Взрыв Boeing 707 над Андаманским морем

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 858 Korean Air
Boeing 707-300C авиакомпании Korean AirBoeing 707-300C авиакомпании Korean Air
Общие сведения
Дата 29 ноября 1987 года
Время 14:05 KST (05:05 UTC)
Характер Падение с эшелона, разрушение в воздухе
Причина Террористический акт
Место Мьянма Андаманское море, в 100 км северо-западнее Тавоя (Бирма)
Координаты 14°33′ с. ш. 97°23′ в. д.HGЯO
Погибшие 115 (все)
Воздушное судно
Модель Boeing 707-3B5C
Авиакомпания Республика Корея Korean Air
Пункт вылета Ирак Багдад (Ирак)
Остановки в пути Объединённые Арабские Эмираты Абу-Даби (ОАЭ)
Таиланд Донмыанг, Бангкок (Таиланд)
Пункт назначения Республика Корея Кимпхо, Сеул (Республика Корея)
Рейс KE858
Бортовой номер HL7406
Дата выпуска 21 июня 1971 года (первый полёт)
Пассажиры 104
Экипаж 11

Взрыв Boeing 707 над Андаманским морем — крупная авиационная катастрофа в результате теракта, произошедшая в воскресенье 29 ноября 1987 года. Авиалайнер Boeing 707-3B5C южнокорейской авиакомпании Korean Air выполнял плановый пассажирский рейс KE858 по маршруту БагдадАбу-ДабиБангкокСеул, но через 5 часов и 4 минуты после вылета из Абу-Даби на его борту прогремел взрыв, после чего самолёт рухнул в Андаманское море. Погибли все находившиеся на его борту 115 человек — 104 пассажира и 11 членов экипажа.

Расследование установило, что взрыв на борту рейса 858 был вызван бомбой, установленной двумя агентами-корейцами (мужчиной и женщиной) по указанию Правительства КНДР. Теракт произошёл через 34 года после заключения перемирия о прекращении Корейской войны. В результате произошло значительное ухудшение отношений между КНДР и Республикой Корея. Одной из целей теракта был срыв предстоящих Летних Олимпийских игр, которые должны были пройти в Сеуле (Республика Корея).

В ходе задержания агентов-подрывников мужчина успел совершить самоубийство, но 25-летняя Ким Хёнхи[англ.] (англ. Kim Hyon-hui, кор. 김현희) выжила и была приговорена к расстрелу. Однако впоследствии южнокорейское правительство её оправдало как жертву северокорейского режима.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

На основании официальных допросов выжившей женщины-организатора взрыва, было установлено:

  • 12 ноября 1987 года (за 17 дней до теракта), примерно в 08:30 из аэропорта Сунан (Пхеньян) вылетел северокорейский авиалайнер, который примерно в 18:00 приземлился в Москве. В числе прочих на нём прибыли два северокорейских агента — 69-летний мужчина и 27-летняя женщина. Их сопровождали два должностных лица, также из КНДР.
  • В 00:00 13 ноября агенты сели на самолёт авиакомпании «Аэрофлот» и утром того же дня прибыли в Будапешт. Там они провели 5 ночей и 6 дней в доме сотрудника КНДР, после чего 18 ноября на автомобиле выехали из Будапешта в Вену (Австрия). Когда агенты пересекли австрийскую границу, сопровождающий их от Будапешта северокорейский сотрудник выдал поддельные японские паспорта с поддельными выездными визами на имена Синъити Хатия (англ. Shinichi Hachiya, яп. 八谷真一) и Маюми Хатия (англ. Mayumi Hachiya, яп. 八谷まゆみ). Тем самым северокорейские агенты теперь превратились в японских туристов: отца и дочь[1].
  • В Вене пара остановилась в гостинице «Am Parkring», после чего, представляясь туристами, приобрела билеты по маршруту Вена—БелградБагдадАбу-ДабиБахрейн, причём полёт на участке Багдад—Абу-Даби был зарезервирован на рейс KE858 южнокорейской авиакомпании Korean Air. На следующий день были приобретены билеты по маршруту Абу-Даби—АмманРим на рейс авиакомпании Alitalia, для использования их после выполнения задания[2].
  • 23 ноября на самолёте авиакомпании Austrian Airlines агенты прибыли в Белград, где остановились в гостинице «Metropolitan». Также в Белграде были приобретены билеты на другой рейс Austrian Airlines — из Рима в Вену.
  • Вечером 27 ноября в гостинице прибывший поездом из Вены северокорейский сотрудник передал паре бомбу для установки в самолёте. Взрывное устройство с часовым механизмом было замаскировано под радиоприемник японской фирмы «Panasonic», а жидкое взрывчатое вещество находилось в бутылке из-под неназванного алкогольного напитка[3][4].
  • 28 ноября на самолёте авиакомпании Iraqi Airways агенты вылетели в Багдад, куда прибыли в 20:30. В транзитном зале они прождали около 3 часов, а за 20 минут до ожидаемого времени вылета мужчина установил таймер бомбы на 9 часов[3]. Целью террористов был регулярный пассажирский рейс KE858 (KAL858)[3] авиакомпании Korean Air, который выполнялся из Багдада в Сеул с промежуточными посадками в Абу-Даби и Бангкоке[5].

