Перейти к содержанию

Воспоминание о Флоренции

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Воспоминание о Флоренции
Фрагмент трио Скерцо Allegretto moderato Струнного секстета (автограф партитуры, первая редакция, впервые опубликован в Бостоне в 1892 году)Фрагмент трио Скерцо Allegretto moderato Струнного секстета (автограф партитуры, первая редакция, впервые опубликован в Бостоне в 1892 году)
Композитор Пётр Ильич Чайковский
Форма секстет для струнных инструментов
Тональность ре минор
Продолжительность около 37 минут
Дата создания Первая редакция — 1890 год. Вторая редакция создана в 1892 году
Место создания Первая редакция — село Фроловское вблизи города Клин. Вторая редакция — Париж, Франция
Номер опуса 70
Номер по каталогу TchH 118[1], ČW 94[2]
Посвящение Санкт-Петербургскому обществу камерной музыки
Дата первой публикации июнь 1892
Место первой публикации издательство Петра Юргенсона (вторая редакция)
Место хранения автографа Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского
Части 1. Allegro con spirito
2. Adagio cantabile e con moto
3. Allegretto moderato
4. Allegro vivace
Исполнительский состав
2 скрипки, 2 альта, 2 виолончели
Первое исполнение
Дата 25 ноября 1890 года (первая редакция), 24 ноября 1892 года (вторая редакция)
Место гостиница «Россия» на Мойке у Красного моста в Санкт-Петербурге (первая редакция), собрание Петербургского отделения Русского музыкального общества, Санкт-Петербург (вторая редакция)

«Воспоминание о Флоренции» ре минор (итал. d--moll), op. 70 (в «Тематическом и библиографическом каталоге произведений П. И. Чайковского» — ČW 94, а в англоязычном тематико-систематическом каталоге Bloomington & Indianapolis 2002 года — TchH 118) — одно из последних крупных сочинений российского Петра Ильича Чайковского для секстета для струнных инструментов, первый вариант был создан в летние месяцы 1890 года в селе Фроловское в окрестностях Клина, вторая редакция относится к 1892 году и создана в Париже.

Создание первой версии Секстета

21 сентября 1886 года Пётр Ильич Чайковский был избран почётным членом Санкт-Петербургского общества камерной музыки. Об этом композитора в официальном письме уведомил председатель Общества, скрипач Евгений Альбрехт. В ответ на это Чайковский писал: «Многоуважаемый Евгений Карлович!… я даю Вам положительнейшее обещание написать и посвятить Обществу какое-либо произведение камерной музыки, за которое примусь тотчас после того, как будет окончен поглощающий теперь все мое время труд (инструментовка „Чародейки“). И только тогда, когда это будет сделано, я почувствую себя до некоторой степени достойным того почётного звания, которым Вы меня удостоили». Оба письма были опубликованы газетой «Музыкальное обозрение» (письмо Альбрехта — 25 сентября, а Чайковского — 30 октября 1886 года)[3].

Документальных свидетельств, почему Чайковский остановил свой выбор на секстете для струнных инструментов, нет. Кандидат искусствоведения Григорий Моисеев предполагал, что Чайковский после длительной паузы в работе над инструментальными ансамблями решил начать с «чистого листа» — с новой для себя жанровой разновидности, или вышел за рамки квартета, ожидая от камерного состава более широких возможностей. Моисеев также допускал, что это решение могло быть результатом договорённости с музыкантами Санкт-Петербургского общества камерной музыки. Впоследствии композитор писал, что обещал им именно секстет. Выполнение обещания растянулось на 1886—1890 годы[4]. Композитор дважды приступал к работе над сочинением секстета — в 1887 и в 1890 году. В первый раз Чайковский принялся за него после окончания партитуры «Чародейки» — в середине июня 1887 года[5].

