Винторулевая колонка
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Siemens_Schottel_Propulsor.jpg&width=300)
Винторулевая колонка (азимутальное подруливающее устройство) — в судостроении разновидность движителя в виде гребного винта, расположенного на поворачивающейся на 360° колонке.
Такое устройство может быть основным движителем или только подруливающим устройством, заменяющим или дополняющим судовой руль. Позволяет маневрировать в стеснённых условиях, не привлекая буксир. Основным часто является на современных специализированных судах, нуждающихся в регулярном маневрировании, например буксирах и плавучих буровых.
Конструкция
Винторулевые колонки классифицируются по схеме передачи момента от двигателя к винту:[источник не указан 1075 дней]
- Двигатель расположен внутри судна над колонкой, его вал входит в колонку вертикально и с помощью одной угловой зубчатой передачи передается на вал гребного винта. Такая схема в мировом судостроении называется англ. L-drive.
- Двигатель расположен внутри судна, его вал входит в колонку горизонтально и с помощью двух угловых зубчатых передач и промежуточного вертикального вала передается на вал гребного винта. Такая схема в мировом судостроении называется англ. Z-drive.
- Электродвигатель расположен внутри колонки так что гребной винт расположен на его валу. Такую схему впервые применили под брендом Azipod.
По количеству винтов в колонке:
- Одновинтовое;
- Двухвинтовое тандемное (винты вращаются в одну сторону);
- Двухвинтовое оппозитное (винты вращаются в разные стороны).
В моторных яхтах зачастую азимутальное устройство поворачивается не на все 360°, а лишь в некотором секторе.
Достоинства и недостатки
Преимущества:
- Лёгкое маневрирование на низких скоростях, вплоть до швартовки без буксира.
- Короткий остановочный путь, заодно не требуется реверсирование винта.
Недостатки:
- Затруднён ремонт в пути.
Применение
- Буксиры, спасательные суда, плавучие буровые, научно-исследовательские суда — судам этих классов надо точно маневрировать или даже ложиться в дрейф (подруливать так, чтобы независимо от ветра и волн положение судна оставалось неизменным).
- Самоходные земснаряды и плавучие краны.
- Крупные яхты и пассажирские суда (например, Queen Mary 2) — для упрощения манёвров по гавани.
- Ледоколы и ледокольные суда (струя воды от подруливающего устройства хорошо очищает проход от плавающих льдин).
- Военные корабли прибрежной зоны (в частности, десантные корабли «Мистраль»).
Производство
В России
В России винторулевые установки типа Azipod мощностью до 9 МВт производят на верфи «Звездочка».[1] Также готовится к открытию в 2019 году завод по производству винторулевых колонок мощностью до 15 МВт на ССК «Звезда».[2]
В России с 2020 года действуют требования к локализации винторулевых колонок.[3][4]
См. также
Примечания
- ↑ «Звездочка» впервые в России начала выпуск современных судовых подруливающих устройств . Дата обращения: 7 февраля 2020. Архивировано 25 февраля 2019 года.
- ↑ Новые горизонты: в РФ начнут создавать прогрессивные винторулевые колонки . Дата обращения: 7 февраля 2020. Архивировано 25 февраля 2019 года.
- ↑ Ноу-хау российских ученых заменит шведско-швейцарскую технологию . Дата обращения: 16 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
- ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 июля 2015 года N 719 О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации . Дата обращения: 16 октября 2020. Архивировано 15 июля 2020 года.
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |