Перейти к содержанию

Саваркар, Винаяк Дамодар

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Вир Саваркар»)
Винаяк Дамодар Саваркар
маратх. विनायक दामोदर सावरकर
Дата рождения 28 мая 1883(1883-05-28)
Дата смерти 26 февраля 1966(1966-02-26) (82 года)

Винаяк Дамодар Сава́ркар[1] (маратх. विनायक दामोदर सावरकर, IAST: Vināyak Dāmodar Sāvarkar; 28 мая 1883 — 26 февраля 1966) — индийский общественный и политический деятель правого толка[2], революционер[3], борец за независимость Индии, философ, поэт, прозаик и драматург. Считается автором индуистской националистической идеологии хиндутвы. Саваркар выступил инициатором индуистского реформаторского движения, выступавшего за отмену кастовой системы и обращение назад в индуизм индусов, перешедших в ислам и христианство.

Был одним из восьми подсудимых, проходивших в деле об убийстве Махатмы Ганди, и единственным из них, кто был полностью оправдан.

Биография

Винаяк Дамодар Саваркар родился в деревне Бхагур[1] в Махараштре 28 мая 1883 года[2]. Он происходил из се­мьи обед­нев­ше­го брах­ма­на[1] и являлся потомственным философом[4].

Учил­ся в Фер­гюс­сон-кол­лед­же в Пу­не[1].

В 1900 ос­но­вал под­поль­ное общество «Мит­ра ме­ла» («Со­юз дру­зей»), пе­ре­име­но­ван­ное в 1906 году в «Аб­хи­на­ва бха­рат» («Молодая Ин­дия»), в рамках которого вместе с братом[2] занимался подготовкой антиколониального вооружённого вос­ста­ния про­тив британцев[1]. Подпольщики работали в городе Насике[2].

В 1906 году Саваркар отправился в Лондон, где развернул активную антиколониальную пропаганду и готовил патриотическое исследование о Восстании сипаев, а также готовил террористические акты в Индии. После неудачи первого из запланированных актов «Молодой Ин­дии» Саваркара арестовали и отправили в Индию. В 1910 его судили в Бомбее и приговорили к двум пожизненным заключениям с обязательным условием последовательного отбывания сроков. Ссылка проходила на Андаманских островах, а позднее Саваркар написал заметки о своей ссылке[2].

В 1921 году Саваркара перевезли в Индию[5], а в 1924 году освободили из заключения по со­стоя­нию здоровья[1].

Когда в 1937 году Саваркару разрешили вернуться в политику, он возглавил пар­тию Хинду махасабха[1] и оставался на этом посту до 1943 года[2]. С первых дней в партии он начал продвигать свои концепции хиндутвы (индусскости) и хиндудома (индусского мира). Партию он позиционировал как выступающую от имени индусской общности, а не религиозной общины. Призывая к освобождению Великого Хиндустана, он упоминал и другие национальные общины Индии, резко выступая против индийских мусульман. Он обвинял их в желании обратить в ислам всю страну, а также говорил, что лица представителей этой религиозной общины «всегда повернуты в сторону Мекки и Медины»[2].

Как политик Саваркар про­па­ган­ди­ро­вал уроки на­чаль­ной во­енной под­го­тов­ки в школах и кол­лед­жах и выступал против раз­де­ла Бри­тан­ской Ин­дии на собственно Индию и Пакистан[1].

В 1948 году при­вле­кал­ся к су­ду по де­лу об убий­ст­ве Махатмы Ган­ди, но был оп­рав­дан за от­сут­ст­ви­ем улик[1]. Считается идейным вдохновителем этого убийства и в этой связи был вынужден ото­йти от по­ли­тики[2].

В народе по­лу­чил прозвище Вир (ге­рой, во­ин)[1].

Концепция хиндутвы

Саваркар является разработчиком светской теории «индусской нации», хиндутвы, ставшей идейной основой индусского национализма. Ему же принадлежит авторство самого термина «хиндутва»[6].

Саваркар предложил уйти от индуистского «интернационализма», смешивающего различные народы и культуры к индусскому «национализму», базирующемуся на особенностях индийского государства и его граждан (индусов) как нации, отличной от других народов и культур региона. По его мнению, хиндутва индивида определяется тремя основными факторами: географическим, расовым и культурным: индусов объединяет «привязанность к общей родине, общая кровь, текущая в их венах, а также преданность нашей великой цивилизации или индусской культуре»[7].

Саваркар формировал понятие хиндутвы и индуса как светское, стремясь отделить его от религиозной традиции индуизма, хотя все его философские конструкции строились на традиционно индусской почве: он использовал классические спекулятивные формулы индуизма и неоиндуизма. Описывая хиндутву индивида как бы вне религиозного контекста, он всё же «фактически прибегает к той классической формуле, согласно которой дхарма — основополагающий принцип в индуизме — имеет различные уровни восприятия, в том числе и индивидуальный, как дхарма индивида (у Саваркара — хиндутва индивида)»[4].

Религиозная составляющая национального самоопределения индусов проявилась в концепции «двух наций» Саваркара, ведь «второй нацией», реально противостоящей индусам, были не колонизаторы, а мусульмане, сплочение которых в рамках Мусульманской лиги началось раньше, чем сплочение индусов, в декабре 1906 г. в Дакке. Концепция объясняла индо-мусульманские противоречия в том числе и на основе религиозного фактора[4].

Зеркальным отражением идеи «мусульманского мира» в исламе стало введенное Саваркаром понятие «хиндудом» (индусский мир), объединившее два предыдущих понятия — «индус» и «хиндутва» в единую концепцию. Хиндутва в этом триумвирате понятий несёт идею выделения и самоопределения хиндудома, утверждения его как самостоятельной единицы в мире наряду с западной и исламской культурами. Хиндутва здесь есть та идея самоактуализации и самоопределения индусов, которой столь не хватало. классическому индуизму[4].

Библиография

  • Vinayak Damodar Savarkar, Savarkar Samagra: Complete Works of Vinayak Damodar Savarkar in 10 volumes, ISBN 81-7315-331-0
  • Savarkar, Vinayak Damodar. The Indian War of Independence, 1857. New Delhi: Rajdhani Granthnagar, 1970; 1st ed., 1908.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. Hindutva: Who is a Hindu? Nagpur, 1928.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. Hindu Rashtra Darshan: A Collection of Presidential Speeches Delivered from the Hindu Mahasabha Platform. Bombay: Khare, 1949.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. Six Glorious Epochs of Indian History. Trans. and ed. S. T. Godbole. Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1985.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. My Transportation for Life. Trans. V. N. Naik. Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1984; 1st ed., 1949.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 В.П. Кашин. САВА́РКАР ВИНАЯК ДАМОДАР. Большая Российская энциклопедия (2004-2017).
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Рыбаков Р. Б. Саваркар, Винаяк Дамодар // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М.. — М.: Республика, 1996.
  3. Chandra, Bipan. India's Struggle for Independence (неопр.). — New Delhi: Penguin Books India, 1989. — С. 145. — ISBN 9780140107814.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Смирнов Максим Георгиевич. Идеология хиндутвы и ее двойственность // Вестник Челябинского ГУ. — 2004. — № 1.
  5. Vinayak Damodar Savarkar (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  6. Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии. М., 1985. С. 11-12.
  7. Savarkar V.D. Hindutva. Poona, 1942. с. 47.

Ссылки