Самолёт, экипаж и пассажиры

Выполнявший данный рейс Boeing 707-3B5C (регистрационный номер HL7406, заводской 20522, серийный 855) был выпущен компанией «Boeing» в 1971 году (первый полёт совершил 21 июня). 6 августа того же года был передан авиакомпании Korean Air Lines (KAL) (с 1984 года — Korean Air), в 1987 году был окрашен в голубую ливрею с наклейками в честь предстоявших Летних Олимпийских игр-1988. Оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT3D-3B. На день катастрофы совершил 19 941 цикл «взлёт-посадка» и налетал 36 047 часов[6][7][8].

Самолётом управлял экипаж из 11 человек — 3 пилота и 8 бортпроводников[5].

  • Командир воздушного судна (КВС) — 58 лет, очень опытный пилот, управлял самолётом F-27. В должности командира Boeing 707 — с 11 октября 1979 года. Налетал 11 161 час, 5416 из них на Boeing 707.
  • Второй пилот — 36 лет, опытный пилот, в должности второго пилота Boeing 707 — с 20 июля 1987 года. Налетал 3882 часа, 134 из них на Boeing 707.
  • Бортинженер — 32 года, в должности бортинженера Boeing 707 — с 8 июля 1982 года. Налетал 3083 часа, 2765 из них на Boeing 707.
Гражданство[9] Пассажиры Экипаж Всего
 Республика Корея 99 11 110
 Япония 2 0 2
 Ливан 2 0 2
 Индия 1 0 1
Всего 104 11 115

Среди пассажиров на борту самолёта находились:

  • Большинство молодых рабочих, которые возвращались на родину после того, как несколько лет проработали на стройках на Ближнем Востоке.
  • Генеральный консул Республики Корея в Багдаде с супругой.

Катастрофа

Северокорейские агенты сели на места 7B и 7C, поместив при этом взведённую бомбу в отделение над собой. В 23:30 UTC 28 ноября авиалайнер вылетел из Багдада и через 3 часа благополучно прибыл в Абу-Даби[3]. Здесь «японская» пара сошла с самолёта, а рейс 858 в 00:01 UTC 29 ноября вылетел из Абу-Даби в Бангкок[7].

Последняя радиопередача авиадиспетчера с рейсом 858 состоялась в 05:01 UTC, когда экипаж доложил в диспетчерский центр в Рангунии о нормальном полёте и расчётном времени прохождения точки TAVOY (над Андаманским морем) в 05:22 UTC.

Но затем в 05:05 UTC (14:05 KST) сработало взрывное устройство, заложенное агентами КНДР, после чего разрушенный самолёт рухнул в воду. Когда экипаж не доложил о прохождении контрольной точки, диспетчеры объявили об исчезновении самолёта. Первоначальные поиски не дали результатов. Лишь через две недели, 13 декабря, местная шхуна обнаружила плавающую в 100 километрах к северо-западу от побережья Бирмы кучу мусора. Все 115 человек на борту самолёта погибли[3][7].

Расследование

Когда стало известно, что самолёт исчез с радаров, корейские власти начали поиск лайнера, при этом попросив помощи у властей Бирмы, Индии, Таиланда и ещё ряда стран, расположенных вблизи траектории полёта рейса 858. Параллельно прорабатывая версию об умышленном взрыве на борту, спецслужбы начали проверку списка пассажиров, сошедших с самолёта во время промежуточной посадки в Абу-Даби. Внимание следователей привлекла пара японских туристов — Синъити Хатия и Маюми Хатия. Дело в том, что японские туристы при заполнении выездных документов обычно пишут лишь фамилии, тогда как эти двое вписали только имена. Помимо этого, данная пара направилась в Бахрейн, при этом проводя по несколько часов в аэропортах как транзитные пассажиры, хотя существовал прямой рейс из Багдада в Бахрейн с промежуточной посадкой в Аммане[10][11].