Ещё раньше началась предварительная работа — Чайковский приступил к изучению камерных партитур европейских классиков[5]. В 1886 году Чайковский приобрел почти целую серию изданий камерной музыки, в которой представлен широкий спектр струнных составов — от трио до нонета. Работа с произведениями из этой серии отражена в дневнике композитора и на страницах самих партитур. Моисеев с удивлением отметил, что как раз струнных секстетов в этой коллекции нет. Он считает, что это отсутствие могло служить для Чайковского дополнительным стимулом к испытанию себя. О сочинении секстета Чайковский впервые обмолвился в дневниковой записи от 16 июня 1887 года (время пребывания на кавказских водах в Боржоми): «Великолепный день. Встал в 7 ут. Чувствовал в течение всей процедуры питья вод какую-то тяжесть и неохоту двигаться. Чай и чтение. Немного сочинял (начало секстета)». Чайковский также сообщал о сочинении секстета в письмах от 20 июня и 27 июня[5]. Больше ни в дневнике, ни в письмах упоминаний о секстете нет. Композитор оставил работу над произведением. Эскизы 1887 года на 2009 год были неизвестны. Моиссев отмечал, что процесс работы над секстетом шёл одновременно с сочинением «Моцартианы[англ.]» — в период усиления влияния классицизма на творчество композитора[6].

Чайковский возле своего дома во Фроловском, 1890

Мысли о секстете не покидали композитора. Он вспоминал о нём в письме к Надежде фон Мекк из Тифлиса от 13 апреля 1888 года. Работу над струнным секстетом композитор возобновил весной — летом 1890 года. Первые наброски с пометой «для финала секстета» (в окончательном тексте они так и не были использованы) зафиксированы на последних страницах эскизной тетради оперы «Пиковая дама». Систематическая работа над произведением началась в середине июня в усадебном доме в селе Фроловское в окрестностях Клина. 12 июня Чайковский сообщил своему другу и коллеге Константину Альбрехту: «Оперу я кончил. Принимаюсь за секстет для стр(унных) инструментов, уже давно обещанный Квартетному обществу Евгения Карловича». Моисеев считал, что композитор начал писать Секстет 13 июня. Работа над ним несколько раз прерывалась. 16—17 июня Чайковский знакомил Александру Губерт, Николая Кашкина и Петра Юргенсона с музыкой «Пиковой дамы»; 29 июня отмечал именины; с 4 по 8 июля ездил в Тульскую губернию к будущему исполнителю партии Германа Николаю Фигнеру. Композитор в переписке утверждал, что на начальном этапе Струнный секстет требовал от него серьёзного напряжения сил[7].

В письме к Модесту Чайковскому композитор так описывал трудности работы: «Я начал его третьего дня и пишу с невероятной натугой; меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно 6 самостоятельных и притом однородных голосов. Это невероятно трудно». Эту же мысль Чайковский проводил в письме Александру Зилоти: Начал писать секстет, и сочинение пока идет очень туго; меня ужасно затрудняет совершенно новая форма изложения; всё время мне кажется, что настоящих шести голосов нет, что я сочиняю, в сущности, для оркестра и только перекладывая на шесть струнных инструментов. Но может быть, как войду в колею, так лучше пойдет[8]. Во Фроловском, где композитор сочинял секстет именно в это время гостил Николай Кашкин. В своих воспоминаниях он отмечал изменение настроения композитора в процессе работы: «Когда мы сходились за обедом или ужином в начале сочинения секстета, Пётр Ильич жаловался, что ему очень трудно совладать с этой задачей; несколько дней спустя он сообщил, что дело идёт лучше, а потом, полушутя, говорил, что иначе, как для секстета, трудно и писать, — так что задача писания для такого сочетания инструментов казалась вполне разрешенной»[9][10]. Кашкин и Чайковский играли Секстет в четыре руки и композитор остался «им совершенно доволен», но преждее, чем отдать в печать, решил его послушать в инструментальной версии[11].

Гостиница Николая Соболева «Россия» на Мойке (современная фотография), где состоялось первое исполнение Первой редакции Секстета

На основе переписки Чайковского Моисеев датировал 30 июня окончание эскизной работы, а к 14 — 20-м числам июля относил работу над созданием партитуры[Прим 1]. 27 июля композитор отвёз её Ларошу для переписки отдельных партий[13]. В августе он планировал пробное исполнение секстета, но оно не состоялось. В связи с болезнью альтиста, который просил не передавать его партию другому исполнителю, пробное исполнение пришлось перенести с начала на ноябрь, а затем на декабрь. В конце концов оно состоялось 25 ноября 1890 года в гостинице «Россия» на Мойке у Красного моста, где в это время остановился прибывший в Санкт-Петербург Чайковский. Исполнителями стали Евгений Альбрехт, Франц Гильдебрандт, Александр Вержбилович, О. Ф. Гилле (Хилле), Александр Кузнецов и Б. К. Гейне. На исполнении присутствовали сам автор, Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Герман Ларош и близкие родственники композитора[14].

