Вениамин (Милов)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Епископ Вениамин
Епископ Вениамин
Епископ Саратовский и Балашовский
4 февраля — 2 августа 1955
Предшественник Гурий (Егоров)
Преемник Вениамин (Федченков)

Имя при рождении Виктор Дмитриевич Милов
Рождение 8 (20) июля 1887(1887-07-20)
Смерть 2 августа 1955(1955-08-02) (68 лет)
Принятие монашества апрель 1920

Епископ Вениами́н (в миру Ви́ктор Дми́триевич Мило́в; 8 (20) июля 1887, Оренбург — 2 августа 1955, Саратов) — епископ Русской православной церкви, епископ Саратовский и Балашовский.

Семья и образование

Родился в семье священника. Окончил Яранское духовное училище, Вятскую духовную семинарию. Учился в Казанской духовной академии, которую не закончил из-за начавшейся гражданской войны. Во время учёбы был близок к архимандриту, позднее епископу Гурию (Степанову). Окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1922; тема кандидатской работы: «Жизнь и учение преподобного Григория Синаита»). В этот период академия действовала неофициально, иеромонах Вениамин посещал занятия, которые проводились в Свято-Даниловом монастыре.

Магистр богословия (1948; тема диссертации: «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви. (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианского догмата веры из начала любви)»).

Монах

С юности интересовался монашеской жизнью. В апреле 1920 года был пострижен в монашество епископом Гурием (Степановым) в Даниловом монастыре в Москве. В том же году был возведён в сан иеродиакона и иеромонаха.

С апреля 1923 года — архимандрит, наместник Покровского монастыря в Москве (настоятелем монастыря был епископ Гурий), был известен как духовник и талантливый проповедник. В «Дневнике инока» (опубликованном посмертно) писал о многочисленных проблемах, с которыми столкнулся в те годы, о действиях властей против монастыря:

Сначала отняли колокольню и снесли её, церкви отгородили забором от жилых зданий. Потом закрыли Покровский собор, снесли часовни на кладбище, закопали могильные памятники в землю при расчистке площади кладбища под парк. Последним ликвидировали Воскресенский обительский храм. Как болезненно встречало сердце всякую такую утрату! Какая тревога и мука сжимали душу при каждой неудачной попытке отстоять закрываемые монастырские здания!

28 октября 1929 года был арестован, обвинён в нелегальном преподавании детям Закона Божия, 23 ноября приговорён к трём годам лишения свободы, находился в лагере в районе Медвежьегорска.

В 1932—1938 годах — внештатный священник в храме Великомученика Никиты во Владимире, в храме исполнял обязанности псаломщика, а литургию служил тайно на дому.

15 июня 1938 года был вновь арестован, обвинён в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации, под пытками был вынужден признать вину. 31 июля 1939 года приговорён к восьми годам лишения свободы, находился в заключении в Устьвымлаге.

15 июня 1946 года освобождён, с июля 1946 жил в братстве Троице-Сергиевой лавры. С 1946 года — преподаватель, с 1947 года — доцент, в 1948—1949 годах — профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. Защитил магистерскую диссертацию, подготовленную им ещё до ареста.

10 февраля 1949 года был арестован в последний раз, обвинён в участии в антисоветской организации (по материалам ещё довоенного дела). 15 апреля выслан на поселение в Казахстан. Первоначально работал сторожем в колхозе в районе города Джамбула, затем получил разрешение поселиться в этом городе, где был священником Успенской церкви.

В 1954 году освобождён из ссылки и назначен настоятелем храма Пророка Илии в Серпухове.

Архиерейское служение

1 февраля 1955 года решением Священного синода избран епископом Саратовским и Балашовским[1].

4 февраля в соборе Богоявления Господня в Елохове Москвы состоялась его епископская хиротония, которую совершили патриарх Алексий I и католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), митрополит Ленинградской и Новгородский Григорий (Чуков), архиепископ Свердловский и Ирбитский Товия (Остроумов), архиепископ Тульский и Белёвский Антоний (Марценко), архиепископ Можайский Макарий (Даев), епископ Винницкий и Брацлавский Андрей (Сухенко) и епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов)[2].

12 мая 1955 года подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации, и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Несмотря на тяжёлую болезнь, часто служил и проповедовал, пользовался большой популярностью среди прихожан.

Скончался 2 августа 1955 года. Из-за невозможности похоронить его в церковной ограде был похоронен на Воскресенском кладбище. Ежегодно в годовщину его смерти у могилы собираются верующие, служатся панихиды и литии. Существует народное почитание покойного архиерея, многие прихожане уверены в его святости. 8 июля 2016 года (в день рождения епископа Вениамина) года на кресте на могиле появилось миро, а на оборотной стороне начало проступать изображение человеческого лика.

