Перейти к содержанию

Освальд (король Нортумбрии)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Освальд
англ. Saint Oswald
Витраж с изображением святого Освальда в Глостерском кафедральном собореВитраж с изображением святого Освальда в Глостерском кафедральном соборе
634 — 5 августа 642
Предшественник Энфрит и Осрик
Преемник Освиу и Освин

Дата рождения около 605
Дата смерти 5 августа 642(0642-08-05)
Место смерти местечко Мазерфельт в Мерсии около современного Освестри
Место погребения монастырь Барденей в провинции Линдсей (ныне Бардни в Линкольншире)
Род Идинги
Отец Этельфрит
Мать Аха
Супруга Кинебурга Уэссексская
Дети сын: Этельвальд

О́свальд (Освальд Свято́й) — король Нортумбрии, правил в 634 — 642 годах. Из династии Идингов.

Сын Этельфрита, короля Нортумбрии, который около 616 года погиб в битве, Освальд был вынужден укрыться в Шотландии, где был обращен в христианство монахами Айоны. В 634 году Освальд отвоевал королевство своего отца и расширил его. Он проявил себя как доблестный и миролюбивый человек и внёс вклад в евангелизацию страны. Освальд погиб в битве с королем Мерсии Пендой. Погибший за свою страну и веру, король Освальд стал глубоко почитаемым святым на Британских островах, а также в Нидерландах, Германии и Швейцарии.

Правление

Источники по правлению Освальда

Основной источник сведений об Освальде — «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного. Важные сведения об Освальде, альтернативные англосаксонской традиции, представлены в «Житии святого Колумбы», составленном святым Адомнаном, аббатом монастыря Айона (Иона), в ирландских анналах, восходящих к несохранившейся «Хронике Ионы», а также в валлийских исторических сочинениях «История бриттов» и «Анналы Камбрии». Рассказ об Освальде в написанной Алкуином поэме о епископах, королях и святых Йорка в основном представляет собой пересказ «Церковной истории» Беды Достопочтенного, однако с несколько измененными акцентами. Посвященные Освальду памятники житийной литературы главным образом основываются на сочинении Беды и почти не содержат независимых аутентичных сведений о его жизни. Наиболее ранний из них — краткая заметка (под 5 августа) в Древнеанглийском Мартирологе (составлен в IX веке, возможно в Мерсии). Сказание об Освальде было включено Эльфриком, настоятелем монастыря Эйншем (ок. 950 — ок. 1010 годов), в написанный на древнеанглийском языке сборник «Жития святых». Первое латиноязычное Житие Освальда создал между 1052 и 1059 годами монах Дрогон из аббатства святого Виннока в Берге (Фландрия). Дрогону принадлежат также две проповеди, посвященные Освальду. Во 2-й половине XI века в Дареме, который стал одним из главных центров почитания Освальда в Англии, было создано Житие Освальда, представляющее собой отрывки «Церковной истории» Беды Достопочтенного с добавлением рассказов о нескольких посмертных чудесах (самая ранняя рукопись кон. XI или нач. XII века). Во 2-й половине XII века было написано Житие Освальда, его автором традиционно считается даремский монах Реджинальд Колдингемский (умер ок. 1190 года). Текст в трёх книгах, разделенный на 68 глав, плохо структурирован и, возможно, остался незавершенным. В нём использован материал из сочинения Беды Достопочтенного, Жития святого Колумбы, родословных королей Нортумбрии, произведений английских историков XII века (Симеона Даремского, Генриха Хантингдонского), приведено несколько дополнительных подробностей (например, имя жены Освальда — Кинебурга), достоверность которых сомнительна. При описании посмертных чудес Реджинальд активно привлекал устную традицию. В XIII веке по заказу Мартина из Рамси, аббата монастыря Питерборо (1226—1233 годы), поэт Генрих Авраншский написал на латыни стихотворное «Житие Освальда», также основанное на истории, составленной Бедой Достопочтенным, но имеющее параллели и с более ранними прозаическими «Житиями». Заметки об Освальде в позднесредневековых агиографических сборниках, например, в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (XIV век), по-видимому, не содержат дополнительных аутентичных сведений.