Уже тогда Чайковский принял решение переделать Скерцо и Финал[12][15]. 28 ноября 1890 года состоялось первое публичное исполнение Секстета теми же исполнителями на четвёртом собрании Петербургского общества камерной музыки. Концерт был посвящён 25-летию творческой деятельности Чайковского. Композитор был разочарован своим произведением и даже отрицал его художественную ценность. Два года вообще сочинение не звучало, так как Пётр Ильич наложил вето на исполнение первоначальной версии. 2 сентября 1891 года на просьбу Евгения Альбрехта дать разрешение повторно исполнить Секстет композитор ответил: «Секстет я должен непременно переделать. Надеюсь, что это удастся мне в течение осени или начала зимы»[15]. Николай Кашкин в своих воспоминаниях сообщал, что в декабре этого же года спросил Чайковского о судьбе Секстета, и, к своему изумлению, услышал, что «оно никуда не годится и требует капитальной переделки. Положим, огорчённый автор выразился слишком сильно, однако в самом деле на пробе секстета оказалось, что многое, пленявшее нас на бумаге, в исполнении [струнного секстета] нельзя было разобрать»[16].

Создание второй редакции Секстета

Леопольд Ауэр — первая скрипка в струнном секстете Санкт-Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества

С июня 1891 года Чайковский в переписке сообщал о желании создать вторую редакцию Секстета, но был занят работой над балетом «Щелкунчик» и оперой «Иоланта». Композитор начал переработку Секстета в декабре, а в январе 1892 года, находясь за границей, завершил. Он писал 1 января Петру Юргенсону: «…У меня образовались две свободные недели, которые я решил посвятить исправлениям секстета и избрал местопребыванием Париж, где хочу попытаться прожить это время инкогнито…». Моисеев предполагал, что всю работу Чайковский проделал 12—15 января (25—27, по новому стилю), а затем отправил партитуру в Москву Юргенсону для гравировки. О процессе работы над сочинением он позже писал: «Мне в Париже было весело только первые три дня, пока я был занят секстетом; когда я его тебе отправил, то на меня напала тоска и я решился поскорее домой ехать»[15].

Евгений Альбрехт — первая скрипка в струнном секстете Санкт-Петербургского общества камерной музыки, 1895 год

Вторая редакция Секстета была впервые исполнена в Санкт-Петербурге на четвёртом квартетном собрании Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества 24 ноября 1892 года. Исполнители: Леопольд Ауэр, Эммануил Крюгер, Франц Гильдебранд, Сергей Коргуев, Александр Вержбилович, Дмитрий Бзуль[17][18]. Программа концерта предусматривала первым исполнение Секстета, но у одного из исполнителей лопнула струна, а для замены не оказалось запасной. Секстет был отложен и первоначально был исполнен Струнный квартет № 4[англ.] Людвига ван Бетховена[19]. На следующий день Секстет был исполнен на втором заседании Санкт-Петербургского общества камерной музыки[20][19]. По свидетельству газеты «Новости и Биржевая газета» исполнение (Евгений Альбрехт, О. Хилле, Франц Гильдебранд, Б. Гейне, Александр Вержбилович, Александр Кузнецов) было безукоризненным, вызвало «нескончаемые аплодисменты и шумные овации, относившиеся как к исполнителям, так и к присутствовавшему на концерте автору. По окончании концерта, представителями Общества камерной музыки был поднесён П. И. Чайковскому, почётному члену общества, изящный эмалированный жетон, в знак глубокой признательности за посвящение обществу своего секстета»[19].

Именно вторая редакция была издана в июне 1892 года под названием «Воспоминание о Флоренции»[21]. Григорий Моисеев обращал внимание, что до получения данного названия музыка Секстета не порождала у слушателей никаких «итальянских» ассоциаций. После его появления начались активные поиски в нём итальянских мотивов. Сам же Моисеев утверждал: «если даже „итальянское“ в Секстете присутствует, то оно столь же ассимилировано Чайковским, как русская народная песня в теме вариаций Трио». Он анализировал изменения, произведённые во второй редакции Секстета, и констатировал: трио в первой редакции III части «несёт на себе отпечаток тарантеллы», но оно заменено во второй редакции русским танцем, похожим на «Трепак» из балета «Щелкунчик» или на фортепианную пьесу «Приглашение на трепак» (ор. 72, № 18), в побочной же теме финала усилены, напротив, «итальянские» песенные черты, в первой же редакции побочная тема имела гимнический (русский) оттенок. Моисеев указывал, что принадлежность Секстета к последнему периоду творчества композитора заставляет искать в нём некие «ретроспективные» элементы[22].

