от Мерсии. У Хвикке была своя королевская семья, но, судя по всему, на тот момент они уже подчинялись Вульфхере: брак между Этельвальдом и Эафой вполне мог состояться при дворе Вульфхера, поскольку известно, что Этельвальд был обращён в христианство там[12]. Королевство Хвикке иногда считают творением Пенды, но не менее вероятно, что королевство существовало независимо от Мерсии, а растущее влияние Пенды и Вульфхера в этом регионе представляло собой расширение власти Мерсии, а не создание отдельного государства.
Восточная Англия и восточные саксы
В 664 году Этельвольд король Восточной Англии умер, и ему наследовал Эльдвульф, правивший в течение пятидесяти лет. Почти ничего не известно об отношениях Мерсии с Восточной Англией в то время; ранее Восточная Англия находилась под властью Нортумбрии, но нет никаких свидетельств того, что это продолжалось и после прихода к власти Вульфхера. Свитхельм из Восточной Саксонии также умер в 664 году; ему наследовали два его сына, Сигхер и Себби, и Беда Достопочтенный описывает их восхождение на престол как «правление … при Вульфхере, короле Мерсии». Чума, разразившаяся в том же году, заставила Сигхера и его народ отречься от христианства, и, согласно Беде, Вульфхер отправил Ярумана, епископа Личфилда, чтобы обратить восточных саксов в христианство. Яруман действовал с великим благоразумием, поскольку был человеком религиозным и добрым; проехав повсюду, он преуспел в возвращении народа и короля Сигхера на путь праведности. В результате они забросили или разрушили воздвигнутые ими капища и алтари и вновь открыли церкви[13]. Яруман был не первым епископом Личфилда; Беда упоминает его предшественника Трумхера, но ничего не известно о деятельности Трумхера или о том, кто его назначил.
Из этих событий очевидно, что влияние Освиу на юге к тому времени ослабло, если не исчезло вовсе, и что Вульфхер теперь доминировал в этом регионе. Это становится ещё более очевидным в следующие несколько лет, когда где-то между 665 и 668 годами Вульфхер продал кафедру Лондона некому Вине, который был выслан из западно-саксонской епархии Кенвалом[14]. Лондон же в тот период находился в пределах территории восточных саксов. Судя по археологическим свидетельствам, примерно в это время среднесаксонское поселение в Лондоне начало значительно расширяться; центр англосаксонского Лондона находился не в старом римском центре, а примерно в миле к западу от него, там, где сейчас находится Стрэнд. Вульфхер, возможно, контролировал город, когда началось это расширение.
Эрконберт был королём Кента при воцарении Вульфера, и две семьи соединились, когда Вульфер женился на дочери Эрконберта Эорменхильде. В 664 году сын Эрконберта Эгберт унаследовал кентский трон. Ситуация в Кенте после смерти Эгберта в 673 году четко не зафиксирована. Похоже, что прошёл год, прежде чем Хлотхер, брат Эгберта, стал королём. Вульфхер, возможно, был заинтересован в наследовании престола, поскольку благодаря своему браку с Эорменхильдой он приходился дядей двум сыновьям Эгберта, Эдрику и Вихтреду. Было высказано предположение, что Вульфер действовал как эффективный правитель Кента в период междуцарствия между смертью Эгберта и восшествием на престол Хлотхера. Ещё одна связь Мерсии с Кентом была через Меревала, короля Магонсета, и, следовательно, подчинение Вульферу. Меревал, который, возможно, был братом Вульфера, был женат на сестре Хлотхера, Эорменбурхе.
Суррей никогда не был независимым королевством, но, по крайней мере, был провинцией, которая в разное время находилась под контролем разных соседей. Им правил Эгберт до начала 670-х годов, когда в хартии Вульфхер подтверждает дарение, сделанное епископу Эорценвальду Фритвуолдом, королём-наместником в Суррее, который, возможно, простирался на север до современного Бакингемшира. Сам Фритувольд, вероятно, был женат на Вильбурге, сестре Вульфхера. Хартия, составленная в Таме, датируется 673—675 годами, и, вероятно, именно смерть Эгберта побудила Вульфхера вмешаться. Свидетель по имени Фритурик упоминается в хартии, составленной во время правления преемника Вульфхера, Этельреда, и сделавшей пожертвование монастырю в Питерборо. Аллитерация, распространённая в англосаксонских династиях, привела к предположению, что эти двое мужчин могли происходить из династии среднеанглийских королей, и Вульфхер, возможно, посадил Фритувольда на трон Суррея. Хартию засвидетельствовали три других короля, названные Осриком, Вигхердом и Этельвольдом; их королевства не указаны, но в хартии упоминается Соннинг, провинция на территории современного восточного Беркшира, и, возможно, один из этих королей был правителем Суннингаса, народа этой провинции. Это, в свою очередь, означало бы, что Вульфхер к тому времени уже правил этой провинцией.