Родственные связи и приход к власти

Святой Освальд

Освальд родился около 605 года, если верить рассказу Бедды, что он погиб на 38-м году жизни[1]. Он был вторым сыном Этельфрита, короля Нортумбрии. Его матерью была Аха, сестра Эдвина, короля Нортумбрии, и дочь Эллы[2]. Таким образом, по отцовской линии он был из рода Иды из Берниции, а по материнской линии — из королевского дома Дейры. Когда его отец был побеждён и убит Редвальдом в 616 году, он и его братья были изгнаны из Нортумбрии, и Освальд, сопровождаемый группой знатных юношей, укрылся у скоттов в Айоне, где он был обращён в христианство и крещён. После смерти Эдвина, убитого в 633 году в битве при Хитфилде объединёнными силами Кадваллона (Кэдваллы) и Пенды, Осрик получил королевство Дейра, а старший брат Освальда, Энфрит, был принят народом Берниции в качестве короля. Но когда в 634 году Энфрит был предательски убит, когда он собирался встретиться с бриттским королём Кадваллоном (Кэдваллой), чтобы просить мира, Освальд двинулся с севера с небольшой армией и расположился лагерем в местечке недалеко от римской стены, которое Беда называл Хэвенфельд или Небесное поле[3], а Ненний — Катскаул[4], и которое, как предполагается, было местом обитания Святого Освальда, примерно в семи милях к северу от Хексема в Нортумберленде. Там, как Освальд рассказал аббату Сегину в присутствии аббата Файлба, который рассказал эту историю Адамнану, ему в видении явился Святой Колумба и повелел ему дать врагам битву следующей ночью, обещая ему победу[5]. Он приступил к установке креста и, поскольку времени было мало, держал его собственными руками, пока его люди закрепляли его в земле. Когда наступил рассвет, он вступил в битву с Кэдваллой, и победил его, нанеся большое поражение. Кедвалла был убит у ручья под названием Денисесбурна (ручей Дениса), притока реки Роули[6]. Крест Освальда долгое время был объектом почитания. Братия монастыря в Хексеме имели обыкновение каждый год совершать к нему процессию в день, предшествующий дню смерти короля, чтобы молиться за его душу и служить перед ним мессу, и они построили там церковь, которая пользовалась особым почётом; поскольку до воздвижения креста Освальда не было никакого символа христианства, никакой церкви или алтаря в землях Берниции[7].

Усилия по христианизации Нортумбрии

Победа Освальда положила конец короткому периоду валлийского успеха на севере. Она дала ему королевскую власть над обеими землями Нортумбрии и открыла путь в Англию шотландским миссионерам. Он жил в основном в Беббанбурге (Бамборо), столице королей Берниции, и попросил своих ранних учителей, монахов Айоны, прислать ему епископа, чтобы тот проповедовал Евангелие его народу. Первый миссионер, посланный к нему, имел небольшой успех, поскольку он был суровым человеком, и народ его не любил[8]. По возвращении его на Айону, Айдан был отправлен занять его место. Освальд трудился с ним, распространяя Евангелие, дал ему остров Линдисфарн, который он выбрал для своей епархии, присутствовал на его служениях и, поскольку Айдан нетвердо знал язык англов, а король, в совершенстве изучил язык скоттов за время долгого изгнания, переводил его слова своим приближенным и советникам. Христианство быстро распространялось, строились церкви, а земли отдавались монастырям, которые населяли шотландские монахи[9]. В Дейре Освальд завершил церковь, которую Эдвин начал строить в Йорке[10]. Там также широко был принят шотландский обряд, хотя Иаков, дьякон Паулина, остался на своем посту и имел большой успех в качестве миссионера[11]. Освальд был скромным, любезным и милосердным к бедным. Однажды на Пасху, когда Айдан обедал с ним, и перед ним поставили серебряное блюдо, уставленное королевскими яствами, как раз в тот момент, когда король и епископ подняли руки, чтобы произнести молитву, служитель, обязанный докладывать о всех приходящих, вошел и сказал королю, что у входа во дворец собралось великое множество бедняков из всех областей, просящих милости у короля. Освальд приказал, чтобы им отдали приготовленную для него еду, а серебряное блюдо разрубили на мелкие кусочки и распределили между ними. Схватив правую руку короля, Айдан сказал: «Да будет эта рука нетленной». Беда верил, что молитва епископа была услышана[12].