Моисеев писал, что название «Воспоминание о Флоренции» является важным фактором, который способен повлиять на восприятие сочинения и даже на его оценку, «зачастую поверхностную или негативную». Он предполагал, что оно должно было отсылать слушателей к особому типу музыки — «как программной, так и салонной и развлекательной». Исследователь отмечал, что существует целый круг музыкальных произведений-воспоминаний, отмеченных лирикой, юмором и иронией с подобными названиями, но в них может быть скрыта и скорбь, хотя в завуалированной форме[23]. В то же время, «произведения с названием „воспоминания“ имеют мало общего с таким музыкально-психологическим феноменом, как „модус воспоминания“ и связанными с ним покоем созерцания и самоуглубления…»[24]. Чаще же всего название «Воспоминание о…» указывало на наличие неких местных по происхождению мелодий, или мелодий, которые просто были популярны в данной местности. Иногда, подобные названия появлялись по воле издателя, без ведома автора[23].

Структура Секстета

Первая страница Allegro con spirito Струнного секстета П. И. Чайковского. Рукопись в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину

Состав исполнителей струнного секстета «Воспоминание о Флоренции» ре минор (итал. d--moll), op. 70 — 2 скрипки, 2 альта, 2 виолончели[25][2]. В произведении четыре части[21]. В «Тематическом и библиографическом каталоге произведений П. И. Чайковского» оно значится под ČW 94[2], а в англоязычном тематико-систематическом каталоге Bloomington & Indianapolis 2002 года — под TchH 118[1].

I. Allegro con spirito (сонатная форма). Переработано и сокращено во второй редакции (с 772 до 760 тактов). Укорочен был в разработке предыкт к репризе. В «Музыкальном наследии Чайковского» и «Тематико-библиографическом указателе» было указано, что переработке подверглась кода. На основе рукописных источников Моисеев пришёл к выводу, что кода осталась без изменений[21].

II. Adagio cantabile e con moto (сонатная форма с эпизодом вместо разработки). Во второй редакции Чайковский сократил эту часть и вместо 215 тактов оставил 204. Он изменил обозначение темпа с «Andante cantabile е con moto» на «Adagio cantabile e con moto». Кроме этого, композитор сократил и изменил переход к репризе[21].

Третья часть Секстета в исполнении струнного ансамбля Оркестра армии США.

III. Allegretto moderato (Скерцо, сложная трехчастная форма с трио). В эскизах эта часть фигурировала как «Интермеццо»[26]. Во второй редакции Чайковский сократил и эту часть, вместо 277 тактов осталось 260. Композитор также пересочинил входящее в эту часть трио, вместо — вместо трёхголосного фугато он создал более короткий гомофонный эпизод. Он изменил также заключение первого раздела и начало и заключение репризного раздела[21].

IV. Allegro vivace (сонатная форма). Часть была расширена во второй редакции с 479 тактов до 480. Пересочинена была побочная тема в экспозиции, но ритм и гармония основа в аккомпанирующих голосах частично сохранена. Была переработана фуга в репризе, также было пересочинено и расширено заключение в коде[21].

Дошедшие до настоящего времени автографы

Дом Чайковского в Клину, при котором работает Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне

В Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину хранятся карандашные эскизы первой части Секстета (37 листов размером 26 х 17 см, А1, № 71, папка XXV), эскизы одной темы второй части и отрывки из третьей и четвёртой частей (3,5 листа, А1, № 71, папка XXV), карандашные эскизы первой части первоначальной редакции под названием «Интермеццо» (6,5 листов размером 30 х 22 см, А1, № 72, папка XXV), эскиз вместе с эскизами Симфонии «Жизнь» (0,5 листа, размер 26 х 34 см, А1, № 67, папка XXII), карандашные эскизы тем для финала (9 тактов, в тетради, переплетённой с эскизами «Пиковой дамы», размер 26 х 34,5 см, А1, № 30, папка VIII), карандашный эскиз темы для Скерцо (6 тактов, в тетради, переплетённой с эскизами «Иоланты» (26 х 34 см, А1, № 31, папка IX)[27]. Моисеев также упоминает лист с началом фугато из трио Скерцо в собрании этого же музея (Ф. 88, № 105, Л. 22 (2 страницы — лицевая и оборотная))[28]