Влияние Вульфхира на линдсфаров, чья территория, Линдси, находилась на территории современного Линкольншира, известно из сведений о епископской власти. По крайней мере, один из мерсийских епископов Личфилда, Винфрит, стал епископом после смерти Чеда в 672 году. Кроме того, известно, что Вульфхер отдал Чеду землю в Барроу-на-Хамбере, в Линдси, под монастырь. Возможно, Чед также обладал там властью как епископ, вероятно, не позднее 669 года. Возможно, политическая основа для мерсийского епископского контроля над Линдесфарой была заложена в начале правления Вульфхира, при Трумхире и Ярумане, двух епископах, предшествовавших Чеду.
Поражение и смерть
В 674 году Вульфхер почувствовал себя настолько сильным, что решил напасть на сына Освиу Эгфрита. В «Житии Вильфрида» Стефана Рипонского говорится, что Вульфхер «поднял все южные народы против [Нортумбрии]». Беда Достопочтенный не сообщает о сражении, и оно не упоминается в «Англосаксонской хронике», но, по словам Стефана, Экгфрит победил Вульфхера, заставив его сдать Линдси и заплатить дань[15].
Вульфхер пережил это поражение, но, очевидно, в результате потерял часть контроля над югом. В 675 году Эсквин, один из королей западных саксов, сражался с ним при Биданхефде[16]. Неизвестно, где произошло это сражение (по-видимому, всё же в нынешнем графстве Уилтшир), а также, кто был победителем. Генрих Хантингдонский, историк XII века, имевший доступ к ныне утраченным версиям «Англосаксонской хроники», полагал, что мерсийцы одержали победу в этом «ужасном сражении», и замечал, что Вульфхер унаследовал «доблесть своего отца и деда». Другие историки, однако, предполагают, что Эсквину удалось остановить нашествие мерсийцев на Уэссекс.
Вульфхер умер в 675 году[17] после 17 лет правления[18][19]. Причиной смерти, по словам Генриха Хантингдонского, была болезнь. Ему было около тридцати пяти лет. Считается, что его вдова, Эорменхильда, позже стала аббатисой Эли. Этельред, брат Вульфхера, унаследовал трон и правил почти тридцать лет. Этельред отвоевал Линдси у Нортумбрии через несколько лет после своего восшествия на престол, но в целом он не смог сохранить господство на юге, достигнутое Вульфхером.
От правления Вульфхера сохранились две грамоты дарения земли. В одной из них, «Вульфхер, король Мерсии» подтвердил передачу земель церкви Святого Петра в Чертси грамотой, датированной 666 годом. В другой, «Вульфхер, король Мерсии» пожаловал землю в Диллингтоне, Хартфордшир, «Берхферту, моему соседу» грамотой от 674 года, подписанной «Эадбрихтом, принцем» и «Кинредом, принцем».
Брак и дети
- Вульфхер был женат на Эрменхильде (также Эрменильда), дочери короля Кента Эрконберта и его жены Сексбурги из Восточной Англии. Дата этого брака не известна, также как не сохранились в самых ранних источниках и сведения о детях от этого брака. Вильям Мальмсберийский называет «Эрконготу и Эрменильду» двумя дочерьми короля Эрконберта и его жены, упоминая брак Эорменгильды с Вульфхером, королём Мерсии, и её погребение в Или, где она была аббатисой после своей матери. В генеалогиях Иоанна Вустерского также упоминается, что вторая дочь «короля Эрконберта и Саксбурги… святая Эрменхильда» вышла замуж за «короля Мерсии Ульфрика».
- Эдберт. «Эдбритт, принц» подписал хартию «Вульфхера, короля Мерсии» от 674 года. Нет никаких указаний на его родственные связи с королём Вульфхером, но следует рассмотреть возможность того, что он был близким родственником, особенно учитывая, что в той же хартии не указано родство его сына короля Кенреда. Поскольку имя Эдберта в хартии указано раньше, чем имя Кенреда, вероятно, он занимал более высокое положение. Если они были братьями, то то, что его имя указано первым, указывает на то, что он был старше. Однако также возможно, что «старшинство» может означать приоритет в будущей преемственности, и в этом случае Эдберт мог быть братом Вульфхера.