Бретвальда

Список восьми бретвальд, перечисленных в записи за 827 год в Англосаксонской хроникк

Говорят, что Освальд имел более обширные владения, чем любой из его предков, и принял в своё владение народы четырех языков, на которых говорили в Британии — бриттов, пиктов, скоттов и англов[13]. Поэтому он должен был обладать большой властью на северо-западе и, вероятно, считался сюзереном валлийцев Стратклайда. Поскольку, как говорят, у него было королевство с теми же границами, что и у Эдвина[14], он должен был иметь власть над долиной Трента и, безусловно, был верховным правителем в Линдси, где к нему относились с враждебными чувствами[15]. Хотя, возможно, было бы слишком смело утверждать, что Пенда убил сына Эдвина Эдфрида, который жил при его дворе, по настоянию Освальда, кажется вероятным, что это преступление, которое, как многозначительно отмечает Беда, было совершено во время правления Освальда[16], было вызвано желанием мерсийского короля угодить ему, хотя не исключено, что у Пенды были свои мотивы для убийства. В Кенте Эдбальд находился под влиянием Освальда настолько, что это заставило его сестру Этельбургу, вдову Эдвина, отправить своих детей во Франкское государство к своему родственнику Дагоберту I, опасаясь за их жизни[17]. Его верховенство, очевидно, было признано королём Уэссекса Кинегильсом; он стал крёстным отцом Кинегильса, когда тот был крещён в Дорчестере в 635 году. Оба короля даровали этот город епископу Бирину для его епископской кафедры[18]. Беда, который называет его «христианнейший король Нортумбрии», считает его шестым бретвальдом[19], а Адамнан называет его «императором всей Британии».

Гибель короля

В 642 году между ним и Пендой, королем Мерсии, была война, и 5 августа он был побежден и убит Пендой в жестокой битве в местности, названной в тексте Беды Достопочтенного Мазерфельт, а в валлийских источниках — Майс-Когви (Maes-Cogwy). В XII веке Реджинальд Колдингемский впервые отождествил эту местность с городом Озуэстри (графство Шропшир близ границы с Уэльсом; название происходит от древнеанглийского Oswaldestreow — «дерево Освальда», в валлийских источниках Croesoswald — «крест Освальда»). Большинство современных исследователей приняли данную идентификацию. То, что оно находится за пределами Нортумбрии, косвенно доказывает, что Освальд сам вторгся во владения Пенды. Победа была одержана, согласно одному из отчётов, с помощью коварства[20], а согласно другому из-за неожиданности нападения. Когда Освальд увидел себя окруженным своими врагами, и понял, что пришёл его конец, он помолился за души своих солдат, и слова — «Да помилует Бог души их, как сказал Освальд, падая наземь», — стали поговоркой на севере[21]. Он умер на тридцать восьмом году жизни[22]. Его женой была дочь Кинегилса, короля Уэссекса, чьё имя, как говорят, было Кинебурга; от нее у него был сын по имени Этельвальд. Говорят, что после смерти мужа Кинебурга приняла постриг. Реджинальд, писавший в XII веке со слов, данных ему неким братом госпитальером в Йорке, который сказал, что нашёл подробности в старой английской книге, описывает Освальда как высокого человека с голубыми глазами, желтыми волосами, длинным лицом и тонкой бородой; его губы были довольно маленькими, и на них играла добрая улыбка; его руки были длинными и свидетельствовали о силе. У Ненния он назван «Ламнгвином»[23], что, как говорят, по-валлийски означает «белая рука» или «свободная рука», вероятно, в связи с предполагаемой неподкупностью руки, благословленной Айданом.

Правил Освальд согласно источникам 9 лет, но как тут же замечает Беда Достопочтимый, ему был приписан год, чтобы истребить память об вероотступниках его предшественниках, королях Энфрите и Осрике[24][25][26], таким образом в действительности его правление составляло 8 лет.