В сентябре 2023 года после получения соответствующих разрешений захоронение владыки Вениамина, равно как и владыки Досифея (Протопопова), были подняты на поверхность и перенесены в Крестовый храм епархиального управления, где их подготовили к погребению. В храме регулярно совершались панихиды и заупокойные литии. 8 декабря гробы с телами святителей на два дня были перевезены в Покровский собор Саратова, где совершались богослужения и к ним был открыт круглосуточный доступ, затем их перевезли в верхний храм Троицкого собора. Клирики епархии, сменяя друг друга, читали Евангелие над усопшими архипастырями. После панихиды под пение ирмосов Великой субботы и Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского гробы с телами святителей были обнесены вокруг Троицкого кафедрального собора и погребены в усыпальнице, расположенной в нижнем Успенском храме собора[3].

Труды

статьи
  • К торжеству в Троице-Сергиевой Лавре 8 октября с. г. // Журнал Московской Патриархии. 1946. — № 11. — С. 3-4.
  • Торжество в Троице-Сергиевой Лавре // Журнал Московской Патриархии. 1946. — № 12. — С. 16-17.
  • Пасхальное богослужение в Троице-Сергиевой Лавре 13 апреля 1947 г. // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 5. — С. 7-9.
  • Речь за Литургией в Троице-Сергиевой Лавре в день Победы над фашистской Германией 9 мая // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 5. — С. 22-23.
  • К торжеству в Троице-Сергиевой Лавре 18 июля 1947 г. // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 8. — С. 3-6.
  • Церковь во имя преподобного Михея в Троице-Сергиевой Лавре // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 9. — С. 17-18.
  • Троице-Сергиева Лавра — символ единства Руси // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 10. — С. 13-19.
  • Патриаршее служение в Троице-Сергиевой Лавре // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 11. — С. 6-7.
  • К 800-летию Москвы (речь в Троице-Сергиевой Лавре) // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 11. — С. 12-13.
  • Памяти великого русского патриота // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 8. — С. 76-80.
  • Патриаршее служение в Троице-Сергиевой Лавре // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 9. — С. 41-42.
  • Слово на день св. князя Александра Невского // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 11. — С. 22-23.
  • Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (к 260-летию со времени освящения) // Журнал Московской Патриархии. 1955. — № 7. — С. 14-15.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни // Журнал Московской Патриархии. 1979. — № 11. — С. 64-72; 1980. — № 3. — С. 63-77; № 4. — С. 68-74.
  • В день памяти святого благоверного князя Московского Даниила // Журнал Московской Патриархии. 1984. — № 9. — С. 43-44.
  • О блудном сыне // Журнал Московской Патриархии. 1988. — № 2. — С. 42-43.
  • Чему учит нас пример Богоматери (на Сретение Господне) // Журнал Московской Патриархии. 1989. — № 2. — С. 44-45.
  • О самолюбии // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 6. — С. 45.
  • О действии благодати Духа Святого (слово в день Святой Троицы 30 мая/12 июня 1927 года) // Журнал Московской Патриархии. 1995. — № 6-8. — С. 60-62.
  • Три истины (слово в день Святого Духа) // Журнал Московской Патриархии. 1995. — № 6-8. — С. 62-63
книги

Примечания

  1. Определения Священного Синода [1955.01.31-1955.02.01: определить настоятеля Ильинского храма г. Серпухова архимандрита Вениамина (Милова) епископом Саратовским] // Журнал Московской Патриархии. — 1955. — № 3. — С. 8.
  2. Наречение и хиротония архимандрита Вениамина (Милова) // Журнал Московской Патриархии. — 1955. — № 3. — С. 28—30.
  3. Состоялось перезахоронение саратовских архиереев ХХ века архиепископа Досифея (Протопопова) и епископа Вениамина (Милова) в нижнем храме Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова. Патриархия.ру, 11.12.2023.

Литература

  • Антоний (Мельников), иеромонах. Летопись церковной жизни: епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (некролог) // Журнал Московской Патриархии. — 1955. — № 9. — С. 10—12.
  • Горенок Н. Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова). — М.: Издательство Саратовской митрополии, 2015. — 271 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-98599-161-1.
  • Мон. Елена (Хиловская). Вениамин // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — С. 637—638. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • [Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) (биографическая справка)] // Журнал Московской Патриархии. — 1995. — № 6—8. — С. 63.
  • Кречетов Николай, протодиакон. Памяти епископа Вениамина // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 5. — С. 24—25.
  • Наречение и хиротония архимандрита Вениамина (Милова) // Журнал Московской Патриархии. — 1955. — № 3. — С. 28—30.
  • Рожнёва О. Л. Епископ Вениамин (Милов). — М.: Сретенский монастырь, 2017. — 160 с. — (На страже веры). — 7000 экз. — ISBN 978-5-7533-1358-4.

Ссылки