- Кенред. Вильям Мальмсберийский называет «Кенреда и Варабургу» детьми короля Вульфхера и его жены. «Кинред принц» подписал хартию «Вульфхера, короля Мерсии» от 674 года. Беда Достопочтенный называет «Кенреда» преемником Этельреда I, короля Мерсии, но не указывает на родственные связи между ними[20]. Он сменил своего дядю в 704 году на посту короля Мерсии[21].
- Вербурга. Вильям Мальмсберийский называет «Кенреда и Варабургу» детьми короля Вульфхера и его жены, уточняя, что последняя была «святой девой, похороненной в Честере», куда её тело было перенесено, чтобы спасти его от «набегов датчан». В «Житии Вербурги» описывается жизнь дочери короля Вульфхера, упоминаются её предполагаемые братья «Вульфад и Руфин» (предположительно убитые своим отцом после того, как поддержали отказ Вербурги выйти замуж) и говорится, что Вербурга присоединилась к своей тёте в Или, где к ней присоединилась её мать «Эрменильда» после смерти отца.
- Эдбурга. В «Истории монастыря Святого Петра в Глостере», написанной в XI веке, говорится о том, что король Этельред пожаловал землю для основания монастыря Святого Петра в Глостере и назначил настоятельницей «Кенебургу, свою сестру», а затем «Эдбургу, свою супругу… которая прежде была королевой Мерсии, женой короля Вулфреда». Это единственное найденное на данный момент упоминание о предполагаемом втором браке короля Вульфхера, более позднее упоминание в том же источнике, уточняет, что она была «Эдбургой… бывшей королевой Вульфхера, короля». В «Истории Глостерского собора Святого Петра» упоминается смерть в 735 году аббатисы «Эдбурги» и её погребение в монастыре. В календаре Эхтернахского монастыря есть запись «VIII Id Oct Eodburgæ virginis».
- Ева. В «Истории монастыря Святого Петра в Глостере» говорится о назначении «Евы, которая была женой и королевой Вульфхера, сына короля Пенды» настоятельницей монастыря после Эдбурги (также упомянутой в том же источнике как жена короля Вульфхера), о её смерти в 767 году и погребении в монастыре. Это единственное известное на данный момент упоминание о предполагаемой третьей жене короля Вульфхера, но указанная дата её смерти указывает на то, что к этому следует относиться с большим подозрением. Если она действительно была женой короля, то брак, должно быть, был заключён, когда она была ещё младенцем, и, должен быть, был полигамным, поскольку не было найдено упоминаний о том, что король отказался от Эдбурги. В любом случае, её имя нетипично для современных англосаксонских имён.
Святой Вульфэд, которого белый олень привёл во время охоты в лесу вместе с его братом Руффином к скиту святого Чеда, был обращён этим святым в христианство. Это вызвало сильное недовольство его отца, который вернулся к язычеству и убил обоих сыновей за их поступки. Вульфэд был убит своим отцом в Стоуне в Стаффордшире, а Руффин — в Берстоне. Их мать основала Стоунский монастырь на месте захоронения обоих своих сыновей.
Примечания
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 24.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 24.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 21.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 21.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. IV, 3.
- ↑ Англосаксонская хроника, 656.
- ↑ Англосаксонская хроника, 661.
- ↑ Англосаксонская хроника, 686.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. IV, 16.
- ↑ Англосаксонская хроника, 661.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. IV, 13.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. IV, 13.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 30.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 7.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. IV, 12.
- ↑ Англосаксонская хроника, 675.
- ↑ Англосаксонская хроника, 675.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 24.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. V, 24.
- ↑ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. V, 13.
- ↑ Англосаксонская хроника, 704.
Литература
Первичные источники
- Англосаксонская хроника / Пер. с др.-англ. З. Ю. Метлицкой. — СПб.: Евразия, 2010. — 288 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-91852-013-0.
- Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов = Historia ecclesiastica gentis Anglorum / Пер. с лат., вступ. статья, комментарии В. В. Эрлихмана. — СПб.: Алетейя, 2001. — 363 с. — (Pax Britannica). — ISBN 5-89329-429-7.
Исследования
- Северная Европа // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 2.