Посмертное почитание

Даремский собор, в котором покоятся мощи святого Освальда

После битвы при Мазерфельте Пенда приказал отрубить голову, руки и предплечья Освальда и воткнуть их на колья. Место, где он упал, и пыль той земли творили чудеса[27]. Его тело несколько лет спустя было передано его племянницей Остритой, дочерью его брата Освиу и женой Этельреда, короля Мерсии, в монастырь в Бардни[англ.] в Линдси. Монахи сначала не хотели принимать его, поскольку, хотя они и признавали святость короля, они вспоминали его с неприязнью как чужака для своего народа, который имел над ними верховную власть. Чудо побудило их отнести тело в свою церковь, где они положили его в гробницу с крестом на каждом конце и с королевским знаменем, украшенным золотом и пурпуром, висящим над ним[28]. Впоследствии там творились чудеса. Алкуин упоминал, что Оффа, король мерсийцев, украсил гробницу золотом, серебром и драгоценными камнями. Ко времени Реджинальда в Бардни оставалось только три кости короля. Реликвии хранились небрежно и исчезли во время датских вторжений, будучи унесенными набожными людьми. Из них главными были Этельфледа, «леди мерсийцев», и её муж Этельред, которые основали монастырь в Глостере в честь Святого Освальда около 909 года и перенесли туда его кости. Они были перенесены в более почетную святыню Томасом II, архиепископом Йоркским, в правление Генриха I; Реджинальд, биограф Освальда, присутствовал на церемонии.

Реликварий с главой Освальда, короля Нортумбрии. 1185—1189 годы. Музей собора в Хильдесгайме

Голова и руки Освальда были сняты со столбов, на которых они были наколоты, его руки были перенесены в Бамборо, где они были помещены, будучи свободными от тления, в серебряную раку в церкви Святого Петра и были объектом почитания[29]. Симеон Даремский заявляет, что в его время правая рука короля была, согласно молитве Айдана, сохранена нетленной; что монах из Дарема по имени Свартебранд часто видел её, и что она была завернута в покров. Со временем в Бамборо с реликвиями короля обращались пренебрежительно, и монах из Питерборо украл правую руку и отнес её в свой монастырь, который впоследствии обогатился многими приношениями. Голова Освальда была захоронена в Линдисфарне[30], и, как говорят, на том месте с небес пролился свет. Услышав это, его родственники перевезли голову в Бамборо, где некоторое время её почитали, и когда, как и другие реликвии, ею пренебрегли, считалось, что святой Кутберт явился некоему старцу и повелел ему забрать её, что он и сделал с помощью хитрости, о которой Реджинальд рассказал со слов Элреда из Риво. Она была доставлена ​​в Линдисфарн, и когда монахи там бежали от датчан в 875 году, они поместили её в гроб Святого Кутберта, который они носили с собой в разные места, пока после долгих скитаний она не нашла последнего пристанища в Дареме в 998 году. Голова находилась в гробу при перенесении Святого Кутберта в 1104 году, и когда гроб был открыт в 1828 году. Реджинальд дает её длинное описание. Другие реликвии Святого Освальда — его скипетр, его рог из слоновой кости, его штандарт и некоторые части его доспехов — были сохранены в Дареме, где его память очень почитается. Его день — 5 августа. Помимо «Жития», написанного Реджинальдом, существуют рукописные жития, основанные на Беде в Тринити-колледже Кембриджа, и в библиотеке Капитула в Питерборо.

Примечания

  1. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 9.
  2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 6.
  3. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 2.
  4. Ненний. История бриттов, 64
  5. Адамнан. Житие Святого Колумбы, книга I, глава I
  6. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 1.
  7. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 2.
  8. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 5.
  9. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 3.
  10. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. II, 14.
  11. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. II, 20.
  12. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 6.
  13. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 6.
  14. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. II, 5.
  15. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 11.
  16. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. II, 20.
  17. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. II, 20.
  18. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 7.
  19. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. II, 5.
  20. Ненний. История бриттов, 65
  21. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 12.
  22. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 9.
  23. Ненний. История бриттов, 64
  24. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 1.
  25. Англосаксонская хроника, 634.
  26. Ненний. История бриттов, 64
  27. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 9, 10.
  28. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 11.
  29. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 12.
  30. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов, кн. III, 12.

Литература

Первичные источники
Исследования

Ссылки