Террористы должны были из Абу-Даби направиться в Рим через Амман, но у них возникли непредвиденные проблемы с визами и они были вынуждены использовать приобретённые в Вене авиабилеты в Бахрейн. В Бахрейне вместо неиспользованных авиабилетов на рейс Абу-Даби—Амман—Рим были взяты новые, на рейс Бахрейн—Амман—Рим. Тем временем, исходя из подозрений, посольство Республики Корея в Бирме проверило их паспорта в посольстве Японии и установило, что документы поддельные. Когда бахрейнские власти узнали об этом, подозрительную пару задержали в аэропорту при оформлении выездных документов. В ходе задержания «Синъити Хатия» и «Маюми Хатия» попытались совершить самоубийство, приняв цианистый калий, находящийся в капсулах, спрятанных в сигаретах. Мужчина умер на месте, но женщина выжила; её доставили в больницу[11][3].

Бахрейн согласился передать южнокорейским властям «Маюми Хатия» и тело «Синъити Хатия», а также все вещественные доказательства[11]. 15 декабря подозреваемую доставили в Сеул, где она находилась на постельном режиме. После выздоровления она начала изображать из себя китаянку и отказывалась отвечать на вопросы, задаваемые на корейском языке. Но через 8 дней (23 декабря) она неожиданно заговорила на корейском и заявила, что раскаивается в содеянном, после чего начала давать показания[1].

Представители Республики Корея назвали основным организатором теракта Ким Чен Ира

Подозреваемая заявила, что её настоящее имя — Ким Хёнхи[англ.] (англ. Kim Hyon-hui, кор. 김현희), а отравившийся мужчина — Ким Сыниль (англ. Kim Seung il, кор. 김승일), ветеран северокорейской разведки, он же являлся руководителем.

Как впоследствии заявили южнокорейские следователи, Ким Хёнхи и Ким Сыниль являлись специальными агентами разведывательного управления Центрального комитета Трудовой партии Кореи и действовали по личному указанию Ким Чен Ира.

15 января 1988 года правительство Республики Корея потребовало у КНДР извинений за взрыв рейса KE858, а также наказания для непосредственно причастных взрыву и гарантий, что подобные теракты больше не повторятся. На это 25 января министр иностранных дел Северной Кореи заявил, что КНДР непричастна к уничтожению самолёта, а сам теракт на самом деле был устроен самими южнокорейскими властями, чтобы оказать влияние на проходившие в это время в Республике Корея президентские выборы[4][12][13].

Культурные аспекты

  • Катастрофа рейса 858 упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе Самолёт «Боинг-707» взорван над джунглями Бирмы. Однако в книге катастрофа произошла над джунглями, хотя на самом деле самолёт был взорван над открытым морем.
  • Катастрофе рейса 858 посвящён фильм «Маюми».

Примечания

  1. 1,0 1,1 S/PV.2791, с. 13.
  2. S/PV.2791, с. 14—15.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 S/PV.2791, с. 16.
  4. 4,0 4,1 115 Died in Nov. 29 Crash : N. Korea Agent Confesses, Says She Put Bomb on Jet (англ.). Los Angeles Times (15 января 1988). Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  5. 5,0 5,1 Crash of a Boeing 707 in Thailand: 115 killed (англ.) (недоступная ссылка). B3A Aircraft Accidents Archives. Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  6. HL7406 - Boeing 707-3B5C, MSN 20522 (недоступная ссылка). OneSpotter.com. Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 ASN Aircraft accident Boeing 707-3B5C HL7406 Tavoy, Myanmar [Andaman Sea] (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано 12 октября 2012 года.
  8. REGISTRATION DETAILS FOR HL7406 (KOREAN AIR LINES) 707-3B5C — PlaneLogger. Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано 21 января 2018 года.
  9. S/PV.2791, с. 8.
  10. S/PV.2791, с. 11.
  11. 11,0 11,1 11,2 S/PV.2791, с. 12.
  12. S/PV.2791, с. 17.
  13. Север против Юга: террористические операции КНДР против южнокорейских лидеров (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2014. Архивировано 26 июля 2014 года.

Литература