Донген, Кес ван

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ван Донген, Кеес»)
Кес ван Донген
Кес ван Донген, 1938Кес ван Донген, 1938
Имя при рождении Cornelis Theodorus Maria van Dongen
Дата рождения 26 января 1877(1877-01-26)
Место рождения Делсхавен[нидерл.], Роттердам, Нидерланды
Дата смерти 28 мая 1968(1968-05-28) (91 год)
Место смерти Монте-Карло, Монако
Страна  Нидерланды
 Франция
Жанр портрет, пейзаж
Учёба Королевская Академия изящных искусств, Роттердам
Стиль фовизм
Награды Кавалер ордена Почётного легиона

Кес ван Донген (нидерл. Kees van Dongen; настоящее имя нидерл. Cornelis Theodorus Maria van Dongen; 26 января 1877, Дельфсхафен близ Роттердама — 28 мая 1968, Монте-Карло) — нидерландско-французский художник, один из основоположников фовизма. Наиболее известен как автор стилизованных женских портретов[1]. Кес ван Донген — брат скульптора Жана ван Донгена.

Биография

Родился в Дельфсхафене. Он был в семье вторым из четырёх детей. В 1892—1897 годах учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме; от этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей. Вдохновленный идеями анархизма, в 1895 году он проиллюстрировал голландское издание книги Петра Кропоткина «Анархия»[2].

С 1899 года ван Донген жил в Париже, участвуя в различных выставках, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года на котором также экспонировались работы Анри Матисса. Яркие краски их произведений станут источником названия новой группы живописцев: фовисты. Картины несли зрителям ощущение силы и энергии, из-за чего французский критик Луи Воксель сравнил художников с дикими зверями (фр. les fauves)[3].

Одновременно с фовизмом, ван Донген являлся участником немецкой группы экспрессионистов «Мост» и рисовал карикатуры для парижской газеты La Revue blanche. Примерно в это же время Ван Донген пишет портрет Фернанды Оливье, который, как пишет Гертруда Стайн в «Автобиографии Алисы Б. Токлас», принес ему известность. По словам Стайн:

Ван-Донген конечно же отрицал что эта картина была портретом Фернанды, хотя она ему и позировала, и по этому поводу изливалось много яду. Ван-Донген в то время бедствовал, у него была голландская жена-вегетарианка и питались они только шпинатом. Ван-Донген часто сбегал от шпината в какое-нибудь заведение на Монмартре где он ел и пил на деньги девиц[4].

В 1911 году женился на художнице Августе Прайтингер, с которой познакомился в Академии. У них было двое детей: сын умер через пару дней после рождения в декабре 1901 года, а их дочь, Долли, родилась 18 апреля 1905 года. Во время Первой мировой Донген находился в Роттердаме, а после возвращения в Париж к нему стали обращаться состоятельные люди, желая заказать у него свои портреты.

С некоторым цинизмом он объяснял свою популярность в качестве портретиста среди женщин из высшего общества: «Главное — это удлинить женщин и особенно сделать их стройными. После этого остается только увеличить их драгоценности. Они восхищены». Это замечание напоминает другое его высказывание: «Живопись — самая красивая из лжи»[5].

В 1926 иллюстрировал французское издание скандального романа Виктора Маргерита «Холостячка» (фр. «La Garçonne»)[6].

В 1929 году ван Донген получил французское гражданство. Его поздние работы (в их числе, в частности, портрет Бриджит Бардо 1958 года) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.

Пять работ ван Донгена имеются в Государственном Эрмитаже и две в Пушкинском музее.

Примечания

  1. Kees van Dongen. Britannica. Дата обращения: 19 сентября 2017. Архивировано 3 августа 2017 года.
  2. Yolaine Guignat. «Kees Van Dongen» (фр.). Le Monde libertaire, no 1640 (16-22 juin 2011). Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 24 июня 2019 года.
  3. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПБ.: Азбука-классика, 2003, с. 75 — 134.
  4. Гертруда Стайн. АВТОБИОГРАФИЯ АЛИСЫ Б. ТОКЛАС Перевод с английского И.А. Ниновой. — СПб, Ина-Пресс, 2000.
  5. Kees van Dongen Dutch-French Painter (англ.). Artists. The Art Story, Modern Art Insight. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 июня 2019 года.
  6. Margueritte, Victor. La garçonne. Avec 28 hors-texte de van Dongen. Paris, Ernest Flammarion, 1926. In-8°. Demi-maroquin rouge. Tirage а 750 exemplaires.

Ссылки