Саваркар, Винаяк Дамодар
Винаяк Дамодар Саваркар | |
---|---|
маратх. विनायक दामोदर सावरकर | |
![]() | |
Дата рождения | 28 мая 1883 |
Дата смерти | 26 февраля 1966 (82 года) |
Винаяк Дамодар Сава́ркар[1] (маратх. विनायक दामोदर सावरकर, IAST: Vināyak Dāmodar Sāvarkar; 28 мая 1883 — 26 февраля 1966) — индийский общественный и политический деятель правого толка[2], революционер[3], борец за независимость Индии, философ, поэт, прозаик и драматург. Считается автором индуистской националистической идеологии хиндутвы. Саваркар выступил инициатором индуистского реформаторского движения, выступавшего за отмену кастовой системы и обращение назад в индуизм индусов, перешедших в ислам и христианство.
Был одним из восьми подсудимых, проходивших в деле об убийстве Махатмы Ганди, и единственным из них, кто был полностью оправдан.
Биография
Винаяк Дамодар Саваркар родился в деревне Бхагур[1] в Махараштре 28 мая 1883 года[2]. Он происходил из семьи обедневшего брахмана[1] и являлся потомственным философом[4].
Учился в Фергюссон-колледже в Пуне[1].
В 1900 основал подпольное общество «Митра мела» («Союз друзей»), переименованное в 1906 году в «Абхинава бхарат» («Молодая Индия»), в рамках которого вместе с братом[2] занимался подготовкой антиколониального вооружённого восстания против британцев[1]. Подпольщики работали в городе Насике[2].
В 1906 году Саваркар отправился в Лондон, где развернул активную антиколониальную пропаганду и готовил патриотическое исследование о Восстании сипаев, а также готовил террористические акты в Индии. После неудачи первого из запланированных актов «Молодой Индии» Саваркара арестовали и отправили в Индию. В 1910 его судили в Бомбее и приговорили к двум пожизненным заключениям с обязательным условием последовательного отбывания сроков. Ссылка проходила на Андаманских островах, а позднее Саваркар написал заметки о своей ссылке[2].
В 1921 году Саваркара перевезли в Индию[5], а в 1924 году освободили из заключения по состоянию здоровья[1].
Когда в 1937 году Саваркару разрешили вернуться в политику, он возглавил партию Хинду махасабха[1] и оставался на этом посту до 1943 года[2]. С первых дней в партии он начал продвигать свои концепции хиндутвы (индусскости) и хиндудома (индусского мира). Партию он позиционировал как выступающую от имени индусской общности, а не религиозной общины. Призывая к освобождению Великого Хиндустана, он упоминал и другие национальные общины Индии, резко выступая против индийских мусульман. Он обвинял их в желании обратить в ислам всю страну, а также говорил, что лица представителей этой религиозной общины «всегда повернуты в сторону Мекки и Медины»[2].
Как политик Саваркар пропагандировал уроки начальной военной подготовки в школах и колледжах и выступал против раздела Британской Индии на собственно Индию и Пакистан[1].
В 1948 году привлекался к суду по делу об убийстве Махатмы Ганди, но был оправдан за отсутствием улик[1]. Считается идейным вдохновителем этого убийства и в этой связи был вынужден отойти от политики[2].
В народе получил прозвище Вир (герой, воин)[1].
Концепция хиндутвы
Саваркар является разработчиком светской теории «индусской нации», хиндутвы, ставшей идейной основой индусского национализма. Ему же принадлежит авторство самого термина «хиндутва»[6].
Саваркар предложил уйти от индуистского «интернационализма», смешивающего различные народы и культуры к индусскому «национализму», базирующемуся на особенностях индийского государства и его граждан (индусов) как нации, отличной от других народов и культур региона. По его мнению, хиндутва индивида определяется тремя основными факторами: географическим, расовым и культурным: индусов объединяет «привязанность к общей родине, общая кровь, текущая в их венах, а также преданность нашей великой цивилизации или индусской культуре»[7].