Один лист из Скерцо, содержащий окончание фугато, в автографе из архива Музея в Клину отсутствует. Он был вырезан Чайковским из партитуры и отправлен 26 января 1892 года в США авторам-составителям книги «Знаменитые композиторы и их произведения». Этот лист в настоящее время находится в Бостоне в коллекции Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Этот лист содержит 27 последних тактов трио и репризу Скерцо. Такт 148 помечен литерой «G». Это, по мнению Моисеева, подтверждает, что данный лист был изъят из автографа партитуры, так как в ней отсутствует именно эта латинская буква[28].


Музыковедение о Секстете «Воспоминание о Флоренции»

Автор и дореволюционное музыковедение о Секстете

Сам Чайковский был первоначально, по словам Кашкина, «совершенно доволен» первой редакцией Секстета, но не отдал её сразу в печать, а отложил издание до первого исполнения, чтобы услышать это произведение в живом звучании. Встретившись с Чайковским после некоторого времени, Кашкин был удивлён резким изменением отношения автора к Секстету: «оно никуда не годится и требует капитальной переделки»[16].

Евгений Альбрехт выражал своё восхищение уже первой редакцией Струнного секстета ещё до его исполнения, ознакомившись только с партитурой и после нескольких репетиций. «Секстет божественен, и с трепетом я ожидаю день следующей репетиции, дающей возможность нам снова наслаждаться Вашим чудным произведением. Никогда мы ещё не были так взволнованы, как нынче, в ожидании [исполнения] Вашего секстета»[14]. В одном из писем он даже называл Секстет лучшим среди подобных сочинений[16].

Газеты и музыкальные журналы проигнорировали исполнение первой версии произведения. Появилась только одна анонимная рецензия, которая, в частности утверждала: «Хотя секстет не богат темами, из которых, всё-таки, надо отдать предпочтение теме adagio cantabile (вторая часть), но это сочинение свидетельствует о замечательной лёгкости письма г. Чайковского и о мастерстве, с которым он умеет обработать музыкальный материал»[29].

Николай Кашкин в 1859 году

Более осторожен в оценках первой редакции был Николай Кашкин. Его похвал удостоились отдельные фрагменты произведения, к другим он высказывал определённые претензии: «Секстет поначалу обещал быть очень хорошим сочинением. Хотя первая тема отзывалась чем-то вроде Рейсигера, но вторая тема и всё развитие первой части были чрезвычайно интересны»[30], «Первая часть секстета, со второй темой в характере широкой итальянской кантилены… по складу едва ли не напоминала скорее симфоническое, нежели камерное сочинение», «Особенно интересной казалась фуга, в которой инструменты по два вступали в унисон с темой, потом сейчас же делились на две самостоятельные партии, и простая тема превращалась таким образом в двойную; фуга эта казалась нам чрезвычайно удачною»[9].

Герман Ларош в 1891 году

Вторая редакция, несмотря на овации публики была встречена художественными критиками настороженно. Среди упрёков, которые они высказывали в адрес автора были[31]:

  • Стиль произведения вступает «в противоречие с лирико-драматической природой творчества» автора. В Секстете преобладает настроение бесконфликтной умиротворённости, которая противоречит душевному состоянию автора и поэтому производит «двойственное» впечатление.
  • Были претензии к выбранному автором ансамблю исполнителей. По мнению критиков, струнный секстет вообще «несбалансирован по своей природе».
  • Итальянский колорит — избыточно лёгкий по своему характеру, поэтому мало подходит к значительно более строгой и глубокой камерной музыке, а также вступает в противоречие с ярко выраженным «национальным», «русским» по своей сути творчеством композитора.

Резкий контраст составляет оценка Германа Лароша — единственная полностью положительная характеристика в общем хоре негатива. Ларош находил в Секстете «замечательное знание инструментов», «обилие и значительность музыкального содержания», «законченность и монументальность». В отношении же итальянского элемента он утверждал, что это — творческое «задание» (по выражению Григория Моисеева) композитора самому себе на интеграцию его в камерную музыку путём «гибкой и роскошно богатой разработки»[32]. В отношении степени использования итальянского материала музыковеды также не были единодушны. Если одни распростроняли итальянский колорит на всё произведение, то другие ограничивали его только Второй частью, утверждая, что к Финалу он полностью исчезает. Ещё часть критиков считали итальянскими лишь отдельные темы в Первой и Второй частях[33].