Саваркар формировал понятие хиндутвы и индуса как светское, стремясь отделить его от религиозной традиции индуизма, хотя все его философские конструкции строились на традиционно индусской почве: он использовал классические спекулятивные формулы индуизма и неоиндуизма. Описывая хиндутву индивида как бы вне религиозного контекста, он всё же «фактически прибегает к той классической формуле, согласно которой дхарма — основополагающий принцип в индуизме — имеет различные уровни восприятия, в том числе и индивидуальный, как дхарма индивида (у Саваркара — хиндутва индивида)»[4].
Религиозная составляющая национального самоопределения индусов проявилась в концепции «двух наций» Саваркара, ведь «второй нацией», реально противостоящей индусам, были не колонизаторы, а мусульмане, сплочение которых в рамках Мусульманской лиги началось раньше, чем сплочение индусов, в декабре 1906 г. в Дакке. Концепция объясняла индо-мусульманские противоречия в том числе и на основе религиозного фактора[4].
Зеркальным отражением идеи «мусульманского мира» в исламе стало введенное Саваркаром понятие «хиндудом» (индусский мир), объединившее два предыдущих понятия — «индус» и «хиндутва» в единую концепцию. Хиндутва в этом триумвирате понятий несёт идею выделения и самоопределения хиндудома, утверждения его как самостоятельной единицы в мире наряду с западной и исламской культурами. Хиндутва здесь есть та идея самоактуализации и самоопределения индусов, которой столь не хватало. классическому индуизму[4].
Библиография
- Vinayak Damodar Savarkar, Savarkar Samagra: Complete Works of Vinayak Damodar Savarkar in 10 volumes, ISBN 81-7315-331-0
- Savarkar, Vinayak Damodar. The Indian War of Independence, 1857. New Delhi: Rajdhani Granthnagar, 1970; 1st ed., 1908.
- Savarkar, Vinayak Damodar. Hindutva: Who is a Hindu? Nagpur, 1928.
- Savarkar, Vinayak Damodar. Hindu Rashtra Darshan: A Collection of Presidential Speeches Delivered from the Hindu Mahasabha Platform. Bombay: Khare, 1949.
- Savarkar, Vinayak Damodar. Six Glorious Epochs of Indian History. Trans. and ed. S. T. Godbole. Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1985.
- Savarkar, Vinayak Damodar. My Transportation for Life. Trans. V. N. Naik. Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1984; 1st ed., 1949.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 В.П. Кашин. САВА́РКАР ВИНАЯК ДАМОДАР . Большая Российская энциклопедия (2004-2017).
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Рыбаков Р. Б. Саваркар, Винаяк Дамодар // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М.. — М.: Республика, 1996.
- ↑ Chandra, Bipan. India's Struggle for Independence (неопр.). — New Delhi: Penguin Books India, 1989. — С. 145. — ISBN 9780140107814.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Смирнов Максим Георгиевич. Идеология хиндутвы и ее двойственность // Вестник Челябинского ГУ. — 2004. — № 1.
- ↑ Vinayak Damodar Savarkar (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии. М., 1985. С. 11-12.
- ↑ Savarkar V.D. Hindutva. Poona, 1942. с. 47.
Ссылки
- Родившиеся 28 мая
- Родившиеся в 1883 году
- Умершие 26 февраля
- Умершие в 1966 году
- Персоналии по алфавиту
- Политики по алфавиту
- Философы по алфавиту
- Философы Индии
- Философы XX века
- Поэты по алфавиту
- Поэты Индии
- Поэты XX века
- Поэты на маратхи
- Писатели по алфавиту
- Писатели Индии
- Писатели XX века
- Писатели на маратхи
- Драматурги по алфавиту
- Драматурги Индии
- Драматурги XX века
- Драматурги на маратхи
- Политики Индии
- Деятели Индийского национально-освободительного движения
- Деятели индуизма
- Лица, оправданные в убийстве
- Хиндутва
- Махатма Ганди