Примечания

Комментарии
  1. Авторы-составители «Тематического и библиографическго каталога произведений П. И. Чайковского» на основе писем композитора несколько по иному датируют работу над секстетом: «Эскизы были завершены к началу июля 1890… Партитура окончена в конце июля 1890»[12].
Источники
  1. 1,0 1,1 Thomas Kohlhase[нем.]. Verzeichnis der musikalischen Werke P. I. Čajkovskijs. P. 3, 11, 37 (нем.). Die Tschaikowsky-Gesellschaft. Дата обращения: 19 ноября 2022.
  2. 2,0 2,1 2,2 Bibliographical Catalogue, 2006, p. 496.
  3. Моисеев, 2009, с. 205.
  4. Моисеев, 2009, с. 206.
  5. 5,0 5,1 5,2 Моисеев, 2009, с. 207.
  6. Моисеев, 2009, с. 207—208.
  7. Моисеев, 2009, с. 208.
  8. Моисеев, 2009, с. 209.
  9. 9,0 9,1 Кашкин, 1954, с. 166.
  10. Моисеев, 2009, с. 210.
  11. Кашкин, 1954, с. 166—167.
  12. 12,0 12,1 Bibliographical Catalogue, 2006, p. 497.
  13. Моисеев, 2009, с. 212.
  14. 14,0 14,1 Моисеев, 2009, с. 214.
  15. 15,0 15,1 15,2 Моисеев, 2009, с. 215.
  16. 16,0 16,1 16,2 Кашкин, 1954, с. 167.
  17. Полоцкая, 2018, с. 42.
  18. Моисеев, 2009, с. 222, 273.
  19. 19,0 19,1 19,2 Моисеев, 2009, с. 222.
  20. Моисеев, 2009, с. 273.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 Моисеев, 2009, с. 216.
  22. Моисеев, 2009, с. 231.
  23. 23,0 23,1 Моисеев, 2009, с. 228—229.
  24. Моисеев, 2009, с. 230.
  25. Автографы, 1950, с. 40.
  26. Моисеев, 2009, с. 217.
  27. Автографы, 1950, с. 40—41.
  28. 28,0 28,1 Моисеев, 2009, с. 219.
  29. Моисеев, 2009, с. 227.
  30. Кашкин, 1954, с. 165.
  31. Моисеев, 2009, с. 222—224.
  32. Моисеев, 2009, с. 224.
  33. Моисеев, 2009, с. 226.

Литература

Источники
Научная и научно-популярная литература
  • Моисеев Г. А. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» в контексте позднего периода творчества // Камерные ансамбли П. И. Чайковского. — М.: Музыка, 2009. — С. 206—248. — 295 с. — ISBN 978-5-7140-1169-6.
  • Полоцкая Е. Е. Чайковский и русское музыкальное общество. Учебное пособие по курсу истории русской музыки для студентов историко-теоретических отделений музыкальных вузов. — Екатеринбург.: Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, 2018. — 60 с. — ISBN 978-5-9860-2116-4.
Справочная литература
  • 1. Автографы к музыкальным произведениям // Автографы П. И. Чайковского в архиве Дома-музея в Клину: Справочник. / Академия наук СССР, Институт истории искусств; Государственный дом-музей П. И. Чайковского в Клину. Авт.-сост.: К. Ю. Давыдова, Е. М. Орлова, Г. Р. Фрейндлинг. — М.: Комитет по делам искусств при Совете министров СССР. Отделение научно-исследовательских учреждений. Государственный дом-музей П. И. Чайковского, 1950. — Т. 1: Автографы к музыкальным произведениям; Записные книжки и дневники. — С. 7—77. — 96 с.
  • Секстет «Воспоминание о Флоренции» // Thematic and Bibliographical Catalogue of P. I. Tchaikovsky’s (P. I. Čajkovskij's) Works. Prepared by P.I.Tchaikovsky Scientific and Publishing Board with the assistance of State Institute of Art Studies (Moscow), Tchaikovsky House Museum (Klin) and M. I. Glinka State Central Museum of Musical Culture (Moscow). Ed. P. E. Vajdman, L. Z. Korabel’nikova, V. V. Rubcova. — М.: P. Jurgenson Music Publishing House, 2006. — P. 496—501. — 1191 p. — ISBN 5-9720-0001.